понедельник, 2 сентября 2024 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА  И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА

№1Социальные науки                                                  в системе научного

знания.

1. Общество как предмет изучения. Различные подходы                                к изучению общества.

2. Социальные науки в системе научного знания.

3.Место философии в системе обществознания. Философия и                              наука.

4. Методы изучения социальных явлений.

5. Сходство   и различие естествознания и обществознания.


ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ.


№1Социальные науки                                                  в системе научного

знания.

 

1.Общество как предмет изучения. Различные подходы                                к изучению общества.

Понятие общества. Подходы к пониманию общества.

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Кроме того, обществом в узком смысле можно назвать конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Иногда вместо понятия «общество» используют термин «социум».

Основные подходы к исследованию общества

Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический, натуралистический.Спор между ними возникает по вопросу о той роли, какую играют в обществе духовные, материально-производственные и природные факторы.

Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов. Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. И поскольку все люди уникальны, действуют произвольно, постольку нет никаких закономерностей общественной жизни, она представляет собой совокупность случайных и неповторимых событий. Часть философов-идеалистов считает, что в общественной жизни всё-таки есть закономерности, так как люди реализуют план, замысел каких-либо сверхъестественных духовных сил – Бога, Мирового Разума и т.п. Такой точки зрения придерживался, например, Г.В.Ф.Гегель.

Представители противоположного,материалистического подходасчитают, чтов обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей.Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Знание объективных социальных закономерностей даёт возможность реформирования, усовершенствования общества.

Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий, так как материальные интересы людей решающим образом влияют на их сознание, на те идеи, которых они придерживаются в жизни. Подобной точки зрения придерживался К.Маркс.

Разновидностью материалистического подхода к объяснению общественной жизниявляется натуралистический подход. Его представители  закономерности развития общества объясняют природными факторами. Различные природные факторы существенно влияют на образ жизни, производственную деятельность человека, обусловливают хозяйственную специализацию различных регионов, психический склад наций, их духовную культуру и тем самым предопределяют формы и темпы исторического развития разных обществ. Одним из наиболее существенных факторов является климат. Установлено, что локальные ухудшения климата – похолодания, иссушения – всегда совпадали с возникновением великих империй, взлётами человеческого интеллекта, а в периоды потеплений происходил распад империй, застой духовной жизни. На общественное развитие большое влияние оказывают и космические факторы, например, 11-летние циклы солнечной активности. На пики солнечной активности приходится рост социальной напряжённости, социальных конфликтов, преступности, психических расстройств, возникновение эпидемий и другие негативные явления.

2. Социальные науки в системе научного знания.

Социальная наука есть не что иное, как одна из форм познания общест-вом самого себя. Социальная наука (социология) – наука, которая стремится понять окружающую нас действительную социальную жизнь в её своеобразии, взаимосвязь и культурную значимость её отдельных явлений в их нынешнем облике и причин того, что они исторически сложились именно так, а не иначе.

Целью науки является познание действительности. Действительностью для социального познания является культура, взятая в самом широком значении, культура как продукт человеческой деятельности, которая несёт в себе самой основу собственной познаваемости.


Структура социологического знания

В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, развиваются основополагающие принципы социологии, понятийно-категориальный аппарат науки, методология. Теоретическое знание включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем может быть опровергнуто или подтверждено. В рамках теоретического знания выделяют теорию социологии и метасоциологию, объектом изучения которой является сама социология, её познавательные возможности, закономерности её развития.

Эмпирический уровень социологического знания представлен всеми ви-дами и формами эмпирической информации, полученной в результате проведения прикладных социологических исследований.

Ведущая роль в социологии отводится теории, о чём нельзя забывать отечественным социологам, для которых получение эмпирической информации подчас становится самоцелью и у которых наблюдается явный сдвиг в сторону оперативных социологических исследований общественного мнения. Ошибается тот, кто считает, что наука может основываться на «фактах». Сами факты, от процесса их «установления» через «верификацию» и определение их значения, имеют в качестве предпосылки своего наличия именно в качестве «факта» предшествующую им теорию.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания осуществляют теории среднего уровня – понятие, введённое Р. Мертоном для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве опосредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Теории среднего уровня – это отраслевые и специальные социологические теории, имеющие более узкую предметную область, сравнительно с общей теорией (социология культуры, социология массовых коммуникаций и т.д.). Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, институтов, общностей, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.


Функции социологии

1.    Теоретико-познавательная функция социологии заключается в накоплении, приращении знаний о социальной действительности.

2.    Практически-преобразовательная функция социологии заключается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных социальных процессов.

3.    Мировоззренческая функция социологии проявляется в том, что со-циология формирует систему научных взглядов на социальную действитель-ность, на место человека в ней, а также обусловленные этими взглядами жиз-ненные позиции людей.

 

3.Место философии в системе обществознания. Философия и                              наука.

 

В настоящее время философия представляет собой науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения.

Философию нередко представляют как излишне абстрактную науку, упрекая ее в бесполезности. Недаром долгое время символом философа был медведь, сосущий лапу. Но философия дает нам ответ на многие важные вопросы:

·        Что представляет собой окружающий мир?

·        Каковы место и роль в нем человека?

·        В чем заключается смысл и цель жизни?

·        Существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества?

·        Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением?

·        Что нас ожидает в будущем?

Эти вопросы составляют главное содержание философии.

Как уже было сказано ранее, к предмету философии относится круг вопросов, которые касаются построения целостной картины мира, определения места человека в окружающем мире.

Важное значение имеют также функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии:

·        Мировоззренческуюкоторая способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающими миром;

·        Методологическую, которая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

·        Мыслительно-теоретическуювыражающуюся в том, что философия учит правильно мыслить, обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира;

·        Гносеологическую - имеющую целью правильное и достоверное познание действительности;

·        Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

·        Аксиологическая функция философии – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей (морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.);

·        Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть общественные противоречия и указать пути их устранения или смягчения;

·        Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы привить гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

·        Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития материи, сознания, познавательных процессов человека, природы и общества.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

·        диалектика;

·        герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются гибко, критически, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понимании, т.е. понимание – это способ существования человека.

Основными направлениями в философии являются:

·        материализм;

·        идеализм;

Сторонники материалистического направления воспринимают материю как первичную субстанцию, существующую независимо от мыслящих существ и развивающуюся по своим внутренним законам, а сознание – как свойство, проявление высокоорганизованной материи. Материалисты полагают, что сознание определяется материальным бытием. Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов (Демокрита, Эпикура)натурфилософский материализм эпохи Возрождения (Николай КоперникЭразм Роттердамский, Томас Мор и др.); механистический материализм XVII-XVIII вв.; и диалектический материализм, предлагаемый марксистской философией.

Суть идеалистического направления в философии – признание в качестве первоначала и определяющей силы сознание (идею, дух), а материи – как производной от идеи, ее воплощения. Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный. Родоначальником объективного идеализма считается ПлатонОбъективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознаниеСубъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм и др.) признают единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводят из содержания этого сознания.

Наряду с главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные течения – дуализм и деизм. Суть основанного Р. Декартом дуализма заключается в том, что существуют две вечные независимые субстанции – материальная и духовная, которые взаимодополняют друг друга и одновременно соединяются в человеке. Сторонники деизма (французские просветители XVIII века) признавали существование Бога, который, по их мнению, единожды сотворил мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии, и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

4. Методы изучения социальных явлений.

 

Методы исследования социальных наук

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

·        Документальный - анализ документов, контент-анализ;

·        Внешние проявления социальных явлений – наблюдение;

·        Человек - опрос (анкета, интервью);

·        Малая группа - социометрический опрос;

·        Социальный опыт - экспертный опрос;

·        Организованная группа - эксперимент.

1. Наблюдение — это сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

·        вводная часть (введение в проблему),

·        основная часть (вопросы по проблеме),

·        заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

5. Сходство   и различие естествознания и обществознания.

Сходство и различие естествознания и обществознания

Одна из влиятельных концепций, по-своему обосновавшая различие между «науками о природе» и «науками о культуре», — неокантианская, представленная в трудах В. Виндельбанда и Г. Риккерта, в конце XIX — начале XX века. С их точки зрения естественные науки открывают присущие природе законы, причины, объясняют и предвидят ход природных процессов. Они выявляют повторяющиеся, сходные, устойчивые свойства, связи и отношения, поэтому могут пользоваться генерализирующим, т. е. обобщающим методом, а следовательно, и математическим аппаратом. Науки о культуре, истории общества имеют дело с уникальными, единичными, неповторимыми событиями. Это методологическое различие наук о природе и наук о культуре сегодня принимается во внимание, но вместе с тем подчеркивается, что оно не может абсолютизироваться и должно уточняться по отношению к каждой конкретной научной дисциплине.

Социальные и естественные науки различаются прежде всего по объекту, и в таком случае встает вопрос о специфике общества как объекта познания. Общество, его развитие и функционирование есть результат деятельности людей, поэтому эмпирической базой открытия и изучения законов является непосредственное изучение поведения и деятельности живых, конкретных людей. Реальная эмпирическая история людей многообразна, абсолютной повторяемости нет, очень трудно уловить закономерность, устойчивость, повторяемость, о чем говорит, в частности, применение разработанного К. Марксом понятия общественно-экономической формации, которое значимо в пределах его концепции, но предельно абстрактно, не может отразить всего многообразия истории общества и претендовать на безусловно точное его объяснение. Конкретная история индивидуализирована, реальная история каждой страны уникальна и представляет собой бесконечное изменение, развитие, смену поколений. Очевидно, что общественные процессы и явления нельзя исследовать, так сказать, в «чистом виде», в лабораторных условиях, возможности социального эксперимента ограничены.

Важнейшей особенностью общества как объекта социально-гуманитарного познания является вхождение в его содержание и структуру субъекта познания, наделенного сознанием и активно действующего, как определяющего компонента исследуемой социальной реальности и «мира человека». Из этого следует, что исследователь имеет дело с особого рода реальностью — содержанием человеческого сознания, областью смыслов и значений, требующих специальных методологических приемов, отсутствующих в арсенале естественных наук. Существенно и то, что исследование объекта в этом случае осуществляется всегда с определенных ценностных позиций, установок и интересов, которые являются определяющими в действиях субъекта. Отсюда следует, что необходимо показать специфику не только объекта, но и субъекта социально-гуманитарного познания. Собственно социальное познание осуществляется социально сформированным и заинтересованным субъектом, оно определяется его мировоззрением.

Если в естествознании воздействию мировоззренческих, идеологических и иных установок подвергается не само содержание научных открытий, но следующие из них теоретические философские выводы, а также применение самих знаний, то в общественных науках цель субъекта — получить знание, с помощью которого можно не только объяснить, но также оправдать, укрепить или осудить, изменить те или иные общественные структуры и отношения. Здесь само содержание знания является составляющей социальной позиции познающего субъекта, следовательно, чтобы понять реальное содержание общественных идей и теорий, их надо соотносить не только с объектом познания, но и с реальными интересами общественных групп, т. е. ввести дополнительное «измерение» — субъектно-субъектные (межсубъектные) отношения, через призму которых исследуется объект.

В социальном и гуманитарном познаниигде неотъемлемо ценностное отношение субъекта к объекту, предполагается иная объективно складывающаяся ситуация: объект не только познается, но одновременно и даже в первую очередь оценивается. Включение оценки означает, что объект как таковой, «сам по себе» не интересует субъекта; он интересует его только в том случае, если соответствует цели и отвечает духовным или материальным потребностям субъекта. Определение ценности происходит как соотнесение объекта с некоторыми образцами (идеалом, эталоном, нормой) и установление степени соответствия этому образцу. Образцы формируются в той или иной u1082 культуре, передаются как «эстафета» (традиция) и устанавливаются субъектом в процессе его обучения и повседневной жизни

Тема№2 Особенности социального познания.

1.    Особенности социального познания.

2.    Научное и ненаучное социальное познание.

3.Особенности наук, изучающих общество и человека.

4. Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи.

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315


ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ

Тема№2 Особенности социального познания.

1.    Особенности социального познания.

Социальное познание и его особенности

Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение.

Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):

Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь.

Объект познания – то, что познается.

Объект познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание.

Источники и способы познания: человеческие чувства, разум, интуиция.

Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).

Однако, человеческий разум в познании не всесилен.

 

Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании.

Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме).

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

4.    В качестве объекта выступает:

- деятельность самих субъектов познания (людей);

взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).

Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.

Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

Стороны социального познания:

(онтологическая, гносеологическая, ценностная)

1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее) – касается объяснения бытия (существования) общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества.

2. Гносеологическая сторона социального познания

- связана с особенностями самого социального познания:

1.    Роль общественной практики в социальном познании

2.    Личный опыт познающего субъекта

3.    Роль социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании;

4.    Возможности человеческого разума в познании общества и человека (Ограничения. Плохо и хорошо, т.к. не знаем своего будущего).

5.    Признание ученым объективного существования общества и наличия в нем объективных законов (или отрицание этого), то есть его позиция по онтологической проблеме социального познания;

6.    Каким образом осуществляется познание общественных явлений;

7.    Каковы возможности их познания и каковы границы познания;

3. Ценностная (аксиологическая) сторона социального познания

(гр. Аксиос – ценный)

Любое социальное познание связано с определенными ценностями исследователя. Эти ценностные приоритеты определяют выбор объекта познания, его методы, специфику истолкования полученных результатов исследования.

Будет ли истинным полученное таким образом знание? Скорее всего – да, т.к. ценностные приоритеты определяют лишь характер и специфику самого исследования, а не существование, функционирование и развитие объекта исследования.

Выводы:

Все три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру познавательной деятельности человека.

2.    Научное и ненаучное                                               социальное познание.

Формы и уровни познания. Научное и ненаучное познание.

Познание – последовательное движение к знанию, процесс получения и постижения знания.

Познание имеет 2 основных уровня:

I. Вненаучное.

II. Научное.

Вненаучное познание имеет следующие формы:

1. Ненаучное или обыденное познание, понимаемое как разрозненное, несистематизированное познание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.

Его основной предмет и проблемное поле - "жизненный мир" человека. Это понятие было предложено в феноменологии Э. Гуссерля. Обычно этот мир понимался как нечто само собой разумеющееся и не требующее специального анализа. Обыденное познание и здравый смысл рассматривались как "недоразвитое" познание, которое необходимо "подтянуть" к достойному уровню.

Особенности обыденного знания выражаются в придании смыслов и значений социальным явлениям и в поисках стандартных норм мышления и поведения. Это знание "нашпиговано" множеством представлений и мнений, принятых на веру и не подлежащих логическому обоснованию и доказательству. Так, Э. Дюркгейм отмечал, что основа обыденного знания - набор типологических конструкций, придающих мышлению и деятельности стандартность, рецептурность, очерчивающих пути, по которым удобнее передвигаться в конкретной ситуации. Это может быть вера в правомерность определенного общественного порядка, определенных систем ценностей, что необходимо для стабильного функционирования общества. Прагматический характер жизненного мира детерминирует и особый способ поиска знаний. Человека интересует не столько социальный объект сам по себе, сколько его отношение к познающему человеку, способность удовлетворять потребности. Поэтому на первый план выдвигаются нормы, предписания, запреты по поводу использования тех или иных социальных феноменов, приемлемые формы общения с другими людьми.

2. Донаучное познание, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. В его состав входит мифологическое, религиозное, астрологическое, игровое познание. Особняком здесь стоит художественно-образное познание. Знания, переданные с помощью художественных образов, - необходимый компонент исторического сознания, которое важно не только для понимания прошлого, национальных традиций, но для воспитания чувства ответственности за современную деятельность. Главная особенность искусства - его роль в эстетической оценке явлений через призму прекрасного и безобразного, формирования чувства прекрасного как важнейшего компонента духовного ядра личности, когда человек не только видит красоту в мире, но и способен "вести себя эстетически".

3. Паранаучное познание (выходящее за рамки науки и несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом). Сюда относятся магические, парапсихологические и оккультные учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающимися за обычными явлениями.

4. Лженаучное познание как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание.

5. Квазинаучное познание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархизированной науки, где невозможна критика власть придержащих, где жестко проявлен идеологический режим (развитие генетики в СССР при Т. Лысенко).

6. Антинаучное познание как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком".

7. Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий (истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс).

Научное познание бывает эмпирическое и теоретическое (не что иное, как собственно наука).

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука - это творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке - сциентизм и антисциентизм.

Сторонники сциентизма утверждают, что "наука превыше всего" и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности. "В пику" сциентизму возник антисциентизм, представители которого утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.

3.Особенности наук, изучающих общество и человека.

 

Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание.

Общество настолько сложный объект, что одна наука не может изучить его. Это можно сделать только многими науками. Совокупность наук, изучающих общество в целом, - обществознание. Это философия, история, социология, экономика, политология, психология, социальная психология, антропология, культурология. Это фундаментальные науки, состоящие из множества разделов, направлений, школ… Возникнув позже других наук, обществознание вбирает их понятия. В совокупности наук относящихся к обществознанию выделяют 2 разновидности: социальные и гуманитарные. Если социальные науки – науки о поведении людей, их предмет – поведение людей, то гуманитарные науки – это науки о духе, их предмет – культура. К социальным наукам относят социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию, антропологию, этнографию. У них много общего, они тесно связаны между собой. Примыкают к ним родственные им науки – философия, история, искусствознание, культурология…

Т.к. все эти науки взаимодействуют и обогащают друг друга, то границы между ними условны, на их пересечениях возникают новые науки.

Социальные и гуманитарные знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.

Особенности социального познания в отличие от естественнонаучного:

Субъект и объект познания совпадают, т.к. общество включает в себя материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека. Познание становится самопознанием.

Обще́ственные (социáльные) нау́ки (лат. socium — о́бщее) — комплекс научных дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, динамику, развитиеисторию, так и его отдельные подсистемы (экономикуполитикугосударствогражданское обществоправовое устройство, духовную жизнь).

Отнесение к общественным наукам может варьироваться в зависимости от различия между задачами (фундаментальные, утилитарно-прикладные) и, отчасти, объектами (области, охватываемые познанием человечества по ходу общецивилизационного процесса, с одной стороны, и дисциплины в учебно-академическом понимании, с другой).

4.Социальные науки и

профессиональное самоопределение молодёжи.

Одной из ключевых проблем, несущей в себе предпосылки решения многих социальных задач, является профессиональное самоопределение. Что такое профессиональное  самоопределение в контексте социального поведения человека? В какой мере человек, как субъект своей активности, использует имеющийся у него личностный опыт (представления о ценностях, жизненных планах, своих личностных возможностях и т.д.) в качестве средств адаптации, а также посредством каких механизмов осуществляется достижение целей профессиональной деятельности и саморазвития? Необходимость новых подходов к анализу социального поведения диктуется потребностями социальной практики. Поэтому исследование такого сложного феномена как профессиональное  самоопределение является необходимой предпосылкой для развития научных представлений о качественном разнообразии конкретных проявлений социального поведения Профессиональное самоопределение как проявление социального поведения обусловлено не только  социальными детерминантами, но непосредственно связано с процессом профессиональной  адаптации  индивида, и это еще один важный аспект нашего исследования.

Анализ профессионального самоопределения как элемента человеческой деятельности имеет противоречивый исследовательский статус. Важный аспект проблемы адаптации в социальной среде через профессиональное самоопределение отражен в совокупности вопросов, которая обозначается обычно термином «вторичное восприятие» и относится к когнитивным структурам и механизмам.

Основное внимание в исследованиях профессионального самоопределения отводится рассмотрению его социальных функций, которые, по сути, выступают механизмом и условием социальной адаптации. Важнейшая из них - функция профессиональной адаптации индивидов в социально-приемлемых рамках. В названном контексте предназначением  анализа профессионального самоопределения является  описание, а затем классификация и, наконец, объяснение профессионального поведения, обеспечивающего стабильную профессиональную социализацию в обществе, при этом профессиональные нормы выступают в роли теорий, объясняющих содержание той или иной профессии в рамках определенной когнитивной структуры. Отличительной чертой этой структуры является трансформация информационных элементов в репрезентативно-образные, сопровождающиеся превращением описания в объяснение. То есть человек видит профессию не такой, какой она является на самом деле, а сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений, так, как она представлена в процессе профессиональной ориентации.

Ключевыми понятиями для описания профессионального самоопределения как условия и механизма адаптации продолжают оставаться не только «цель», но и «мотив», «потребность» и т.д. Обыденные стратегии выбора наиболее интересны с точки зрения анализа механизмов адаптации через профессиональное самоопределение. Здесь можно наблюдать важный для профессиональной  адаптации процесс качественного сравнения альтернатив выбора в социальной среде. Это свидетельствует о том, что процесс профессионального самоопределения  рассматривается как самостоятельный по отношению к мотивационной детерминации в процессе адаптации.

В процессе социальной адаптации,  когда профессиональное самоопределение  как цель реализуется в деятельности, происходит активное, но противоречивое в своей основе взаимодействие между целью и средствами. С одной стороны, средство предоставляет человеку возможности, которые по определению более обширны, чем данная цель. С другой стороны, средство именно есть то, что ничего собою не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность. Это противоречие в профессиональном самоопределении, обнаруживающееся на том этапе адаптации, когда не находит свое разрешение планируемая  цель, которая становится средством для достижения адекватных показателей. Этот процесс должен быть бесконечным, в противном случае мир целей не сможет сохранить свою самостоятельность. На второй ступени, где цель осуществляется, воплощаясь в результате деятельности, профессиональное самоопределение  проявляет себя как объективированный процесс, в котором может быть снято противоречие между субъективной целью и объектом. Но это возможно только в том случае, если цель на протяжении всей деятельности сохраняет свою самостоятельность как нечто устойчивое.

Социальная адаптация - сложный и глубоко индивидуализированный процесс, при анализе которого внимание естественно обращается к субъективным механизмам, личностным чертам, личностной ситуации и т.д. Именно поэтому так важно учитывать социальную природу профессионального самоопределения, многоуровневую в пространстве и накапливаемую во времени социальную детерминацию  как самой этой способности, так и конкретных процессов и форм ее проявления. Человек осуществляет социальное поведение, т.е. ставит цели и выбирает стратегию движения к ним, будучи включен в социальный процесс. Более того, само социальное поведение (в нашем исследовании  как проявление способности к социальной адаптации  через механизм профессионального самоопределения), к предвосхищению результата в сознании можно рассматривать как продукт этой деятельности. Человеческое сознание и мышление как необходимые предпосылки профессионального самоопределения есть особая способность социального субъекта [6].

 Таким образом, профессиональное самоопределение  может быть как подготовкой к  успешной социальной адаптации, так и сложным ее проявлением. Однако оно может стать и устаревшим стереотипом реакции, так и не приобретшим или потерявшим актуальность. Ценности чаще других аспектов профессионального самоопределения рассматриваются в качестве регуляторов адаптации, причем адаптация, основанная на ценностях, считается высшим уровнем развития личности. Нельзя с очевидностью предполагать, что структура ценностных ориентаций является раз и навсегда сформированной субстанцией, однако если ориентация на значимые ценности присутствует, то интерес представляет исследование того, какие именно значимые ценности связаны с высоким уровнем профессионального самоопределения. В зависимости от того, какие мотивы преобладают в процессе достижения цели, существенным образом меняется и характер всех процессов индивидуальной адаптации. Профессиональное самоопределение признается в качестве высшей мотивации человека, движущей силы в реализации собственного потенциала во всех сферах жизни. Поскольку мотивация имеет побуждающую к действию функцию, то она обеспечивает все компоненты процесса профессионального самоопределения. Так, при высокой мотивации возрастает эффективность достижения целей, более тщательно происходит выбор средств для ее достижения, более значимой становится оценка результата [4]. Использование максимально широкого взгляда на проблему профессионального самоопределения как механизма и условия адаптации позволяет соотнести различные цен­ности. 

Познавательные элементы профессионального самоопределения проявляются через понимание субъектами своих профессиональных интересов - личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных. Поэтому интегративным элементом профессионального  самоопределения можно считать профессиональное сознание, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной профессиональной общности.

Ценностные элементы профессионального самоопределения предполагают анализ существующих в обществе социально-профессиональных ценностей, что является ключевым моментом изучения характера и особенностей  профессиональной адаптации. Одним из главных достоинств социально-философского  подхода в описании структуры ценностей является   возможность сопоставления результатов, когда ценностные предпоч­тения напрямую увязываются с данными эксперименталь­ных методик. Профессиональное самоопределение, пони­маемое как система ценностных ориентаций, в профессиональном выборе и самоопределении включает в себя три ключевых компонента: ценность, установку и субъективную структуру.

Поведенческие элементы профессионального самоопределения включают систему поведенческих ориентаций и разделяемых индивидом правил профессионального участия. Поскольку профессиональное самоопределение - это не просто особые формы взглядов на профессиональную систему, то сама структура профессионального сознания есть совокупность устойчивых ориентаций, отражающихся в социальном поведении [10]. Иначе говоря, профессиональное самоопределение социальных субъектов (в нашем исследовании - это учащаяся молодежь), является фактором, влияющим, в конечном счете, на развитие и обновление профессиональной системы общества. В общей сложности всё сказанное указывает на то, что в исследовании профессионального самоопределения, проявляемой в уровне профессиональной удовлетворенности,  действительно должен быть «эмпирический статус». Но субъекты никогда не выступают неким однородным уровнем профессиональной реальности. В действительности профессиональные субъекты значительно различаются по уровню развития своего сознания. Они существенно различаются и своим отношением к существующей  социально-профессиональной системе, а также степенью доступа к ней, т.е. вклад разных субъектов в динамику функционирования профессиональной среды   неодинаков и вообще может иметь разный знак.

Таким образом, социокультурные детерминанты - это социально-профессиональные, экономические  отношения каждого данного общества, которые проявляются как познавательные ценностные, поведенческие элементы и интересы. Профессиональные интересы обусловлены положением тех или иных социальных групп, но вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют вне того или иного их выражения, в виде взглядов, позиций, морали, идеологии этих социальных групп. Выявление взаимозависимости между профессиональным интересом и профессиональным поведением, уровнем его активности приобретает значение закономерности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...