УДК 314.7
Гаджиалиева Ш.С.
Преподаватель
кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин
Юридический колледж при Юридическом институте Дагестанского государственного университета
Россия, г. Махачкала
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ
В статье анализируются проблемы и наиболее вероятные перспективы развития законодательства в сфере миграции.
Ключевые слова: государство, миграционные процессы, миграция.
The article analyzes the problems and the most probable prospects for the development of legislation in the field of migration.
Key words: state, migration processes, migration.
За последнее десятилетие миграция населения в России, как социально-экономический процесс, обрела черты динамично-развивающегося явления. Как нам известно, основная масса мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев) «прорвалась» в начале 1990-ых из бывших республик СССР. Это вынудило Российскую Федерацию в кратчайшие сроки, разработать и принять миграционное законодательство и на его основе приступить к государственному регулированию данной проблемы.
Это и послужило поводом серьезно заняться рассмотрением данного вопроса на государственном уровне: обусловило создание нормативно-правовой базы с широким аспектом правовых актов, которую активно
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
продолжают формировать и внедрять в подотрасль российского законодательства.
Миграционное законодательство затрагивает целый комплекс общественных отношений, именно поэтому оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями российского законодательства.
В перспективе может сложиться соответствующая отрасль российского законодательства и вместе с ней подотрасль российского права, хотя некоторые исследователи уже сейчас выделяют миграционное право в качестве самостоятельной отрасли права. 1
Почему же выделение миграционного законодательства в отдельную отрасль права актуально?
Во-первых, миграционные процессы, присущи каждому современному обществу. Они связаны с реализацией права человека на передвижение, с обеспечением безопасности государства.
Во-вторых, составляющим являются также общественные отношения, которые возникают в связи с установлением прав, обязанностей и ответственности самих субъектов (мигрантов, органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций) этих отношений нормами материального права.
В-третьих, система миграционного законодательства далека от идеала. В ней отсутствуют:
1) иерархическая структура и дифференциация правовых актов при внутреннем единстве;
2) базовый нормативный правовой акт, который "сплачивал" вокруг себя нормы соответствующей отрасли права.
Для подтверждения высказанной выше точки зрения, обратимся к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обратим внимание, что в
1 Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2006. № 1.
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
данном законе действительно сосредоточено значительное количество норм, однако содержание актов, несмотря на постоянно происходящее расширение предмета регулирования, свидетельствует о том, что он охватывает далеко не все многообразие миграционных отношений.
Конечно, по сравнению с 90-ми годами, российское миграционное законодательство усовершенствовалось. Его обновление обусловлено политическими, социально-экономическими факторами, отразившимися на изменении причин миграции. Эти изменения повлекли за собой развитие:
1) процедурно-регламентной части миграционного законодательства. (речь прежде всего идет об упрощении процедуры легализации пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Это во многом связано с трудовой миграцией – привлечение высококвалифицированных специалистов, иностранных работников, занятых на строительстве объектов XXII Олимпийских зимних игр 2014 г., и др.;
2) института ответственности за правонарушения в сфере миграции (произведено усиление ответственности за отдельные правонарушения в области миграции);
3) правовой учет мигрантов: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» - цель введения: совершенствование сбора данных о мигрантах, прибывших и проживающих на территории Российской Федерации.
Итак, мы ощущаем позитивный эффект от введенных преобразований в законодательстве: (увеличилось число иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в установленном законом порядке; улучшилось качество взаимодействия органов ФМС России с гражданами, предприятиями и организациями и т.д.
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
К сожалению, все еще сохраняется ряд проблем и противоречий, которые необходимо устранить и доработать. Возникает следующий вопрос: как регулировать миграционные отношения в полном объёме? Вот наша перспектива для развития!
А теперь стоит разобрать сами проблемы и возможные способы их решения. В настоящее время отсутствует комплексный нормативный правовой акт, направленный на регулирование миграционной сферы. Отсутствие специального регулирования отношений, касающихся привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации, закрепления прав иностранных работников-вызывает значительные трудности. В связи с этим необходимо включить в Трудовой кодекс РФ специальную главу, которая бы затрагивала особенности регулирования труда иностранных работников.
Проблема территориальной привязки трудящегося-мигранта к конкретному субъекту Федерации и к конкретному работодателю2. Дело в том, что действующая система трудоустройства иностранных граждан в России-устарела. Она построена таким образом, что иностранный работник фактически не может изменить место работы, свободно распоряжаться своим трудом, что ставит его в зависимость от работодателя. В некоторых странах наблюдается переход от жестко «привязывающей» системе трудящегося мигранта к работодателю к более гибкой форме регулирования, так называемой схеме рабочей авторизации (WV/WA).3 Данный подход может быть перспективным и для Российской Федерации, так как создает более гибкий режим привлечения иностранной рабочей силы и может быть использован, прежде всего, в отношении привлечения высококвалифицированных специалистов.
2 Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах (постатейный). М., 1998.
3 Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. СПБ. Издательство "Юридический центр Пресс". 2011.
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
Требуют решения отдельные проблемы социального обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Так, в настоящее время иностранные работники не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Поскольку основной целью пребывания данных лиц в Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности, целесообразно распространить на них действие норм законодательства, устанавливающих право на получение пособий по временной нетрудоспособности, выплат при несчастных случаях на производстве, а также в случае гибели работника при осуществлении трудовой деятельности.
Безусловно, указанные проблемы не исчерпывают всего спектра трудностей, существующих в сфере правового регулирования миграционных отношений. Но это важный шаг в реконструкции законодательства.
Использованные источники
1. Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2006. № 1.
2. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах (постатейный). М., 1998.
3. Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. СПБ.: Издательство "Юридический центр Пресс". 2011
Гаджиалиева Ш.С.
Преподаватель
кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин
Юридический колледж при Юридическом институте Дагестанского государственного университета
Россия, г. Махачкала
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ
В статье анализируются проблемы и наиболее вероятные перспективы развития законодательства в сфере миграции.
Ключевые слова: государство, миграционные процессы, миграция.
The article analyzes the problems and the most probable prospects for the development of legislation in the field of migration.
Key words: state, migration processes, migration.
За последнее десятилетие миграция населения в России, как социально-экономический процесс, обрела черты динамично-развивающегося явления. Как нам известно, основная масса мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев) «прорвалась» в начале 1990-ых из бывших республик СССР. Это вынудило Российскую Федерацию в кратчайшие сроки, разработать и принять миграционное законодательство и на его основе приступить к государственному регулированию данной проблемы.
Это и послужило поводом серьезно заняться рассмотрением данного вопроса на государственном уровне: обусловило создание нормативно-правовой базы с широким аспектом правовых актов, которую активно
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
продолжают формировать и внедрять в подотрасль российского законодательства.
Миграционное законодательство затрагивает целый комплекс общественных отношений, именно поэтому оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями российского законодательства.
В перспективе может сложиться соответствующая отрасль российского законодательства и вместе с ней подотрасль российского права, хотя некоторые исследователи уже сейчас выделяют миграционное право в качестве самостоятельной отрасли права. 1
Почему же выделение миграционного законодательства в отдельную отрасль права актуально?
Во-первых, миграционные процессы, присущи каждому современному обществу. Они связаны с реализацией права человека на передвижение, с обеспечением безопасности государства.
Во-вторых, составляющим являются также общественные отношения, которые возникают в связи с установлением прав, обязанностей и ответственности самих субъектов (мигрантов, органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций) этих отношений нормами материального права.
В-третьих, система миграционного законодательства далека от идеала. В ней отсутствуют:
1) иерархическая структура и дифференциация правовых актов при внутреннем единстве;
2) базовый нормативный правовой акт, который "сплачивал" вокруг себя нормы соответствующей отрасли права.
Для подтверждения высказанной выше точки зрения, обратимся к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обратим внимание, что в
1 Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2006. № 1.
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
данном законе действительно сосредоточено значительное количество норм, однако содержание актов, несмотря на постоянно происходящее расширение предмета регулирования, свидетельствует о том, что он охватывает далеко не все многообразие миграционных отношений.
Конечно, по сравнению с 90-ми годами, российское миграционное законодательство усовершенствовалось. Его обновление обусловлено политическими, социально-экономическими факторами, отразившимися на изменении причин миграции. Эти изменения повлекли за собой развитие:
1) процедурно-регламентной части миграционного законодательства. (речь прежде всего идет об упрощении процедуры легализации пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Это во многом связано с трудовой миграцией – привлечение высококвалифицированных специалистов, иностранных работников, занятых на строительстве объектов XXII Олимпийских зимних игр 2014 г., и др.;
2) института ответственности за правонарушения в сфере миграции (произведено усиление ответственности за отдельные правонарушения в области миграции);
3) правовой учет мигрантов: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» - цель введения: совершенствование сбора данных о мигрантах, прибывших и проживающих на территории Российской Федерации.
Итак, мы ощущаем позитивный эффект от введенных преобразований в законодательстве: (увеличилось число иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в установленном законом порядке; улучшилось качество взаимодействия органов ФМС России с гражданами, предприятиями и организациями и т.д.
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
К сожалению, все еще сохраняется ряд проблем и противоречий, которые необходимо устранить и доработать. Возникает следующий вопрос: как регулировать миграционные отношения в полном объёме? Вот наша перспектива для развития!
А теперь стоит разобрать сами проблемы и возможные способы их решения. В настоящее время отсутствует комплексный нормативный правовой акт, направленный на регулирование миграционной сферы. Отсутствие специального регулирования отношений, касающихся привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации, закрепления прав иностранных работников-вызывает значительные трудности. В связи с этим необходимо включить в Трудовой кодекс РФ специальную главу, которая бы затрагивала особенности регулирования труда иностранных работников.
Проблема территориальной привязки трудящегося-мигранта к конкретному субъекту Федерации и к конкретному работодателю2. Дело в том, что действующая система трудоустройства иностранных граждан в России-устарела. Она построена таким образом, что иностранный работник фактически не может изменить место работы, свободно распоряжаться своим трудом, что ставит его в зависимость от работодателя. В некоторых странах наблюдается переход от жестко «привязывающей» системе трудящегося мигранта к работодателю к более гибкой форме регулирования, так называемой схеме рабочей авторизации (WV/WA).3 Данный подход может быть перспективным и для Российской Федерации, так как создает более гибкий режим привлечения иностранной рабочей силы и может быть использован, прежде всего, в отношении привлечения высококвалифицированных специалистов.
2 Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах (постатейный). М., 1998.
3 Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. СПБ. Издательство "Юридический центр Пресс". 2011.
__________________________________________________________________________
«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(17) 2018
Alley-science.ru
Требуют решения отдельные проблемы социального обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Так, в настоящее время иностранные работники не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Поскольку основной целью пребывания данных лиц в Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности, целесообразно распространить на них действие норм законодательства, устанавливающих право на получение пособий по временной нетрудоспособности, выплат при несчастных случаях на производстве, а также в случае гибели работника при осуществлении трудовой деятельности.
Безусловно, указанные проблемы не исчерпывают всего спектра трудностей, существующих в сфере правового регулирования миграционных отношений. Но это важный шаг в реконструкции законодательства.
Использованные источники
1. Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2006. № 1.
2. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах (постатейный). М., 1998.
3. Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. СПБ.: Издательство "Юридический центр Пресс". 2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий