Образование можно рассматривать в трёх трактовках понятия:
- процесс обучения и воспитания личности с целью формирования у нее новых умений и знаний
- система социальных институтов, обеспечивающий процесс обеспечения усвоения новых знаний личностью
- результат приобретения личностью новых знаний, способствующих приобщению индивида к уровню современной жизни
Функции образования:
Функция | Содержание | Пример |
Экономическая | Улучшение результативности труда путем подготовки и обеспечения квалифицированности рабочей силы | Леонид выучился на физика-ядерщика и устроился на соответствующую работу; его деятельность позволила расширить представление об использовании ядерного реактора |
Социализации | Позволяет индивиду успешно функционировать в обществе | Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо |
Культурная | Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний. | В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина. |
Структура образования в смысле воспитания личности имеет определенную структуру, строящуюся на:
- Образовательных учреждениях (детский сад, школа, ВУЗ).
- Социальных группах (учащиеся и педагоги).
- Учебном процессе (непосредственная передача знаний и моральных ценностей).
На примере Российской Федерации структура образования выглядит следующим образом.
- Дошкольное образование - ясли, детский сад.
- Общее: начальное (1-4 классы); основное (5-9 классы); среднее (10-11 классы) – школа, гимназия, лицей.
- Профессиональное: начальное - ПТУ-лицей; среднее - колледж, училище; высшее - бакалавриат, магистратура; послевузовское – аспирантура.
- Дополнительное – художественная и музыкальная школа, кружки, секции.
- Самообразование – самостоятельный поиск и усвоение знаний.
В современном мире образование включает многообразие каналов получения знаний. Помимо стандартной школы и т.п. существует также домашнее обучение, дистанционное обучение, различные курсы самообразования.
Тенденции развития образования:
Гуманизация – основная направленность образования на становление личности, ее интересы и психологию; усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом; упрощение доступа к образовательной среде для людей с ограниченными возможностями.
Гуманитаризация – ориентация внимания общества на изучение социально-гуманитарных наук.
Интернационализация образования – сближение образовательных программ разных стран.
Профилизация образования – профессиональное определение на ранних этапах обучения, обеспечение более серьезного изучения предметов для будущей профессии.
Информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
Беспрерывность образования – процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека, в связи с надобностью обновления знаний из-за постоянно развивающихся технологий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий