четверг, 6 марта 2025 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА .

 Тема № 2.3 Политическая власть

1. Политическая система

2. Политические институты

3. Политическая система общества. Политические ценности и нормы

4. Понятие формы государства. Формы правления , политический режим

 

Проблема власти - одна из главных проблем политики. Основным содержанием политики всегда была борьба за власть, за её завоевание и осуществление. Именно отношения власти определяют экономические и политические преобразования внутри страны, развитие мирового сообщества.

Власть — одна из фундаментальных категорий политической науки, важнейшее явление политической жизни. Сложность и мно­гоплановость этого явления обусловливает и наличие различных определений власти.

Телеологические (целевые) определения власти трактуют ее как способность достижения поставленных целей, получения намечен­ных результатов.

Классовая (марксистская) концепция — признание классовой природы политической власти. Власть определяется как организо­ванное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими общественными классами.

Элитарная точка зрения: власть исходит из разделения обще­ства на элиту и массы и представляет собой отношение между гос­подствующей элитой (меньшинством) и подчиненными массами (большинством).

Бихевиористские определения трактуют власть как тип пове­дения: командование — подчинение. Власть, таким образом, сво­дится к взаимодействию личностей, подчеркивается субъективная мотивация власти.

Психологические определения власти раскрывают субъектив­ную мотивацию властных отношений, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. (Фрейд, Юнг).

Системный подход к определению власти преодолевает одно­сторонность перечисленных выше подходов. Он исходит из пони­мания власти как производной от социальной системы общества. Власть выступает как способность системы выполнить ее обязательства перед народом.

Структурно-функциональные определения власти рассматри­вают ее как свойство социальной организации, как способ самоор­ганизации общественной системы. Без власти невозможно суще­ствование человека и общества.

Позитивистски-социологический подход к определению влас­ти сформулирован М. Вебером. Он считает, что в основе определе­ния власти должно лежать признание асимметричности отношений между субъектами и возможность одного субъекта влиять на дру­гой (объект) в своих целях.

При таком подходе власть предстает как взаимодействие субъек­та и объекта, при котором субъект определенными средствами осу­ществляет контроль над объектом.

Политическая система общества. Понятие, сущность, структура, функции, типы политических систем.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

- части составляют единое целое;

- система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

 

 

Понятие формы государства, ее элементы

Форма государства - это способ организации политической власти в государстве, выражающийся в характере политических взаимоотношений между населением и государством, охватывающий политический режим, форму правления и форму государственного устройства.

Объективная необходимость особой организации государственной власти в каждой конкретной стране вытекает из следующих обстоятельств:

а) любое государство расположено на ограниченной территории земной поверхности, в пределах которой проживают его граждане (подданные);

б) в целях реализации своего социального назначения государство объективно вынуждено вести определенную организационно-управленческую деятельность (финансово-экономическую, военную, информационную и т.д.);

в) после прохождения определенного рубежа численности населения и размеров территории вести эту деятельность только из центра становится весьма затруднительно, а порой и просто невозможно, а посему у верховной государственной власти возникает необходимость разделить территорию на определенные единицы (округа, области, земли, губернии, районы, уезды и т.п.), организовать в этих территориальных единицах соответствующие органы власти и, как следствие, провести разграничение полномочий между местной и центральной властью.

Помимо количественных факторов (численность населения, размер территории), на формирование необходимости особой для каждой страны организации государственной власти существенное влияние оказывали и продолжают оказывать качественные показатели населения, такие как, например, национальный состав, концентрация производства, культура и пр.

Элементы формы государства:

·        Форма правления - элемент формы государства, который характеризует порядок формирования, структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

·        Форма государственно-территориального устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства и представляющий собой территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

·        Политический (государственный) режим – элемент формы государства, представляет собой систему методов, способов и средств осуществления политической власти в государстве. Именно понятие политического режима является ключевым для формирования представлений о системе власти в конкретном обществе в определенный период исторического развития.

Форма правления: понятие и виды

Форма правления - элемент формы государства, который характеризует порядок формирования, структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

По форме правления государства делятся на:

- монархии - форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.);

- республики - форма правления, при которой государственная власть осуществляется через выборные и сменяемые представительные органы.

Монархия. Виды монархий

Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.).

Признаки монархии:

- существование единоличного носителя верховной власти - монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха);

- отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;

- бессрочный характер власти монарха.

Виды монархий:

а) восточно-деспотические;

б) античные (рабовладельческие);

в) феодальные, которые в свою очередь подразделяются на:

- раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности;

- сословно - представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и т.п.);

- абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие государственные институты, как наемная армия (в России ее не было), чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.;

д) буржуазные, в которых власть монарха ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на:

- дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним);

- парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах, а назначаемые им члены правительства зависят от вотума доверия парламента (например, Япония, Испания, Великобритания, Швеция).

 Республика. Виды республик

Республика - форма правления, при которой государственная власть осуществляется через выборные и сменяемые представительные органы.

Признаки республики:

- выборность высших представительных органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер;

- наличие выборного на определенный срок главы государства;

- производный характер государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

- наличие возможности привлечения главы государства к юридической ответственности (импичмент).

Классификация республик:

а) по историческим периодам существования:

- античные (государства-полисы - Афины, Спарта и др.);

- средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская);

- буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.

б) по способу формирования правительства:

- президентская республика, в которой президент избирается независимо от парламента и одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В данной разновидности республики парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент;

- парламентская республика, в которой правительство формируется законодательным органом (парламентом) и ответственно перед ним. Парламент вправе выразить вотум недоверия как правительству в целом, так и отдельному министру. Официально главой государства является президент, избираемы либо парламентом, либо непосредственно населением, однако его полномочия, как правило, ограничиваются представительскими функциями;

- смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские), в которых и президент, и парламент избираются непосредственно народом. Правительство, как правило, назначается президентом с согласия парламента. Парламент вправе выносить правительству вотум недоверия, а президент – смещать министров, а также распускать парламент в случаях, установленных конституцией и законами.

Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства и представляющий собой территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. По сути, с помощью данной категории определяется соотношение власти в центре и на местах.

В современной юридической и политической литературе обычно выделяются:

1) простая форма государственного устройства - унитарные государства, представляющие собой такую форму государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают (Белоруссия, Украина, Австрия). Унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными;

2) сложная форма государственного устройства, к которой относятся:

а) федеративные государства, представляющие собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных обpазований в одно союзное государство (Россия, США, ФРГ). Федерации, в свою очередь, делятся на национальные и территориальные;

б) конфедерации – это временные союзы государств, образуемые для достижения определенных целей (экономических, военных, политических и др.), пpи котоpом госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость и самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные оpганы госyдаpственной власти, yпpавления и правосудия (Швейцария).

в) союзы, содружества и иные подобные формы государственного (территориального) устройства (СНГ, Европейский союз).

 Политический (государственный) режим: понятие и виды

Политический (государственный) режим – элемент формы государства, представляет собой систему методов, способов и средств осуществления политической власти в государстве. Именно понятие политического режима является ключевым для формирования представлений о системе власти в конкретном обществе в определенный период исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие признаки:

·        степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

·        соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

·        характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

·        положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

·        место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

·        тип политического поведения; характер политического лидерства;

·        доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

·        политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция и т.д.);

·        меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Виды политических режимов:

1) Демократический режим - это способ функционирования политической системы государства, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод;

2) Тоталитарный режим – это такой политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

3) Авторитарный режим – режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или элитной группой (классом, партией) при минимальном участии народа. Он рассматривается в качестве своего рода «компромисса» между тоталитарным и демократическим режимами.

4) Особые (специальные) государственные режимы, среди которых можно выделить:

а) переходный режим, характерный для периода смены государственной власти в результате резкого изменения политического курса, революций, переворотов, аннексии и т.п.;

б) режим чрезвычайного положения;

в) режим военного положения;

г) правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...