ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 24 по 29 октября СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
ТЕМА N8 Многовариантнность общественного развития.
1.Формы общественного развития.
2. Типология обществ.
3.Понятия общественного прогресса.
4.Процессы глобализации и становления единого человечества.
5.Глобальные проблемы человечества.
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОИМ
ЛИЧНЫМ КАБИНЕТОМ В ЮРАЙТ
ЛОГИН zhahriza@gmail.com ПАРОЛЬ 1112831983
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ и ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
1.2. Виды реформ:
- Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
- Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
1.3. Направления реформ
- Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
- Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
- Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.
2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
2.2. Виды революций:
- Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации:
- «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
- «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
II. Классификации (типологии) обществ
1. Различные классификации обществКритерий | Типы обществ | |
Наличие письменности | Дописьменные | Письменные |
Число уровней управления обществом и степень его дифференциации | Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) | Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения) |
Уровень развития | Развитые, развивающиеся, отсталые общества | |
Формационный признак | Бесклассовые общество:
| Классовые общества:
|
2. Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
3. Традиционное, индустриальное, информационное общество
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяйство — около 75% | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукты производства | Услуги |
Социальная структура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Продолжительность жизни | 40—50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Открытость общества |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
Глобальные проблемы современности.
Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы:
Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.
Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.
Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.
Причины возникновения глобальных проблем
Целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Например - война.
Кризис мировой цивилизации связан с выросшей экономической мощью человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами.
Глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах.
Пути решения глобальных проблем
Глобальные проблемы, изучению и решению которых посвятил себя Римский клуб, - это совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. Важно подчеркнуть, что именно в силу этого они перерастают сферу идеологии, а тем более политики, ибо и та, и другая связаны с защитой взглядов и интересов ограниченных общественных групп, в то время как "глобалисты" выступают от имени всего человечества как неповторимого и наделенного "духом" биологического вида.
По существу, новое направление научного знания, обобщившего последние данные общественных и естественных наук – «глобалистика» - не оставляет места для политической практики в ее традиционном, пренебрегающем нравственностью понимании. Ставя в центр своего внимания человека вообще независимо от его расовой, социальной, классовой и иной принадлежности, глобалисты делают решительный шаг в сторону общечеловеческих ценностей и гуманизма, который, как мы отмечали, и составляет сущность культуры. Вот почему глобальные проблемы, сохраняя тесную связь с другими науками (социологией, демографией, экономикой, психологией и т.д.), должны изучаться и изучаются также и культурологией. В будущем «глобалистика», несомненно, станет приоритетным направлением любого опытного знания.
В научной литературе нет окончательного «списка» глобальных проблем; их число и характер варьируются от автора к автору. Однако в подходе к ним до сих пор ощущается определенная идеологическая тенденциозность. Так, если ученые Римского клуба считают, что глобальные проблемы порождены, прежде всего, колоссально возросшими средствами воздействия человека на окружающий мир и их нерациональным использованием, то современные марксистские теоретики видят их главную причину в стихийности капиталистического производства, в анархии буржуазного общественного развития, погоне за прибылью, хищническом «грабеже» колоний, хотя всему миру известна вопиющая разница в экологической ситуации на территории бывшего СССР и высокоразвитых индустриальных стран, скажем Японии. Иначе говоря, согласно одной концепции во всем виноват неконтролируемый научно-технический прогресс, согласно другой - изначальная порочность капитализма.
Среди глобальных проблем, наиболее тесно связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды. Как известно, понятие отчуждения в нравственном смысле разрабатывал еще Гегель, понимая под ним некое состояние внутреннего разлада, духовной «дезинтеграции» человека, утрату личностью своего единства с миром, извращение и разрыв естественных связей с ним. Проблему отчуждения в его конкретных общественно-экономических формах неоднократно ставил и К. Маркс. Так или иначе, трудно отрицать, что появление огромных масс людей, страдающих и несчастных, стандартно похожих друг на друга и относящихся негативно или равнодушно к идее общечеловеческой солидарности и окружающей их природе, было следствием глобальной индустриализации и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим бедам. В области духа ярким симптомом отчуждения стала уже известная нам массовая культура.
Как мы видели, при рассмотрении глобальных проблем, неотвратимо надвигающихся на человечество, нам постоянно приходилось прибегать к понятию «экология», ибо без осмысления и учета экологических факторов современная цивилизация обречена на гибель. Поэтому остановимся на указанном понятии подробнее, тем более что в наши дни оно приобретает дополнительный смысл, имеющий прямое отношение к собственно культурным процессам.
Термин «экология» происходит от греч. oikos - дом, родина - и до последнего времени обозначал отрасль науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, т.е. их естественным «домом». При этом предметом рассмотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру; с другой - обратное влияние природной среды на его здоровье, популяции и генофонд. Все, таким образом, сводилось к преимущественно биологическому и физическому взаимодействию. Однако человек, в отличие от животного, существует не только и не столько в материально-физиологическом измерении. Ведь вырвавшись за его пределы, именно он создал ноосферу - вторую, чисто человеческую среду - и является на планете единственным живым существом, у которого два «дома», две «родины» – породившая его Природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Вот почему в последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такие понятия, как «экология культуры».
Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только решаемые задачи
Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека планетарной культуры стали причиной создания в 1960 – 1970-е гг. множества центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии (совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода)
Римский клуб – основная проблематика его исследований состояла в глобальном моделировании, с учетом различных аспектов человеческой жизни таких как: социальных, политических, нравственных, культурных, экономических. Исследования проводились в двух направлениях:
Экономического роста цель: разработать меры по экономической и экологической стабилизации, достижению глобального равновесия, через ограничение роста цивилизации и пересмотр структуры потребностей самого человека.
Человеческих отношений цель: перенести акцент деятельности человека с количественных параметров на качественные.
Таким образом, выход из социокультурного кризиса видится во «внутренней трансформации» самого человека. В свою очередь, культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и мотиваций – социальных, этических, духовных, должны стать неотъемлемой основой мировоззрения самых широких масс населения
Комментариев нет:
Отправить комментарий