ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА .
Тема № 2.3
Политическая власть
1. Политическая система
2. Политические институты
3. Политическая система
общества. Политические ценности и нормы
4. Понятие формы
государства. Формы правления , политический режим
Проблема власти - одна из главных проблем
политики. Основным содержанием политики всегда была борьба за власть, за её
завоевание и осуществление. Именно отношения власти определяют экономические и
политические преобразования внутри страны, развитие мирового сообщества.
Власть — одна из фундаментальных категорий
политической науки, важнейшее явление политической жизни. Сложность и многоплановость
этого явления обусловливает и наличие различных определений власти.
Телеологические (целевые) определения
власти трактуют ее как способность достижения поставленных целей, получения
намеченных результатов.
Классовая (марксистская) концепция —
признание классовой природы политической власти. Власть определяется как
организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над
другими общественными классами.
Элитарная точка зрения: власть
исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение
между господствующей элитой (меньшинством) и подчиненными массами
(большинством).
Бихевиористские определения трактуют
власть как тип поведения: командование — подчинение. Власть, таким образом,
сводится к взаимодействию личностей, подчеркивается субъективная мотивация
власти.
Психологические определения власти раскрывают
субъективную мотивацию властных отношений, истоки власти, коренящиеся в
сознании и подсознании людей. (Фрейд, Юнг).
Системный подход к определению власти
преодолевает односторонность перечисленных выше подходов. Он исходит из понимания
власти как производной от социальной системы общества. Власть выступает как
способность системы выполнить ее обязательства перед народом.
Структурно-функциональные определения
власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации
общественной системы. Без власти невозможно существование человека и общества.
Позитивистски-социологический подход
к определению власти сформулирован М. Вебером. Он считает, что в основе
определения власти должно лежать признание асимметричности отношений между
субъектами и возможность одного субъекта влиять на другой (объект) в своих
целях.
При таком подходе власть предстает как
взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект
определенными средствами осуществляет контроль над объектом.
Политическая система общества. Понятие,
сущность, структура, функции, типы политических систем.
Понятие политической системы
Под политической системой
понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и
организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том
числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих
частей;
- части составляют единое целое;
- система имеет границы.
Сущность политической системы
Политическая система как одно из
основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа
политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в
трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками
позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону
политической жизни.
В современной политической науке
понятие "политическая система" разработано как категория,
охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного
общества политической деятельности и политических отношений.
Политическую систему можно
определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг
друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых
норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных
групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.
По своей сути политическая
система характеризует глубинные, качественно определенные основания
организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая
базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в
целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее
основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).
Функции политической системы
1) Регулирующая, касающаяся управления поведением
групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);
2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых
для своего функционирования экономических и других ресурсов;
3) Дистрибутивная - способность распределять и
перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;
4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно
отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П.
Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а
возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю,
обращенную на себя управляемость.
Структура политической системы
1. Политическое сообщество людей,
включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы,
правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного
корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней,
проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.
2. Совокупность политических
институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все
ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии,
общественно-политические и неполитические организации, преследующие
политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
3. Нормативная подсистема:
политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы
политического поведения и деятельности.
4. Функциональная подсистема:
методы политической деятельности.
5. Политическая культура и
коммуникативная подсистема (средства информации).
К числу элементов политической
системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы,
ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая
власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В
составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему
образом политической жизни стилем политической деятельности.
Понятие формы государства, ее элементы
Форма государства - это способ организации
политической власти в государстве, выражающийся в характере политических
взаимоотношений между населением и государством, охватывающий политический
режим, форму правления и форму государственного устройства.
Объективная необходимость особой
организации государственной власти в каждой конкретной стране вытекает из
следующих обстоятельств:
а) любое государство расположено
на ограниченной территории земной поверхности, в пределах которой проживают его
граждане (подданные);
б) в целях реализации своего
социального назначения государство объективно вынуждено вести определенную
организационно-управленческую деятельность (финансово-экономическую, военную,
информационную и т.д.);
в) после прохождения
определенного рубежа численности населения и размеров территории вести эту
деятельность только из центра становится весьма затруднительно, а порой и
просто невозможно, а посему у верховной государственной власти возникает необходимость
разделить территорию на определенные единицы (округа, области, земли, губернии,
районы, уезды и т.п.), организовать в этих территориальных единицах
соответствующие органы власти и, как следствие, провести разграничение
полномочий между местной и центральной властью.
Помимо количественных факторов
(численность населения, размер территории), на формирование необходимости
особой для каждой страны организации государственной власти существенное
влияние оказывали и продолжают оказывать качественные показатели населения,
такие как, например, национальный состав, концентрация производства, культура и
пр.
Элементы формы государства:
·
Форма
правления - элемент
формы государства, который характеризует порядок формирования, структуру и
правовое положение высших органов государственной власти (глава государства,
парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между
ними.
·
Форма
государственно-территориального устройства – элемент формы государства, характеризующий
внутреннюю структуру государства и представляющий собой территориальную
организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его
составными частями.
·
Политический
(государственный) режим –
элемент формы государства, представляет собой систему методов, способов и
средств осуществления политической власти в государстве. Именно понятие
политического режима является ключевым для формирования представлений о системе
власти в конкретном обществе в определенный период исторического развития.
Форма правления:
понятие и виды
Форма правления - элемент формы государства, который
характеризует порядок формирования, структуру и правовое положение высших
органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а
также установленный порядок взаимоотношений между ними.
По форме правления государства
делятся на:
- монархии - форма правления, при
которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы
государства – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.);
- республики - форма правления,
при которой государственная власть осуществляется через выборные и сменяемые
представительные органы.
Монархия. Виды монархий
Монархия - это форма правления, при которой
власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства
– монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.).
Признаки монархии:
- существование единоличного
носителя верховной власти - монарха, который, как правило, пользуется этой
властью пожизненно;
- наследственный порядок
преемственности верховной власти;
- монарх представляет государство
по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего
подчеркивается божественное происхождение монарха);
- отсутствие юридической
ответственности монарха как главы государства;
- бессрочный характер власти
монарха.
Виды монархий:
а) восточно-деспотические;
б) античные (рабовладельческие);
в) феодальные, которые в свою
очередь подразделяются на:
- раннефеодальные, отличавшиеся
большой степенью децентрализованности;
- сословно - представительные, в
которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным
представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом,
в Испании - кортесами и т.п.);
- абсолютные (абсолютизм,
самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и
складываются такие государственные институты, как наемная армия (в России ее не
было), чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.;
д) буржуазные, в которых власть
монарха ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на:
- дуалистические, когда монарх
сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров,
ответственных перед ним);
- парламентарные, когда монарх
как глава исполнительной власти ограничен в правах, а назначаемые им члены
правительства зависят от вотума доверия парламента (например, Япония, Испания,
Великобритания, Швеция).
Республика. Виды республик
Республика - форма правления, при которой
государственная власть осуществляется через выборные и сменяемые представительные
органы.
Признаки республики:
- выборность высших
представительных органов государственной власти на определенный срок и их
коллегиальный характер;
- наличие выборного на
определенный срок главы государства;
- производный характер
государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по
собственному праву, а по поручению суверенного народа;
- наличие возможности привлечения
главы государства к юридической ответственности (импичмент).
Классификация республик:
а) по историческим периодам
существования:
- античные (государства-полисы -
Афины, Спарта и др.);
- средневековые (феодальные), к
числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция,
Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская);
- буржуазные, когда
республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом
политической организации гражданского общества.
б) по способу формирования
правительства:
- президентская республика, в
которой президент избирается независимо от парламента и одновременно является
главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и
руководит его деятельностью. В данной разновидности республики парламент не
может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить
парламент;
- парламентская республика, в
которой правительство формируется законодательным органом (парламентом) и
ответственно перед ним. Парламент вправе выразить вотум недоверия как
правительству в целом, так и отдельному министру. Официально главой государства
является президент, избираемы либо парламентом, либо непосредственно
населением, однако его полномочия, как правило, ограничиваются
представительскими функциями;
- смешанные республики
(полупрезидентские, полупарламентские), в которых и президент, и парламент
избираются непосредственно народом. Правительство, как правило, назначается
президентом с согласия парламента. Парламент вправе выносить правительству
вотум недоверия, а президент – смещать министров, а также распускать парламент
в случаях, установленных конституцией и законами.
Форма государственного устройства: понятие и
виды
Форма государственного
устройства – элемент
формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства и
представляющий собой территориальную организацию государственной власти,
соотношение государства как целого с его составными частями. По сути, с помощью
данной категории определяется соотношение власти в центре и на местах.
В современной юридической и
политической литературе обычно выделяются:
1) простая форма государственного
устройства - унитарные государства, представляющие собой такую форму
государственного устройства, при которой территория государства подразделяется
на административно-территориальные единицы (районы, области), которые
подчиняются центральным органам власти и признаками государственного
суверенитета не обладают (Белоруссия, Украина, Австрия). Унитарные государства
бывают централизованными и децентрализованными;
2) сложная форма государственного
устройства, к которой относятся:
а) федеративные государства,
представляющие собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных
государственных обpазований в одно союзное государство (Россия, США, ФРГ).
Федерации, в свою очередь, делятся на национальные и территориальные;
б) конфедерации – это временные
союзы государств, образуемые для достижения определенных целей (экономических,
военных, политических и др.), пpи котоpом госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию,
полностью сохpаняют свою независимость и самостоятельность, имеют свои
собственные высшие и местные оpганы госyдаpственной власти, yпpавления и
правосудия (Швейцария).
в) союзы, содружества и иные
подобные формы государственного (территориального) устройства (СНГ, Европейский
союз).
Политический (государственный) режим: понятие
и виды
Политический (государственный)
режим – элемент
формы государства, представляет собой систему методов, способов и средств
осуществления политической власти в государстве. Именно понятие политического
режима является ключевым для формирования представлений о системе власти в
конкретном обществе в определенный период исторического развития.
Понятие «политический режим»
включает в себя следующие признаки:
·
степень
участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами
способы такого формирования;
·
соотношение
прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность
прав и свобод личности;
·
характеристику
реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации
политической власти непосредственно народом;
·
положение
средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности
государственного аппарата;
·
место
и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение
между законодательной и исполнительной ветвями власти;
·
тип
политического поведения; характер политического лидерства;
·
доминирование
определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении
политической власти;
·
политическое
и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства
(армия, полиция и т.д.);
·
меру
политического плюрализма, в том числе многопартийности.
Виды политических режимов:
1) Демократический режим - это способ функционирования
политической системы государства, организации общественной жизни, основанный на
признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в
решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно
широким кругом прав и свобод;
2) Тоталитарный режим – это такой политический режим,
который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями
общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и
господствующей идеологии.
3) Авторитарный режим – режим, при котором политическая
власть осуществляется конкретным лицом или элитной группой (классом, партией)
при минимальном участии народа. Он рассматривается в качестве своего рода
«компромисса» между тоталитарным и демократическим режимами.
4) Особые (специальные)
государственные режимы,
среди которых можно выделить:
а) переходный режим, характерный
для периода смены государственной власти в результате резкого изменения
политического курса, революций, переворотов, аннексии и т.п.;
б) режим чрезвычайного положения;
в) режим военного положения;
г) правовой режим в зоне
проведения контртеррористической операции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий