ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ:
Тема №6 Сущность человека. Духовное и материальное в человеке.
Человек является объектом изучения многих наук. Среди них – биология, физиология, психология, генетика, антропология, этнология. Так, в центре антропологии (учения о человеке) стоит проблема происхождения, становления человека современного типа, в центре психологии – закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, в центре генетики – законы наследственности и изменчивости организмов. Вместе с тем человек является и основным предметом философского знания.
«Человек есть мера всех
вещей», – говорил древнегреческий философ Протагор. Что это
за мера? В чем и как она проявляется? Эти вопросы обсуждаются около 2,5 тыс.
лет и вызывают горячие споры. Философский подход в изучении человека состоит в
том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого
потенциала природы и общества, как творец духовного мира. Когда Аристотель различал
растительную, животную и человеческую души, то он показывал место человека в
природной иерархии и его зависимость от более низших материальных состояний.
Возникают вопросы:
почему сущностных характеристик человека так много? Почему они столь различны,
хотя и имеют в виду один и тот же объект – человека? Попытаемся разобраться в
этих вопросах.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Человек представляет
собой сложную систему, он многомерен. С научной точки зрения человек, как вы
знаете, – это уникальный продукт длительного развития живой природы и
одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек
рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной
способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, его
духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому
рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи
включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о
сущности человека как единстве природного и социального.
Нет ничего более
очевидного и вместе с тем более сложного, чем человек. Современного человека от
его далеких предков отделяют сотни тысячелетий. Поэтому неудивительно, что
многое из жизни рода человеческого на заре его возникновения остается
непознанным, таинственным, загадочным. Да и наш современник не дает оснований
принимать его за существо предсказуемое и открытое. Даже люди, умудренные
жизнью, нередко осознают недостаточность своего знания «братьев по разуму», так
как люди знакомые и незнакомые каждый день преподносят что-то непонятное,
неожиданное в своем поведении и образе мыслей.
Исследованием сущности
человека занимается особая отрасль знания – философская антропология.
Ее надо отличать от общей, биологической антропологии, которая изучает биологическую
природу человека, закономерности и механизмы строения человеческого тела в их
генезисе (происхождении) и в современном состоянии. Знание общей антропологии
обязательно для того, чтобы представлять себе биологические возможности Homo
sapiens, понимать, почему он способен вести себя иначе, чем ведут себя даже
высокоорганизованные животные – человекообразные обезьяны. Между ними и Homo
sapiens пролегает незримая, но непреодолимая граница: только Homo sapiens
способен изготовлять орудия для изготовления орудий. Это, по мнению ряда
исследователей, является его главным родовым отличием.
Второе отличие состоит в
том, что человек обладает способностью абстрактно мыслить (осознавать связи
между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности) и
излагать в членораздельной речи содержание, направленность, смысл результатов
своего мышления. На основе всеобщих форм практической деятельности сложилась
развернутая система смыслов. Сегодня она зафиксирована в многочисленных
разнообразных текстах, словарях, пособиях, научной и художественной литературе,
искусстве, религии, философии, праве и т.д.
Благодаря этой общей
системе смыслов происходит непрерывное освоение культуры каждым новым
поколением, т.е. социализация человека.
В философии Канта
человек рассматривается во всех своих проявлениях: как человек познающий,
нравственный, стремящийся к совершенству посредством воспитания. Именно Кант
провозглашает человека целью, а не средством для другого человека.
Большое влияние на
оформление философской антропологии в качестве самостоятельной дисциплины
оказало учение немецкого философа Людвига Фейербаха (1804–1872
гг.). В 30–40-е гг. XIX в. Фейербах объявил, что человек является универсальным
и высшим предметом философии. Все же остальные вопросы устройства мироздания,
религии, науки и искусства решаются в зависимости от того, что считать
сущностью человека. Сам философ был убежден, что сущность человека – это прежде
всего чувственность, мир эмоций и переживаний, любовь, страдания, стремление к
счастью, жизнь ума и сердца, единство тела и души. С его именем связано
появление основополагающего философского термина «антропологизм»,
объясняющего действительность из человека. Свое учение Л. Фейербах называл
философией человека, антропологией. К. Маркс критиковал абстрактное,
внеисторическое понимание Фейербахом человека и, в свою очередь, определял
сущность человека как «совокупность общественных отношений».
Философская антропология
возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы
сущности человека (его разумность, орудийная деятельность, способность
создавать символы и т. д.). Она явилась своеобразной реакцией на вопрос, что же
является решающим в жизнедеятельности (и прежде всего поведении) человека –
природа или социум, на который предшествующая философия так и не дала
исчерпывающего ответа.
Философская антропология
– междисциплинарная область знания, пытающаяся соединить конкретно-научное,
философское и религиозное постижение человека. Ее основу составляют концепции,
общий смысл которых сводится к следующему: изначальная биологическая
незащищенность человека порождает его деятельную активность, связь с миром, с
себе подобными, духовность, культуру; человек в силу своей мирооткрытости,
неустойчивости (эксцентричности) и постоянного поиска точки опоры своего
существования вне себя обречен на вечный поиск, странствия и стремление к
самосовершенствованию; человек – существо многомерное, непостижимое,
нуждающееся во множестве «других», «другого», «не-я»; человек является центром
пересечения двух начал – «порыва» (природного ядра,
олицетворяющего влечения, биологические потребности, аффекты) и «духа» (сферы
разума и чувств), единство которых и образует сущность человека. Сущность
человека, в понимании признанного основателя философской антропологии М.
Шелера, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не
только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.
Заметное воздействие на
философскую антропологию оказала философия жизни –
философское течение конца XIX – начала XX в., в частности ее идеи о том, что
человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а
инстинктами. В свою очередь, философская антропология оказала значительное
влияние на развитие психоанализа – комплекса гипотез и
теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека, и экзистенциализма (философия
существования), в рамках которого отличительным признаком человека считается
свобода.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Как уже отмечалось,
человек представляет собой сложную, многоуровневую систему. Здесь взаимосвязаны
биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного.
Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек»
является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих
человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Эти
понятия однопорядковые, но их не следует отождествлять. Различия между ними
будут рассмотрены в последующих параграфах.
В философии есть один из
ключевых собирательных терминов – «субъект». Он охватывает
перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и
практическую деятельность человека. Субъект – активно
действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную
обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно
значимой деятельности. «Субъектностъ» – важный аспект
индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не
следует смешивать с понятием «человеческая субъективность», под которым
понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
В содержание понятия
«субъект» входят все социально значимые характеристики человека, и в первую
очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы,
способности выступают в качестве движущей силы общественно-исторической
деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы.
Иначе говоря, содержание понятия «субъект» охватывает все социально значимые
качества человека: разум, нравственность, совесть, духовность и др.
Человек – это субъект
общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо,
обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и
способностью изготовлять орудия труда. К этому следует добавить, что
человек – это сложно организованное единство биологического и социального.
Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего
значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития,
социализации, обретения сущностных родовых качеств сохраняет особенности
природного существа.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человек находится в
универсальной связи с природным и социальным миром, оставаясь вне этой связи
таковым лишь «по названию», подобно тому как, по замечанию Аристотеля,
отсеченная от тела рука является таковой лишь по названию. Всю полноту своих
разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и
институтами человек реализует через деятельность. Именно в
практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей
целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство
телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.
Деятельность
представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к
окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. Объективные, т.е.
независимые от сознания человека, отношения и закономерности этого мира могут
противостоять воле действующего человека, быть нейтральными, а при определенных
условиях – способствовать успеху человеческих начинаний. Поэтому в любой человеческой
деятельности (экономической, политической, культурной) выделяются субъективный,
т.е. зависящий от человека, и объективный аспекты.
Выше уже говорилось о
том, что человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая
деятельность носит общественный (социальный) характер. Это проявляется в ее
целях, средствах и основаниях: человек ставит те или иные, в том числе и значимые
для общества, задачи, выбирает признанные и одобренные социумом средства их
реализации. Понятно, что постановка тех или иных целей и их реализация должны
соизмеряться с объективными обстоятельствами.
Деятельность, как уже
отмечалось, всегда представляет собой соединение в единое целое объективного и
субъективного моментов. В то же время формы их выражения имеют различный
характер в разных ситуациях. Так, преобразование общественной жизни и адаптация
человека к ее условиям предполагают как владение знаниями в этой области, так и
наличие возможностей для тех или иных групп людей успешно реализовывать свои
общественно-политические, культурные и иные программы. Успех отдельного
человека будет определяться степенью эффективности осуществления конкретной
программы в целом. Именно сознание человека как способность соединять образ
своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит
необходимым условием реализации поставленной цели в процессе осуществления
деятельности.
Духовное и материальное в человеке.
Материальное и духовное в человеке.
Человек, по своей
природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и
духовные средства. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и
потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, дороги и
т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает духовные ценности,
нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические, религиозные
идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по
всем каналам как материальной, так и духовной культуры.
Духовное в
человеке - это неотъемлемая части внутренней сущности самого человека.
Материальное в
человеке, не заданы биологически, не даны человеку от рождения.
Деятельность человека и ее виды
Любая
деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет
свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир.
Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.
Деятельность
— это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку.
Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность,
подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере
необходимости.
Структура
деятельности
Схематично
можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем
компоненты этой схемы по порядку.
Субъект
деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная
группа или общество в целом.
Объект
деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные
группы, общество.
Мотив
деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель
деятельности — образ желаемого результата.
Средства
(инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие
(процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения
результата.
Результат
деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Деятельность
человека и активность животного
Может
показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь
животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять
какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о
потомстве.
Действительно,
между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека
отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность
человека
Активность
животного
Человек
приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть
до создания искусственной среды вокруг себя
Животное
приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные
изменения)
Человек
осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное,
каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек
создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное
воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность
человека носит созидательный характер
Активность
животного носит потребительский характер
Отличительные
признаки деятельности
Для
деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность,
то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность,
то есть направленность на получение результата.
Преобразующий
характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и
самого себя.
Общественный
характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для
достижения результата.
Виды
(формы) деятельности
В
рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности
— игру, учение, труд и общение.
Игра
— это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию
и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во
время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе,
семейным отношениям.
Учение
(познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и
навыков.
Труд
— это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого
первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и
общественных потребностей.
Общение
— процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в
себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий