ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА .
В PDF ОБЩЕСТВ ОЗНАНИЕ 11 КЛАСС Углубленный УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой)
Тема № 17. Право как социальный институт. Система права
1.
Право как социальный институт
2.
Роль права в жизни общества
3. Источники права
4. Система права. Отрасли права
Право является элементом социальной структуры общества, организующим и
упорядочивающим жизнь людей, одним из основных социальных институтов.
Как социальный институт право представляет собой совокупность установленных
государством и закрепленных в нормативных актах юридических норм, выполнение
которых обеспечивается силой государства.
Право обладает всеми признаками социального института:
1) возникает из необходимости совместного разрешения социальной проблемы
(обеспечение социального контроля за поведением людей в целях поддержания
общественного порядка и разрешения конфликтов);
2) включает в себя совокупность норм, обычаев, предписаний, ценностей и т.
д. (равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской
Федерации), разумное и добросовестное осуществление своих прав (ст. 10
Гражданского кодекса Российской Федерации) и многие другие);
3) предполагает определенные социальные роли (судья, юрист и др.);
4) функционирует через организации, реализующие его функции (суды, милицию
и др.);
5) содержит систему санкций (а именно правовых санкций (наказание (штраф,
арест и др.) и поощрение (награждение денежной премией, почетной грамотой за
добросовестный труд и др.)).
Право как социальный институт наряду с общими признаками, характерными для
всех социальных институтов, имеет особенные признаки, отличающие право от
других социальных институтов.
Особенности права как социального института:
1) является государственным регулятором общественных отношений
(устанавливается государством и является властным инструментом осуществления
социального контроля за поведением людей);
2) регулирует важнейшие стороны жизни общества, обеспечивает поддержание
социального порядка, в чем заключается основная интегративная функция права.
К признакам права, отличающим его от других социальных институтов,
относятся:
1) нормативность – структурной единицей права является правовая норма, т.
е. установленное государством правило поведения, регулирующее общественные
отношения, закрепленное в нормативных актах, обязательность выполнения которого
обеспечивается силой государства;
2) общеобязательный характер (обязательность выполнения правовых норм, как
указано выше, обеспечивается возможностью государственного принуждения);
3) формальная определенность (право выражается в письменной форме и
содержится в нормативных актах государства).
Основной функцией права как социального института является интегративная
функция, о которой говорилось выше.
Также право выполняет следующие функции, выражающие его действие в
обществе:
1) экономическую и политическую – регламентирует соответственно
хозяйственные и политические общественные отношения;
2) воспитательную – определяя критерии правомерного поведения, способствует
предупреждению правонарушений;
3) коммуникативную – контакты по передаче информации для взаимосвязи между
государством и обществом;
4) регулятивную – регулирует социальные отношения;
5) охранительную – устанавливая запреты и санкции, защищает права и
интересы граждан.
Источник (форма) права – это
внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права,
исходящие от государства («контейнер», где содержатся нормы права).
Виды источников права:
·
Правовой обычай (обычное/обыкновенное право) – нормы, которые сложились в обществе
независимо, приобрели в сознании людей обязательное значение, а в последствие
получили официальное одобрение государства в качестве источника права.
Например: законы Ману, Русская Правда и Салическая правда.
·
Судебный прецедент – источник права, представляющий собой
решение по конкретному судебному делу, которое впоследствии принимается за
общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.
Был распространен в эпоху Средневековья,
постепенно теряет свое значение в Новое время, играет в наши дни главную роль
лишь в странах постбританского колониального владычества (Соединенное
Королевство, Канада, Австралия, Новая Зеландия и США).
·
Священные книги – сакральные тексты, излагающие религиозные
нормы, которым государством придан общеобязательный статус. Например: Библия,
Коран и др.
·
Нормативный правовой акт – самый
распространенный источник права, официальный письменный документ, который
содержит нормы права. Например: конституция государства, иные законы, система подзаконных
актов (постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств,
решения местных органов власти), содержащие нормы поведения, общие правила.
·
Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, регламентирующее
взаимные права и обязанности, носящее нормативный характер.
Поскольку Россия относится к романо-германской
правовой семье, то в России главенствующим источником права является
нормативный правовой акт. В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом:
Международные акты*
1.
Конституция РФ
2.
Федеральный конституционный закон
3.
Федеральный закон
4.
Подзаконный акт федеральных
органов власти (указы правительства, указы президента и др.)
5.
Законы субъектов РФ
6.
Акты местного самоуправления
7.
Локальные нормативные акты
(внутренние акты предприятий, учреждений)
Интересный факт: место международных актов
в системе нормативных правовых актов является дискуссионным вопросом.
Существует две точки зрения: первая сводится к тому, что Конституция занимает
высшее положение, а вторая говорит о том, что международные акты обладают
высшей юридической силой по отношению к национальному законодательству.
Основные признаки нормативного правового акта:
·
Издается компетентными органами
государства.
·
Обладает юридической силой,
обеспечивается государством.
·
Имеет вид письменного документа.
·
Носит легитимный характер.
·
Содержит нормы права.
·
Характеризуется неконкретностью
адресата, т. е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.
Закон – это
нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной
власти или по результатам референдума (принятие основного закона –
конституции), выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и
регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Виды законов:
·
Конституция (Основной закон) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий
конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий
форму правления и государственное устройство, учреждающий органы
государственной власти (Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.).
·
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – принимаются по вопросам, предусмотренным и
органически связанным с Конституцией (федеральные конституционные законы о
Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ
и т. п.). Также с помощью ФКЗ вносятся поправки в Конституцию.
·
Федеральные законы (ФЗ) – акты
текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической,
политической и духовной жизни общества (ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О
гражданстве РФ», ФЗ «О полиции т.д.) и т. п.). Частным случаем ФЗ являются
кодексы – это такие же ФЗ, просто очень объёмные и сведённые для удобства в
одну “книжку”. (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс
РФ).
·
Конституции (уставы) субъектов Федерации – аналогичные федеральной Конституции основополагающие
политико-правовые акты, в которых содержатся основные положения и которые
распространяют своё действие на территорию субъекта Федерации. По традиции,
конституциями именуются основные законы республик, а края, области, автономные
округа и автономная область, а также города федерального значения именуют свой
основной закон уставом (Устав Томской области, Конституция Чеченской
республики, Устав Санкт-Петербурга).
·
Законы субъектов Федерации издаются
представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на
соответствующую территорию закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской
области, о социальных гарантиях и т. п.).
Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, изданные на
основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем
законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни
любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Виды подзаконных актов:
·
Указы и Распоряжения Президента РФ обязательны
для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий,
предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи
главой государства, принимает акты, которые занимают первое место в иерархии
подзаконных актов.
·
Постановления и Распоряжения Правительства РФ обязательны
к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во
исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
·
Приказы, инструкции, положения министерств,
федеральных служб, агентств и иных ведомств федеральных органов исполнительной
власти принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента
РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения,
находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры
(например, приказы МВД, Минобрнауки, Приказы Генпрокуратуры).
·
Постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
Принимаются, например, губернатором или администрацией области/края.
·
Акты органов местного самоуправления принимаются в
пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории
соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.
·
Локальные нормативные акты —
нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения
и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь. (например, правила
внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, приказ об
увольнении гражданина Х и т.д.).
Норма права
Говоря об источниках права нельзя не
упомянуть о том, что составляет источник права. Нормы права в своей
совокупности образуют источник права.
Норма права – это общеобязательное, формально
определенное правило поведения, гарантируемое и обеспеченное государством,
выступающее регулятором общественных отношений.
Виды норм права:
·
Управомочивающая – предоставляет субъекту возможность определенного поведения (право).
·
Обязывающая – накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность
что-либо совершить.
·
Запрещающая – накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность
воздержаться от определенного поведения.
Структура нормы права
Структура нормы права состоит из трех частей и
её можно представить так: «Если» – «То» – «Иначе»; где «Если» является гипотезой, «То» является диспозицией, а «Иначе» – санкцией.
Гипотеза –
указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или
отсутствии которых и реализуется норма.
Диспозиция – содержит само правило поведения, согласно которому должны
действовать участники правоотношения.
Санкция –
указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения
диспозиции правовой нормы.
Система права — вся совокупность норм права
данной страны.
Система права
включает в себя: институт права, подотрасль права, отрасль права.
Институт права — это совокупность взаимосвязанных
юридических норм, регулирующих определённый вид общественных отношений
(например, институт собственности, институт гражданства и т. д.). Институты
права объединяют нормативные правовые акты и правовые нормы.
Подотрасль
права — это
совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права (например,
избирательное право — это подотрасль конституционного права).
Отрасль права — это совокупность взаимосвязанных
юридических норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных
отношений (например, гражданское право, семейное право, трудовое право). Вся
система права подразделяется на отрасли: материальные (основное их содержание
составляет установление прав и обязанностей субъекта) и процессуальные (нормы
процессуального права устанавливают порядок реализации норм материального
права).
Система права
Российской Федерации включает в себя Конституцию РФ, федеральные
конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального
собрания РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Основные
отрасли права в РФ
В России система
права охватывает около 30 отраслей, важнейшими из которых являются следующие:
Основные
отрасли права в РФ
Отрасль права |
Содержание правовой отрасли |
I. Материальное право — отрасли права, которые
регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права
и обязанности субъектов. |
|
1. Конституционное (государственное) право |
Отрасль права, закрепляющая форму правления,
государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан,
избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и
взаимоотношения высших органов государственной власти. |
2. Гражданское право |
Отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также
связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности,
обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право и
т. д. |
3. Административное право |
Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в
процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности
должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение правил
дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д. |
4. Уголовное право |
Отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие
общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за
них назначаться. |
5. Семейное право |
Отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и
порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов,
родителей и детей и т. д. |
6. Трудовое право |
Отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение,
изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха. |
7. Финансовое право |
Отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе
финансовой деятельности государства. |
II. Процессуальное право — отрасли права,
регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы
материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных
интересов участников правоотношений. |
|
1. Уголовно-процессуальное право |
Отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания
и порядок производства по уголовным делам. |
2. Гражданско-процессуальное право |
Отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства
по гражданским делам. |
3. Арбитражный процесс |
Процесс прохождения дел в арбитражных судах. |
4. Административное судопроизводство |
Судопроизводство по разрешению административных дел. |
5. Конституционное судопроизводство |
Судопроизводство в Конституционном суде. |
Международное
право
Отдельно
выделяется международное право, которое не входит в систему права
ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм,
регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей
системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.
Частное и
публичное право
Существует и другое
деление системы права — на частное и публичное.
Публичное
право — это отрасли права, которые закрепляют порядок
деятельности органов государственной власти и управления. Предметом правового
регулирования являются неимущественные отношения.
Основные
отрасли публичного права — международное публичное
право, конституционное право, административное право, финансовое право,
уголовное и уголовно-процессуальное право.
Частное право — это отрасли права, которые охраняют и регулируют отношения
частных дел. Предметом правового регулирования являются имущественные и
неимущественные отношения.
Основные
отрасли частного права — гражданское право,
предпринимательское право, трудовое право и семейное право.
Разграничение права
на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный
интересы взаимосвязаны.
Тема № 18. Связь права и государства. Правотворчество и законотворчество
(учебник PDF 11 класс, 2 часть , стр 55.)
1. Связь права и
государства
2. Правовое государство
и гражданское общество
3.Правотворчество
и законотворчество
4.
Механизм современного государства
Основные теории происхождения государства и права
(1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и
права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных
религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир
сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение.
Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома
Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит
в государстве разросшуюся семью, так же опекающую своих подданных, как отец —
своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией,
является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя
для народа - это как власть отца в семье.
3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и
права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.),
была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах
формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн,
Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали
государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли.
Люди, выйдя из “естественного” (догосударственного) состояния, объединялись в
государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно
и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий
признавались охрана государством частной собственности и обеспечение
безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный
между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.
4. Органическая теория представляет государство как некое подобие
человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал
структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.
Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой
человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования
человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не
могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без
государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что
государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей,
подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то
клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают
эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и
право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее
приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит
естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в
соответствии с законом органической эволюции.
5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в
работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой
теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен
другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное
племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется
частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления
побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные
факты существования государств в результате завоевания одних народов другими
(например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя,
так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются
сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.
6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения
государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим
инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической
потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида
якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению “выдающимся
личностям”. Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и
права З. Фрейд - основатель влиятельного психологического направления в социологии
и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной
орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями,
движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в
дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство,
право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.
7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания
существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных
качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из
тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать
в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым.
Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев
высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи
и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая
система ценностей в виде “вождя нации”, “чистоты крови”, история представлялась
как история борьбы высшей арийской расы с другими, низшими расами.
Расовая теория
считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных
и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой
теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для
государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права
высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства. 8. Материалистическая
(марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего,
в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной
собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными
экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит
государство, а на смену родовым обычаям — право. Как объективный результат этих
процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и
органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство
классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего
класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы,
то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное
явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно
отмереть вместе с исчезновением классов.
Правовое государство и
гражданское общество
Появление
правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало
возможным в результате вызревания гражданского общества. Сам
термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком
значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю
непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества,
т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется
в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не
зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении
совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм
означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.
Гражданское
общество в узком, собственном значении неразрывно связано с
правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское
общество представляет собой многообразие не опосредованных
государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях
рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры
частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной
эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат
раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных
граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять
на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское
общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические,
семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а
также не опосредованные государством политические отношения между индивидами
как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В
гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не
вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и
солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Гражданское
общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах
человеческая общность, представленная:
1. сетью добровольно
образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации,
ассоциации) во всех сферах жизнедеятельности общества;
2. совокупностью
негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных,
религиозных).
Правовое
государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его
основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия
над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать
индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство,
ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и
достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения
между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей
приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и
его действиями. Идеи правового государства были заложены Гоббсом,
Локком, Монтескье.
Признаки
правового государства:
1.
Верховенство закона во всех сферах жизни общества. «Разрешено все то, что не
запрещено законом».
2.
Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения
властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная
ответственность личности и государства.
4.
Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5.
Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
6.
Стабильность законности и правопорядка в обществе.
Гражданское
общество и правовое государство - это парные категории политологии. Без
гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство
должно выражать и отражать интересы гражданского общества.
Ответом на
несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте,
а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому
материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и
равенство явились теория и практика социального государства или государства
всеобщего благоденствия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий