ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для РИПК на 7 апреля тема лекции : Экономика и ее роль в жизни общества
Экономика состоит из микроэкономики и макроэкономики. Макроэкономика представляет собой уровень создания факторов и условий, которые благоприятно влияют на результативность экономической деятельности. Микроэкономика – процесс непрекращающегося взаимодействия между производителем и потребителем. Экономика играет, без сомнений, важную роль в жизни современного человека. В первую очередь, благодаря экономике мы обеспечены материальными благами, необходимые для полноценной жизнедеятельности – жилье, одежда, продукты. Экономическая жизнь общества задает общий темп его развития, определяет ход происходящих в нем процессов. Общественные потребности Общественные потребности представляют собой вид тех потребностей, которые носят массовый характер и присущи каждому человеку в силу его общественной природы. Общественные потребности включают в себя два подтипа, которые связанны между собой: потребности государства и потребности общества. К числу общественных потребностей относят потребности в коммуникациях, образовании, труде, здравоохранении, безопасности. На степень реализации общественных потребностей влияет уровень экономики в государстве. Именно фактор экономического развития становится решающим в удовлетворении людьми своих общественных потребностей. В государствах с нестабильной экономикой беспрепятственно могут быть удовлетворены только первичные потребности – необходимость в еде и одежде. Ограниченность ресурсов Ограниченность ресурсов – термин, который в последнее время довольно часто встречается в экономике. Это понятие, которое выражает конечность и дефицитность тех производственных ресурсов, которые привыкли использовать люди в хозяйственном производстве. Человеческие потребности не имеют границ и склонны к возрастанию, в то время как уровень ресурсов для их удовлетворения безостановочно падает. В широком смысле ограниченность ресурсов – это использование человеком свободных материальных и нематериальных ресурсов. В подобной трактовке к свободным материальным ресурсам производства добавляются такие нематериальные ресурсы как время и человеческие силы. Факторы производства Те ресурсы, благодаря которым происходит процесс хозяйственного производства, имеют название факторы производства. Виды факторов производства: 1. Информация – в современном мире вместо информации в экономике все чаще применяют термин «технология». Информация является основой экономической деятельности, так как она открывает новые пути улучшения производства и повышения его результативности. 2. Труд – целесообразная деятельность индивида, направленная на достижения результата. 3. Капитал – совокупность материальных благ: машины, станки, деньги, здания, сооружения. 4. Земля – природный ресурс необходимый для производства материальных благ и услуг. 5. Предпринимательский талант – способность человека организовывать производство, принимать решения связанные с риском, внедрять новаторства в производство. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если предприятие производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества.
Прибыль – это финансовый результат, сопоставления затрат на производство и реализацию с выручкой.
На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие так и не зависящие от усилий предприятия. К внутренним факторам можно отнести: уровень хозяйствования, компетентность менеджера (продавца), конкурентоспособность продукции, уровень цен на реализуемую продукцию. К внешним факторам относят: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные организации. Величина прибыли зависит от направления деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового, социального.
Функции прибыли: 1. воспроизводственная; 2. стимулирующая; 3. распределительная;
Виды прибыли: 1. прибыль от реализации товарной продукции, включает в себя: - реализацию готовой продукции; - реализацию полуфабрикатов собственного производства; - строительных работ; - реализацию услуг по перевозке. Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на производство реализуемой продукции. 2. балансовая прибыль, включает в себя: - прибыль (или убыток) от реализации продукции; - прибыль (убыток) от прочей реализации (продажа на сторону различных видов имущества, числящихся на балансе субъекта хозяйствования); - прибыль (убыток) от внереализационных операций (суммы полученных или уплаченных штрафов, пеней, неустоек, стихийных бедствий, списание долгов и других санкций). Балансовая прибыль определяется сложением прибыли от реализации продукции с суммой прочей реализации и вычитанием внереализационных расходов. 3. расчетная прибыль, составляет разницу между балансовой прибылью и платой за производственные фонды (налог на имущество), суммы уплаты за банковский кредит и прибыли от реализации ширпотреба. Распределение прибыли. Для каждой организационно-правовой формы определен соответствующий механизм распределения прибыли, он основан на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, соответствующих форм собственности. Определение направлений использования прибыли, остающихся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. Государство не устанавливает каких либо нормативов прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направления прибыли на капиталовложения производственного и непроизводственного назначения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов непроизводственной сферы. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе.
Рентабельность и ее показатели.
Рентабельность – показатель характеризующий степень доходности, выгодности и прибыльности деятельности предприятия, т.е. соизмерение прибыли с затратами или ресурсами. Показатель рентабельности позволяет оценить какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в производство. Рентабельность характеризует: 1. итоги деятельности предприятия (т.е. сколько прибыли в процентах получается на 1 рубль ОПФ и НОС); 2. уровень использования оборудования и материалов; 3. состояние производительности труда и заработной платы; Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:
- ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;
- люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.
Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.
Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.
Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.
Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.
Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.
тема лекции по Обществознанию для РИПК на 22 марта согласно расписанию
МОРАЛЬ , искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.
Принципы морали:
-гуманизма
-патриотизма
-оптимизма
-толерантность
Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.
Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Мораль – должное, а нравственность - сущее
Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность
Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.
Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.
Религия– это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.
Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.
· РЕЛИГИЯ ( благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.
Комментариев нет:
Отправить комментарий