вторник, 18 марта 2025 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ.

 

Тема № 2.5 Институты представительства социальных интересов в Российской Федерации

1.Институты представительства социальных интересов

2. Гражданское общество. Выборы в демократическом обществе

3. Институт всеобщего избирательного права

4. Институт политических партий и общественных организаций. Партийные системы и многопартийность.

 

Во всех странах выбор целей и задач общественного про­гресса, выражение и защита интересов различных общно­стей осуществляет та или иная политическая партия. Без них невозможно представить себе формирование и функцио­нирование представительной демократии.Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества.

В политической науке под партией (партия от лат. часть или группа) понимается организованное объединение части населения на основе определенной политической программы для участия в организации власти и руководстве государственными делами.

В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три:

1.    партия как группа людей, объединенных общей идеологией;

2.    партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации;

3.    партия как представитель классовых интересов.

Первые два подхода берут начало в концепциях французских мыслителей Б. Констана и М. Дюверже, третий – присущ марксизму.

Необходимо заметить, что исторически впервые политические объединения, которые условно можно назвать прообразами современных партий, возникли еще в Древней Греции. Это были организации господствующего класса - рабовладельцев. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине ХIХ века. Непосредственное влияние на их рождения оказали введение всеобщего избирательного права, появления парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней раб класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение либеральных идей.

В генезисе партий немецкий политолог М. Вебер выделял три этапа: аристократическая группировка - политический клуб – массовая партия.

В действительности же все эти стадии прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). Другие формировались на протяжении длительного отрезка времени. Политические партии, аналогичные современным, появились лишь во второй половине XIX века с расширением избирательного права и развитием рабочего класса.

Политические партии выполняют почти все функции, свойственные политической системе:

- выявление, формирование и обоснование интересов тех социальных сил, представителями которых партии выступают, интеграция и активизация этих субъектов социальной деятельности;

- формирование идеологии и разработка на ее основе политических доктрин и программ деятельности как самой партии, так и государства;

- политическое просвещение общества в целом или его части, формирование общественного мнения в направлении, желательном для партии и отвечающем ее политической линии;

- участие в борьбе за власть, в осуществлении государственной власти, в формировании политической системы общества;

- влияние и непосредственное участие в формировании персонального состава государственных органов, других институтов политического характера, подготовка и выдвижение кадров.

Тип партии - это такая система ее существенных " признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Всего насчитывается около полутора десятков типологий партий. Классическим является подход к типологии партий, выделяющий кадровые и массовые партии. Эта типология предложена французским политологом М. Дюверже, которая получила широкое распространение.

Массовые партии - это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием, как формальным, так и неформальным, в политических системах, где они действуют (Республиканская и Демократическая партии в США).

Кадровые партии состоят из пользующихся известностью лиц; они не имеют массовой опоры, однако могут обладать политическим влиянием, которого достигают посредством союзов с массовыми партиями или благодаря поддержке со стороны определенных групп давления. По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на:

-консервативные; реформистские; революционные.

С точки зрения классового подхода делятся на:

-буржуазные партии, выражающие интересы буржуазии; помещичьи партии, защищающие интересы крупных землевладельцев. Такие партии действуют в странах Латинской Америки; мелкобуржуазные партии, представляющие интересы мелкой городской буржуазии; рабочие партии, отражающие интересы значительной части лиц наемного труда; крестьянские партии, отражающие интересы крестьянства.

Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на:

либеральные; консервативные; социалистические; коммунистические и др.

В зависимости от критериев классификации партии могут быть:

правящие и оппозиционные; централизованные и децентрализованные; автократические и демократические; конфессиональные; национальные и т.д.

Политическая партия отличается от любого общественного формирования:

во-первых, особыми организационными принципами;

во-вторых, идеологией, выраженной в политической программе;

в-третьих, стремлением к реализации своих целей посредством борьбы за власть.

В структуре политической системы общества наряду с государством, политическими партиями важное место занимают две основные формы общественных объединений – общественные организации и движения граждан. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества.

Избирательное право — это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в следующих источниках:

·        Конституции Российской Федерации (ст.32, 81, 96, 130);

·        федеральном законе о выборах Президента Российской Федерации;

·        федеральных законах о порядке формирования Совета Федерации и выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания;

·        нормативных актах краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти;

·        нормативных актах районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют в своём содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К числу таких принципов относятся:

·        всеобщее избирательное право,

·        равное избирательное право,

·        прямые выборы,

·        тайное голосование.

 

Тема № 2.5 Политическая культура и политическое сознание

1. Политическая культура

2. Политические идеологии

3. Политическая социализация . Типы политического поведения.Политическое участие

 

  Политическая культура и политическое сознание общества

Политическое сознание является объектом рассмотрения и изучения разных гуманитарных наук. Так, в политической философии оно рассматривается прежде всего как составная часть общественного сознания, обусловленного процессами общественного бытия. Социально-психологический подход к политическому сознанию характеризуется стремлением соединить анализ его общественного содержания и индивидуальных механизмов его функционирования. В политологии политическое сознание понимается как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров.

Политическое сознание представляет собой осознание сферы и поля политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями). Оно охватывает систему идей, взглядов, убеждений, чувств и настроений субъектов политики, складывающихся в процессе завоевания и осуществления, организации и функционирования власти в рамках определенной политической системы.

Его содержательными компонентами являются ориентации либо на сохранение данной политической системылибо на ее дестабилизацию и изменение в интересах тех или иных субъектов политики.

По степени отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяют два уровнятеоретический и эмпирический.

Теоретический уровень политического сознания отличает ориентация на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества; он характерен для деятельности идеологов, сопряженных с выработкой концепций, идей, понятий, и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т.п. Эмпирический уровень политического сознания складывается на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизнедеятельности общества; они отражаются в наблюдениях, навыках, представлениях субъектов — участников политического процесса.

В современной политической науке существует устойчивая тенденция рассматривать политическое сознание в качестве одной из основных подсистем политической системы общества. Политические режимы через политические институты и организации с помощью политических норм, основываясь на сложившиеся политические отношения, стремятся влиять на политическое поведение граждан. Сферой, в рамках которой политические режимы и их представители — политические элиты — осуществляют свое воздействие на граждан, а также в которой формируется реакция на это воздействие, является политическое сознание.

Политическое сознание есть результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым явлениям (оценки). В нем отражается и оцениваетсяво-первыхреальная обстановка жизни людей, определяемая различием их места в системе производства, их групповой принадлежностью. В его различных формах находит специфическое выражение характер соответствия между производительными силами и производственными отношениями (конфликт, относительная гармоничность), между различными сферами общества, между господством и подчинением. Во-вторых, в нем проявляется отношение (позитивное — негативное, рациональное — эмоциональное) к государственной власти, способам, формам ее организации и реализациик политическим партиям и группировкам, проводимой ими политической линии и методам деятельности, к политическим отношениям, политическому сознанию других субъектов политики, другим государствам.

Политическое сознание предстает как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения. Вместе с тем не всякое знание способно стать элементом сознания субъектов: ведь для них необходимо лишь такое знание, которое служит целям преобразования или сохранения структуры наличной политической системы. Возникая вместе с появлением политических институтов, политическое сознание выражает интересы тех или иных социальных слоев. При наличии традиционных институтов (этнических, региональных, религиозных) политическое сознание подвержено их сильному влиянию, оценка с точки зрения политики переплетается с оценкой с позиций защиты интересов клана, племени, религиозной общины, а нередко и вытесняется ею.

На политическое сознание влияют и факторы глобального порядка. Политическое сознание оказывает большое влияние на экономические, правовые, моральные, эстетические воззрения особенно в плане определения их социальной направленности. Вместе с тем политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как господствующий стиль мышления, интеллектуальные традиции и т.д.

Многие элементы политического сознания входят в политическую культуру и в ее составе способствуют реализации политических задач, решаемых обществом, государством. Каналами распространения политического сознания в современных условиях являются, в первую очередь, средства массовой коммуникации, учебные заведения, приобретаемый политический опыт и т.д.

В категориях «политическое сознание» и «политическая культура» описываются близкие или взаимодействующие сферы общественной жизни. Вместе с тем между ними есть определенные отличия.

Прежде всего категория «политическая культура» — более широкое понятие. В отличие от политического сознания она распространяется на все сферы политической жизни общества, характеризует их, включает в себя всю систему политических ценностей и др. В категории «политическая культура» описывается системный объект в адекватной ему системной форме. Целое — политическая культура — берется как взаимосвязанная, взаимозависимая, многоуровневая и одновременно динамичная сложноподчиненная совокупность многих элементов. Категорией «политическая культура» в принципе можно описать, объяснить качественные характеристики всех уровней политической жизни, всех институтов, разновидностей политического поведения, а  «политическое сознание» характеризует только духовную сферу в соответствии с его целевыми подходами. В частности, политическая культура характеризует качество политического сознания (его культуру), характер политического поведения индивидов, групп, наций, а также функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов.

Политическая культура представляет собой:

          комплексную, аксиологическую характеристику политических знаний, ценностно-политических ориентаций, образцов поведения социальных субъектов в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности;

          включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его социальных групп, индивидов;

          уровень их представления о власти и политических отношениях, их способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять в ней политическую позицию, выраженную в конкретных политических и социальных действиях.

Кроме того, политическая культура акцентирует внимание на те проявления политического сознания в поведении субъектов политики, которые фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны политической практики.

Политическая культура показываетчто традиции общества, дух его публичных институтов, коллективный разум его членов, а также стиль и действующие кодексы поведения его лидеров и большинства граждан — не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую цепь взаимоотношений, воздействующую на политическую жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...