ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО , ПСА И ПД 1 КУРСА УЧЕБНОГО 2024-2025 ГОДА
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ:
Тема № 16 Социальная психология групп.
1. Группа как объект исследования социальной психологии.
2. Классификация групп в социальной психологии.
Группа в социальной психологии
Социальная психология группы всегда трактовалась по-разному. С одной стороны трактовка опиралась на разнообразные подходы, которые задавались изначальной междисциплинарностью социальной психологии, включая т.е. социологической психологическую парадигму. Социальная психология групп и ее понимание может быть выявлено из их анализа, где происходит рассмотрение выделенных посредством социологией социальных групп, в которых определяются черты, в совокупности формирующие группу в качестве психологической общности. Она позволяет каждому участнику группы идентифицировать себя с ней.
Так,
исследователем К. К. Платоновым были выделены несколько видов групп:
- ассоциация
в виде неорганизованной, случайной группы со стихийной структурой и
личностными целями деятельности;
- корпорация,
представленная внутренне организованной группой, которая обладает
внутренней структурой и общей деятельностью (цели здесь определяются в
качестве личных через групповые);
- коллектив,
который характеризуется внутренней структурой и совместной деятельностью
(общие цели здесь выносятся за пределы группы).
Психология малых групп
Малая группа включает в себя совокупность двух или более
людей, взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие нормы и цели.
Генезис
малой группы включает несколько особенностей:
1.
Историко-генетические проблемы малых групп, историю появления и развития общества
в качестве структурного элемента.
2.
Онтогенез малых групп, возникновение и развитие в контексте индивидуальной
истории жизни.
3.
Совершенствование группы с момента организации и до момента образования
коллектива.
Можно
выделить несколько этапов развития группы: направленность, организованность и
коммуникация (коммуникационный аспект).
Б.
Такмен рассматривал развитие группы в соответствии со следующей моделью:
- ориентировка
по задачам;
- эмоциональные
реакции;
- внутренний
конфликт;
- функциональная
и ролевая согласованность и др.
При рассмотрении проблем малой группы, принято выделять ее структуру. Она представляет собой совокупность особым образом согласованных связей, которые складываются между членами группы.
Малые
группы также включают социально-психологические явления:
социально-психологический климат и давление.
Социально-психологический
климат группы рассматриваются в парах следующих особенностей:
- доверие
– недоверие;
- симпатия
– антипатия;
- свобода
– несвобода (в отношении мнений);
- давление
– самостоятельность;
- информированность
– отсутствие информированности;
- удовлетворенность
– неудовлетворенность.
Лидерство в контексте группы
В
исследовании малых групп отдельно следует рассмотреть теорию лидерства. В этом
контексте группа рассматривается с помощью вероятностного подхода, концепции
следования целям, нормативных моделей принятия решений, трансактным и
когнитивным подходом.
Лидерство
в качестве социально-психологического феномена играет большую роль в интеграции
группы. Лидерством включает в себя процесс организации и управления малыми
социальными группами, что способствует достижению ее целей в оптимальные сроки
и с высокой степень эффективности.
Можно
выделить несколько основных характеристик лидера:
1. Спонтанное
занятие позиции лидера.
2. Роль
неофициального руководителя.
3. Процесс
выдвижения лидера почти всегда связан с особой ситуацией, которая возникает в
группе (или для группы).
Существуют
некоторые статусы лидера, среди которых ведущими являются профессиональный,
функционально-ролевой, морально-этический, самооценочный. Типология лидерства
предусматривает три вида оснований: содержание, стиль и характер деятельности.
1. В
соответствии с содержанием деятельности:
1. лидер-вдохновитель,
который предлагает программу поведения;
2. лидер-исполнитель,
организующий выполнение уже заданных программ;
3. лидер,
который может являться одновременно организатором и вдохновителем.
2. В
зависимости от стиля руководства лидер может быть:
1. авторитарный;
2. демократический;
3. смешанный.
3. В
соответствии с характером деятельности лидеры бывают:
1. универсальными,
то есть постоянно проявляющими свои качества;
2. ситуативными,
то есть проявляющими качества лидера только в специализированных ситуациях.
Понятие
климата можно отнести как к стилю лидерства, так и к понятию сплоченности,
межличностной привлекательности и др.
Интегральная
характеристика межличностных отношений заключается в групповой сплоченности,
важной составляющей которой является целенаправленная деятельность группы,
явление конформности. Конформность понимается, с одной стороны, в качестве
давления большинства на меньшинство. Обратное конформности явление называется
нонконформизмом с проявлением желания поступать вопреки мнению большинства.
Конформизм
как явление обозначается в качестве образующего систему феномена,
воздействующего на большинство процессов, которые происходят в малых и больших
группах. Понятие было введено в оборот с началом экспериментов Соломона Аша.
3. Способы психологического воздействия
в больших социальных группах.
4.Межличностные отношения в группах.
Способы социально-психологического воздействия
Социально-психологическое
воздействие — это «направленная передача информации от одного человека к
другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения или
других особенностей партнера по общению»1. [1]
Социально-психологическое
воздействие осуществляется на всех уровнях социальной реальности: как
субъектами (инициаторами), так и объектами (адресатами, реципиентами)
воздействия могут выступать отдельные личности, малые группы, большие
социальные группы, общество в целом. Социально-психологическое воздействие осуществляется
во всех сферах жизнедеятельности людей — в сфере делового, педагогического,
семейного, досугового общения, в сфере массовых коммуникаций, пропаганды и
идеологического влияния.
Целью
социально-психологического воздействия является изменение психологических или
социально-психологических характеристик объекта общения. К мишеням
социально-психологического воздействия на личность относят: побудители
активности (мотивы, потребности, интересы, склонности, идеалы); регуляторы
активности (установки, групповые нормы, общественное мнение); когнитивные
структуры (мировоззрение, убеждения, верования, знания о мире); характеристики
деятельности (образ жизни, стиль поведения, привычки, навыки, умения);
психические состояния, настроения, чувства и эмоции. В группе людей мишенями
воздействия могут быть психологический климат группы, групповые нормы,
межгрупповые отношения.
Психологическое
воздействие в реальной жизни чаще всего носит не односторонний характер, а
представляет собой взаимовлияние, взаимо- воздействие, инициатива воздействия
может переходить от субъекта к объекту. Объект воздействия способен осознавать
и оценивать попытки воздействовать на него, не соглашаться с ними и оказывать
контрвоздействие на партнера по общению.
В структуре
процесса психологического воздействия можно выделить несколько компонентов:
стратегию и тактику воздействия, динамические характеристики воздействия,
средства и методы (способы) воздействия.
В
психологической литературе описаны две основные стратегии психологического
воздействия — монологическая (субъект-объектная) и диалогическая (субъект-субъектная)1.
При монологической стратегии адресат воспринимается как пассивный объект
влияния. Цель воздействия устанавливается и реализуется инициатором без учета
интересов и предпочтений реципиента. Выделяют два подтипа монологической
стратегии: императивная стратегия (принуждение, приказание) и манипуляция.
Инициаторы воздействия, руководствующиеся диалогической стратегией, в разной
мере учитывают особенности реципиента, часто для того, чтобы повысить
эффективность воздействия.
Тактика
психологического воздействия — это совокупность конкретных приемов,
используемых субъектом воздействия, выбор которых зависит от целей и задач
воздействия. В зарубежной социальной психологии описано огромное количество
тактических приемов воздействия и манипулирования[2] [3].
К таким приемам, например, можно отнести лесть, комплименты, сознательное
искажение информации, ссылки на авторитетное мнение, унижение, угрозы и т.д.
Социально-психологическое
воздействие может осуществляться как вербальными, так и невербальными
средствами (паралингвистическими и экстралингвистическими).
Выбор форм,
способов, стратегии и тактики социально-психологического воздействия в
конкретных случаях определяется содержанием совместной
деятельности и общения, ролевой структурой взаимодействия, конкретными целями
общения, а также индивидуально-психологическими особенностями субъектов
общения.
Традиционно
к способам (методам) социально-психологического воздействия относят
заражение, внушение, подражание и убеждение.
Г. М.
Андреева определяет заражение как «бессознательную невольную
подверженность индивида определенным психическим состояниям»1.
Заражение проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или
образцов поведения, а через передачу определенного
эмоционального состояния или «психического настроя»[4] [5].
В
межличностном общении постоянно происходит обмен эмоциями между партнерами.
Этот обмен является неотъемлемой частью общения и настолько естественен для
людей, что, как правило, не осознается. Люди могут «заразить» друг друга
любыми, как позитивными, так и негативными, эмоциями и состояниями: радостью
или грустью, страхом, тревогой, негодованием, энтузиазмом или скукой и т.д.
Феномен
заражения является также предметом специального исследования в социальной
психологии стихийных групп. Возникая в больших неорганизованных группах (толпе,
публике или аудитории), эмоциональное состояние усиливается путем многократного
отражения при передаче от человека к человеку. Этот феномен получил название
«эмоционального кружения» или «циркулярной реакции»[6].
«Эмоциональное
кружение» является одним из механизмов образования толпы. А. II. Назаретян
описывает «усредненный» сценарий образования панической толпы: сильный
(шокирующий) стимул вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек, их
испуг проявляется односложными криками («Пожар!»), тревожным выражением лиц и
суетливыми телодвижениями; эмоция страха передается дальше от человека к
человеку все более расширяющимися кругами; люди теряют самоконтроль и начинают
вести себя иррационально, начинается паническое бегство, которое только
усугубляет опасность[7].
Г. М.
Андреева указывает на то, что мера, которой различные аудитории поддаются
заражению, зависит от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию[8].
Тем не менее самым общим эффектом влияния «эмоционального кружения» на психику
человека является психический регресс: актуализируются низшие, более
примитивные пласты психики и формы поведения. Индивидуальные различия в опыте,
статусе, интеллекте между людьми стираются, индивид чувствует и реагирует как
все члены группы.
Эмоциональное
заражение описано в социальной психологии в основном при изучении кризисных,
экстремальных ситуаций, но оно не является однозначно негативным явлением.
Заражение сопровождает любое массовое мероприятие (спектакль, концерт,
субботник, праздничное шествие и т.д.) и может служить сплочению и мобилизации
группы1.
Внушение
— это
«целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого
или группу»[9] [10]. Внушение, как правило, носит вербальный
характер и от убеждения отличается тем, что не основано на доказательствах и
логике. При внушении одновременно с вербальным сообщением адресату передается и
определенное психическое состояние, т.е. внушение на практике сопровождается
эмоциональным заражением.
Внушение —
это одностороннее, субъект-объектное воздействие. Оно предполагает пассивность
адресата, основано на пассивном, некритическом восприятии сообщения.
Способность критически воспринимать информацию снижается, когда человек
находится в состоянии физического неблагополучия (утомлен, голоден, ослаблен
физически). Так, например, технология вовлечения людей в деструктивные секты
включает в себя методы снижения критичности (ограничения сна, ограничения
питания, повторяющаяся монотонная деятельность). Зарубежными и отечественными
социальными психологами описаны и другие факторы, повышающие эффективность
внушения. Их можно разделить на три группы.
- 1.
Индивидуально-психологические факторы:
- •
возраст (дети больше поддаются внушению, чем взрослые);
- •
личностные характеристики (несамостоятельность, зависимость, отсутствие
выраженных интересов).
- 2.
Социально-психологический фактор: авторитет лица, осуществляющего внушение
(суггестора). Доверие к суггестору автоматически вызывает доверие к
источнику информации и даже к социальной группе, к которой суггестор
принадлежит.
- 3.
Ситуационные факторы: внушаемость повышается в ситуациях, непривычных,
вызывающих тревогу, неуверенность, взволнованность и возбуждение, в
ситуациях дефицита времени на принятие решения, т.е. в ситуациях кризисных
и экстремальных[11].
Подражание имеет общие
черты с явлениями заражения и внушения, однако его особенность заключается в
том, что при подражании осуществляется не простое принятие внешних черт
поведения другого человека или массовых психических состояний, но
воспроизведение человеком черт и образцов демонстрируемого поведения[12].
Традиция
изучения подражания в социальной психологии восходит к теории подражания Г.
Тарда, одним из положений которой является утверждение о том, что подражание —
основной принцип развития и существования общества. В результате подражания
возникают групповые нормы и ценности, распространяются социальные инновации.
Социальные конфликты объясняются противоречиями между возможными направлениями
подражания. Более поздними исследователями теория Г. Тарда критиковалась за
абсолютизацию роли подражания в развитии общества1.
В рамках
необихевиористской ориентации в социальной психологии была разработана теория
подражания как механизма социального научения (Н. Миллер, Д. Доллард, А.
Бандура). А. Бандура описывает три способа подражания модели поведения, в
результате которых формируется новое поведение: 1) наблюдение за поведением
модели; 2) наблюдение за вознаграждением или наказанием модели поведения; 3)
наблюдение за моделью, актуализирующей образцы поведения, уже известные
наблюдающему[13] [14]. Г. М. Андреева отмечает, что эти три
способа подражания могут проявляться и в социальном поведении[15].
Подражание —
это важнейший механизм социального развития ребенка, но оно присуще в
определенной мере и взрослым: молодые люди склонны подражать тому, что социально
ново, при этом не только образцам социально значимым, по, прежде всего, внешне
динамичным, ярким (образцам моды, кино и пр.).
Убеждение
— это
сознательное вербальное воздействие на другого человека или группу людей с
использованием обоснованной и опирающейся на логику аргументации. Убеждение —
это субъект-субъектное воздействие, предполагающее дискуссию между участниками
процесса. Предполагается, что человек или аудитория должны не только понять, но
и добровольно согласиться с получаемой информацией.
Для того
чтобы убеждение было эффективным, коммуникатор должен учитывать следующие
факторы:
- •
содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития
личности;
- •
убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей личности;
- •
убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально
доказательным;
- •
при убеждении необходимо приводить и анализировать факты, известные
слушателям;
- •
убеждая других, человек сам должен глубоко верить в то, что он сообщает[16].
Е. В.
Сидоренко разделяет все способы психологического воздействия на конструктивные
и неконструктивные. При неконструктивных видах влияния один
человек стремится подчинить чувства и действия другого человека своим целям,
желаниям, планам. При конструктивном воздействии
взаимодействие партнеров происходит с их взаимного согласия.
Манипуляция
— наиболее
спорный с этической точки зрения, но чрезвычайно распространенный способ
воздействия, проявляющийся в самых разных контекстах взаимодействия людей.
Манипуляция определяется как скрытое побуждение адресата к переживанию
определенных состояний, принятию решений или выполнению действий, необходимых
для достижения инициатором своих собственных целей1.
Э. Шостром
считал манипулирование злом и основным бедствием современного человека. Е. Л.
Доценко называет манипуляцию способом воздействия, разрушающим как личность
адресата, так и личность самого манипулятора[17] [18]. Авторы известного пособия по
межличностному общению — В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа —
считают, что приемлемость манипуляции зависит от того, используется ли она как
основная стратегия поведения или как ситуативная тактика[19]. В качестве тактического приема
манипуляция может использоваться в воспитании и обучении, например для создания
дополнительной мотивации деятельности. Если манипуляция становится единственным
способом воздействия, то формируется мапипулятивный стиль общения, при котором
партнер воспринимается как «марионетка», как средство достижения целей. При
этом личность партнера воспринимается не целостно, а как совокупность качеств,
которые могут пригодиться для достижения личных целей. Такой стиль общения
подразумевает и специфическую самоподачу: демонстрируется только та часть
личности, которая поможет достижению целей. Результатом манипулятивного общения
является, по мнению Ю. С. Кри- жанской и В. П. Третьякова, манипулятивная
деформация личности[20].
Изучение
способов социально-психологического воздействия имеет большое практическое
значение. По мнению Е. В. Сидоренко, современный человек нуждается в знании об
оказываемом на него во всех сферах жизнедеятельности воздействии и о способах
корректного противостояния чужому воздействию[21].
Тема №17 Общение и социальное взаимодействие.
1. Общение как Тема №17 Общение и социальное взаимодействие.
1. Общение объект социально-психологических исследований.
2.
Функции общения.
Основные подходы к
определениюсущности общения:интеракционистский – общение каксоциальное взаимодействие, коммуникация посредством
символов;когнитивистский– общениекак коммуникация, проявление
познавательных процессов, восприятий и аттитюдов;неофрейдистский–
общение какреализация бессознательной мотивации посредством
идентификации и психологической защиты;трансактный– общение какобмен
трансакциями, эго состояниями;необихевиористский – общение какобмен
подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации;персоналистический –
общение какличностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности
личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла;отечественный –
общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство
реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и
групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели;
вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта;
определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация
и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов
общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция
(стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.
Типология общения. Формы общения: а) по средствам:
непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное,
кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное
(императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое;
межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое,
интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое,
воспитательное, светское.
Классификация функций общения
в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная,
психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная
социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения:
интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и
обусловленность совместной деятельностью.
Основные категории: социальная
природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения,
деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения,
формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.
3.Общение как
взаимодействие.
Общение - сложный процесс
взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и
понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа,
люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне
человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и
невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Взаимодействие –
это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов
(субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и
связь. Виды взаимодействия Все виды разделяются
на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию
(конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее
организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Кооперация —
необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.
А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение
единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности
каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его
потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет"
и "мотив" деятельности не совпадают. Три основные формы
взаимодействия: 1) кооперация — сотрудничество
индивидов для решения общей задачи; 2) конкуренция — индивидуальная или
групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); 3) конфликт —
скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
4. Институты
Коммуникации
Социально-коммуникационный
институт — это
элемент индустриальной ОКС, представляющий собой формально учрежденную, т.е.
имеющую свой орган управления, совокупность организационных и технологических
систем, обладающих определенным, социально признанным назначением. В
современной индустриальной ОКС различаются следующие виды институтов.
1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих сущностных
функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию:
• архивное дело;
• библиотечно-библиографическое
дело;
• музейное дело;
• система научно-технической
информации;
• телекоммуникационные сети,
например Интернет.
2. Некумулятивные институты, не выполняющие социально-мнемическую
функцию и не входящие в состав социальной памяти:
• народное образование;
• система массовой коммуникации
(радио, телевидение);
• средства связи: почта,
телеграф, телефон;
• газетно-журнальное дело;
• книгоиздательское дело;
• книготорговое дело;
• туристическое дело;
• культурно-досуговая система.
Каждый институт располагает
профессионально подготовленными кадрами, занятыми практическим удовлетворением
общественных коммуникационных потребностей, обусловивших возникновение
института. Кроме того, в его состав входят: отраслевая наука, занятая
совершенствованием практики и самопознанием института; отраслевое образование, обеспечивающее
подготовку и переподготовку кадров профессионалов; органы
управления, организующие работу института; групповая специальная
коммуникация — профессиональная пресса, литература, устное общение,
формирование специальных фондов.
Кроме социальных институтов, в
составе индустриальной ОКС находятся службы или даже системы, не
достигшие уровня институциализации. Такими
доинституционными элементами являются: агентства по рекламе, фирменные маркетинговые
службы, службы паблик рилейшенз, службы референтов-переводчиков, команды
имиджмейкеров, биржи труда и справочные городские службы, организаторы
массовых праздников, шоу, чемпионатов и т. п.
Перечисленные
социально-коммуникативные институты ориентированы на удовлетворение
коммуникационных потребностей общества в целом, поэтому входящие в них службы
называются общими, или
публичными, массовыми, общедоступными. В дополнение к общим, различными
ведомствами и общественными организациями учреждаются специальные коммуникационные
службы: издательства, редакции журналов, библиотеки, информационные органы,
архивы, которые призваны обслуживать групповые потребности тех или иных
категорий специалистов. Эти службы обладают двойственностью: с одной стороны
они входят в состав индустриальной ОКС, где заимствуют технологии и используют
общедоступные ресурсы; с другой стороны они принадлежат некоммуникационным
специальным институтам (армия, государственное управление, материальное
производство и т. д.) и подчиняются органам управления этих институтов. Эта
двойственность обусловила разделение коммуникационных служб индустриальной ОКС
на две категории: общие и специальные, нередко соперничающие друг с другом за
приоритеты обслуживания специалистов. Специальные службы образуют свои
организационные и технологические системы, но до формирования коммуникационных
институтов дело не доходит. Исключением является Государственная система
научно-технической информации (ГСНТИ), достигшая статуса специального социального
института.
Наконец, можно по
масштабам деятельности разделить коммуникационные службы на
международные, национальные, региональные (областные, краевые), городские,
районные, локальные (точечные). По признаку собственности те
же службы подразделяются на государственные (федеральные), ведомственные,
муниципальные, общественные, частные, личные.
Сказанное не означает, что в
индустриальной ОКС не сохранились нормативные социальные институты. Они есть, и
ими остаются с давних пор естественный язык, фольклор, искусство, народные
промыслы и традиции, создателем и потребителем которых являются массовые
аудитории.
В итоге получается четырехслойная
структура индустриальной ОКС:
• нормативные коммуникационные
институты.
• учрежденческие коммуникационные
институты общего назначения, включающие кумулятивные и некумулятивные
институты;
• коммуникационные службы
некоммуникационных социальных институтов и специальные коммуникационные
институты (ГСНТИ);
• доинституционные
коммуникационные службы.
В качестве социальных
коммуникантов и реципиентов индустриальной ОКС выступают: население, массовая
аудитория (М) и
специальные социальные группы (Г).
4. Межличностные конфликты
и способы их разрешения.
Конфликт – это один из способов разрешения проблем
и противоречий, возникающих в результате взаимодействия между индивидами или
группами людей. При этом он сопровождается негативными эмоциями и поведением,
выходящим за нормы, принятым в обществе.
Во время конфликта каждая из
сторон занимает и отстаивает противоположную позицию по отношению друг к другу.
Ни один из оппонентов не желает понимать и принимать мнение противника.
Конфликтующими сторонами могут быть не только отдельные люди, но и общественные
группы и государства.
Межличностный конфликт и его особенности.
Если интересы и цели двух или
более людей в конкретном случае расходятся, и каждая сторона старается решить
спор в свою пользу, возникает межличностный конфликт. Пример такой ситуации –
ссора между мужем и женой, ребенком и родителем, подчиненным и начальником. Этот
тип конфликта является самым распространенным и наиболее часто случающимся.
Межличностный конфликт может происходить как между хорошо знакомыми и постоянно
общающимися людьми, так и между теми, кто видит друг друга в первый раз. При
этом отношения выясняются оппонентами лицом к лицу, путем личного спора или
дискуссии.
Этапы межличностного конфликта
Конфликт представляет собой не
просто спор двух участников, возникающий стихийно и неожиданно. Это состоящий
из нескольких этапов процесс, постепенно развивающийся и набирающий силу.
Причины межличностных конфликтов могут накапливаться иногда довольно длительное
время, прежде чем выльются в открытое противостояние.
На первом этапе конфликт носит скрытый характер. В
это время только назревают и формируются противоречивые интересы и взгляды. При
этом оба участника конфликта считают, что их проблему можно решить посредством
переговоров и дискуссий.
На второй стадии конфликта стороны осознают, что мирным путем
преодолеть их противоречия не удастся. Возникает так называемая напряженность,
которая возрастает и набирает мощь.
Третий этап характеризуется началом активных
действий: споров, угроз, оскорблений, распространением негативной информации о
противнике, поиске союзников и единомышленников. При этом между участниками
накапливается взаимная неприязнь, ненависть, озлобленность.
Четвертый этап – это процесс разрешения
межличностных конфликтов. Он может закончиться примирением сторон или разрывом
отношений.
Виды межличностных конфликтов
Существует множество
классификаций межличностных конфликтов. Они разделяются по степени тяжести,
длительности течения, масштабам, форме проявления, предполагаемым последствиям.
Наиболее часто виды межличностных конфликтов различаются по причинам их
возникновения.
Самым распространенным является конфликт
интересов. Он возникает, когда люди имеют противоположные планы, цели,
намерения. В качестве примера можно привести такую ситуацию: двое друзей не
могут договориться о том, как провести время. Первый хочет сходить в кино,
второй желает просто прогуляться. Если ни один из них не захочет идти на
уступки другому, и договориться не получится, может возникнуть конфликт
интересов.
Второй разновидностью
являются ценностные конфликты. Они могут возникнуть в тех случаях,
когда у участников имеются различные нравственные, мировоззренческие,
религиозные представления. Ярким примером противостояний этого типа является
конфликт поколений.
Ролевые конфликты – третий вид межличностных
противоборств. В этом случае причиной являются нарушения привычных норм поведения
и правил. Такие конфликты могут происходить, к примеру, в организации, когда
новый сотрудник отказывается принимать установленные коллективом порядки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий