понедельник, 3 апреля 2023 г.

  

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПД И ПСА 1 КУРСА  ПРЕДМЕТ ПРАВО

ТЕМА N 14 Избирательные системы и их виды.

1.Избирательные системы и их виды.

2.Понятие референдума.

3. Гражданское общество

ТЕМА N 14 Избирательные системы и их виды.

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран[a].


Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражда́нское о́бщество — совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних отличий.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе[1].


Условия существования гражданского общества

  • автономизация общества, превращение человека в индивида, освобождённого от всяких уз, связывающих его с ближними[2];
  • наличие в обществе частной собственности на средства производства: «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: „Это моё“, — стал подлинным основателем гражданского общества» (Жан-Жак Руссо);
  • наличие конфронтации имущих с неимущими в форме постоянно текущей «холодной гражданской войны», «хищничество богачей, разбой бедняков» (Руссо)[2];
  • наличие демократии в социальной сфере;
  • правовая защищённость граждан;
  • определённый уровень гражданской культуры;
  • высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свободы человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • многоукладная экономика;
  • большой удельный вес в обществе среднего класса.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП и ОИБАС  и РИПК 1 КУРСА  ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЛЕКЦИЯ N9  Искусство и религия  значение в жизни общества.


Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.


Существует ряд теорий происхождения искусства:


– биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;


– игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;


– магическая – искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;


– трудовая – искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.


Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.


В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство – подражание природе; «природа – лучший мастер форм». Искусство – творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.


Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей.


Функции искусства.

 

  1. Познавательная. Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная. Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая. Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская. Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная. Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

 

Виды искусства.

 

Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство:
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
    • статическое (архитектура и литература);
    • динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания:

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство:

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов:

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же – синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества – развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

 Религия в жизни человека и общества

 

 Религия (от латинского religio - святыня, набожность, предмет культа) - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Признаки религии:

  1. Вера в сверхъестесвенное
  2. Организованное поклонение высшим силам - культ 
  3. Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов)

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления - культ.

Культ (от латинского cultus - возделывание, уход, почитание, поклонение) - система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными, первобытными формами религии были:

  1. Магия - вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир
  2. Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.
  3. Тотемизм - поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику 
  4. Анимизм- вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с соврменной цивилизацией. Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований. В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

  1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
  2. Нацонально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций 
  3. Мировые религии: Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей 
  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Достаточно развитые религии имеют свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Роль религии в жизни современного общества:

  1. Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем
  2. Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей
  3. Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
  4. Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
  5. Объединяет общество или какие-то большие социальные группы 
  6. Узаконивает некоторые общественные порядки

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.


Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на свет­ском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной. Религиозные объединения отделены от государства и равны пе­ред законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявле­ние нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходи­мости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла.

Таким образом, содержание свободы совести предполагает свобо­ду на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбо­ра человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действо­вать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к рели­гии в Российской Федерации не допускается.

Гарантией свободы совести и свободы вероисповедания в России является то, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определе­нии своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности рели­гиозных объединений, обучении религии.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбо­ру индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образова­ние детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповеда­ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне ра­мок образовательной программы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...