ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ.
Тема № 2.5 Институты представительства социальных интересов в
Российской Федерации
1.Институты
представительства социальных интересов
2. Гражданское общество.
Выборы в демократическом обществе
3. Институт всеобщего
избирательного права
4. Институт политических
партий и общественных организаций. Партийные системы и многопартийность.
Во всех странах выбор целей и задач
общественного прогресса, выражение и защита интересов различных общностей
осуществляет та или иная политическая партия. Без них невозможно представить
себе формирование и функционирование представительной демократии.Политические
партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической
системы общества.
В политической науке под партией (партия
от лат. часть или группа) понимается организованное
объединение части населения на основе определенной политической программы для
участия в организации власти и руководстве государственными делами.
В политологии существует ряд точек зрения в
отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их
выделяют три:
1.
партия как группа
людей, объединенных общей идеологией;
2.
партия как
организация, базирующаяся на дисциплине и субординации;
3.
партия как
представитель классовых интересов.
Первые два подхода берут начало в концепциях
французских мыслителей Б. Констана и М. Дюверже, третий – присущ марксизму.
Необходимо заметить, что исторически впервые
политические объединения, которые условно можно назвать прообразами современных
партий, возникли еще в Древней Греции. Это были организации господствующего
класса - рабовладельцев. Политические партии в современном их понимании впервые
возникли в Европе во второй половине ХIХ века. Непосредственное влияние на их
рождения оказали введение всеобщего избирательного права, появления парламентов
и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти,
развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней раб
класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение
либеральных идей.
В генезисе партий немецкий политолог М. Вебер
выделял три этапа: аристократическая группировка - политический клуб – массовая
партия.
В действительности же все эти стадии прошли
только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори).
Другие формировались на протяжении длительного отрезка времени. Политические
партии, аналогичные современным, появились лишь во второй половине XIX века с
расширением избирательного права и развитием рабочего класса.
Политические партии выполняют почти все функции, свойственные политической
системе:
- выявление, формирование и обоснование
интересов тех социальных сил, представителями которых партии выступают,
интеграция и активизация этих субъектов социальной деятельности;
- формирование идеологии и разработка на ее
основе политических доктрин и программ деятельности как самой партии, так и
государства;
- политическое просвещение общества в целом
или его части, формирование общественного мнения в направлении, желательном для
партии и отвечающем ее политической линии;
- участие в борьбе за власть, в осуществлении
государственной власти, в формировании политической системы общества;
- влияние и непосредственное участие в формировании
персонального состава государственных органов, других институтов политического
характера, подготовка и выдвижение кадров.
Тип партии - это такая система ее существенных "
признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа,
главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и
преобладающий характер методов деятельности. Всего насчитывается около полутора
десятков типологий партий. Классическим является подход к типологии партий,
выделяющий кадровые и массовые партии. Эта типология предложена французским
политологом М. Дюверже, которая получила широкое распространение.
Массовые партии - это крупные организации, имеющие сложную
внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием, как формальным, так и неформальным,
в политических системах, где они действуют (Республиканская и Демократическая
партии в США).
Кадровые партии состоят из пользующихся известностью лиц; они не
имеют массовой опоры, однако могут обладать политическим влиянием, которого
достигают посредством союзов с массовыми партиями или благодаря поддержке со
стороны определенных групп давления. По своему отношению к социальной
действительности партии подразделяются на:
-консервативные; реформистские;
революционные.
С точки зрения классового подхода делятся на:
-буржуазные партии, выражающие интересы
буржуазии; помещичьи партии, защищающие интересы крупных землевладельцев. Такие
партии действуют в странах Латинской Америки; мелкобуржуазные партии,
представляющие интересы мелкой городской буржуазии; рабочие партии, отражающие
интересы значительной части лиц наемного труда; крестьянские партии, отражающие
интересы крестьянства.
Партии могут подразделяться по
идейно-теоретическому признаку на:
либеральные; консервативные;
социалистические; коммунистические и др.
В зависимости от критериев классификации
партии могут быть:
правящие и оппозиционные; централизованные и
децентрализованные; автократические и демократические; конфессиональные;
национальные и т.д.
Политическая партия отличается от любого
общественного формирования:
во-первых, особыми организационными
принципами;
во-вторых, идеологией, выраженной в
политической программе;
в-третьих, стремлением к реализации своих
целей посредством борьбы за власть.
В структуре политической системы общества
наряду с государством, политическими партиями важное место занимают две
основные формы общественных объединений – общественные организации и
движения граждан. В отличие от партий они не претендуют на
непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с
этим обязательств. Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не
ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность
объективно носит политический характер. Формирование разветвленной системы общественных
организаций и движений является показателем развитости гражданского общества.
Избирательное право — это совокупность государственно-правовых норм,
регулирующих порядок организации и проведения выборов высших
должностных лиц,
представительных органов
государственной власти и органов
местного самоуправления.
Нормы избирательного
права содержатся в следующих
источниках:
·
Конституции Российской Федерации (ст.32, 81, 96, 130);
·
федеральном законе
о выборах Президента Российской Федерации;
·
федеральных
законах о порядке формирования Совета
Федерации и выборах
депутатов Государственной
Думы Федерального
Собрания;
·
нормативных актах
краёв, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов о выборах
в соответствующие представительные органы государственной власти;
·
нормативных актах
районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах
в органы местного самоуправления.
Нормативно-правовые акты о
выборах закрепляют в своём содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала
организации и проведения выборов. К числу таких принципов относятся:
·
всеобщее
избирательное право,
·
равное
избирательное право,
Тема № 2.5 Политическая культура и политическое сознание
1. Политическая культура
2. Политические идеологии
3. Политическая
социализация . Типы политического поведения.Политическое участие
Политическая культура и политическое сознание общества
Политическое сознание является объектом рассмотрения и изучения разных
гуманитарных наук. Так, в политической философии оно рассматривается прежде
всего как составная часть общественного сознания, обусловленного
процессами общественного бытия. Социально-психологический подход к
политическому сознанию характеризуется стремлением соединить анализ его
общественного содержания и индивидуальных механизмов его функционирования. В
политологии политическое сознание понимается
как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов,
представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а
также к деятельности политических институтов и лидеров.
Политическое сознание представляет собой осознание сферы и поля
политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями).
Оно охватывает систему идей, взглядов, убеждений, чувств и
настроений субъектов политики, складывающихся в процессе завоевания и
осуществления, организации и функционирования власти в рамках определенной
политической системы.
Его содержательными компонентами являются ориентации либо
на сохранение данной политической системы, либо на ее
дестабилизацию и изменение в интересах тех или иных субъектов политики.
По степени отражения сущности и закономерностей сферы политики в
структуре политического сознания выделяют два уровня: теоретический
и эмпирический.
Теоретический уровень политического сознания отличает ориентация на раскрытие
законов, управляющих политической жизнью общества; он характерен для
деятельности идеологов, сопряженных с выработкой концепций, идей,
понятий, и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и
т.п. Эмпирический уровень политического сознания складывается на
почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные
проявления политической жизнедеятельности общества; они отражаются в
наблюдениях, навыках, представлениях субъектов — участников политического
процесса.
В современной политической науке существует устойчивая тенденция
рассматривать политическое сознание в качестве одной из основных подсистем
политической системы общества. Политические режимы через политические институты
и организации с помощью политических норм, основываясь на сложившиеся
политические отношения, стремятся влиять на политическое поведение граждан. Сферой,
в рамках которой политические режимы и их представители — политические элиты —
осуществляют свое воздействие на граждан, а также в которой формируется реакция
на это воздействие, является политическое сознание.
Политическое сознание есть результат одновременно и отражения
субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым явлениям
(оценки). В нем отражается и оценивается, во-первых, реальная
обстановка жизни людей, определяемая различием их места в системе производства,
их групповой принадлежностью. В его различных формах находит
специфическое выражение характер соответствия между производительными силами и
производственными отношениями (конфликт, относительная гармоничность), между
различными сферами общества, между господством и подчинением. Во-вторых,
в нем проявляется отношение (позитивное — негативное,
рациональное — эмоциональное) к государственной власти, способам,
формам ее организации и реализации, к политическим партиям
и группировкам, проводимой ими политической линии и методам
деятельности, к политическим отношениям, политическому
сознанию других субъектов политики, другим государствам.
Политическое сознание предстает как осознанное,
осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое
знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не
ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в
себя продукты чувственного отражения. Вместе с тем не всякое знание
способно стать элементом сознания субъектов: ведь для них необходимо лишь такое
знание, которое служит целям преобразования или сохранения структуры наличной
политической системы. Возникая вместе с появлением политических
институтов, политическое сознание выражает интересы тех или иных
социальных слоев. При наличии традиционных институтов (этнических,
региональных, религиозных) политическое сознание подвержено их сильному
влиянию, оценка с точки зрения политики переплетается с оценкой с позиций
защиты интересов клана, племени, религиозной общины, а нередко и вытесняется
ею.
На политическое сознание влияют и факторы глобального
порядка. Политическое
сознание оказывает большое влияние на экономические, правовые,
моральные, эстетические воззрения особенно в плане определения их социальной
направленности. Вместе с тем политическое сознание испытывает
на себе воздействие таких духовных факторов, как господствующий стиль мышления,
интеллектуальные традиции и т.д.
Многие элементы политического сознания входят в
политическую культуру и в
ее составе способствуют реализации политических задач, решаемых обществом,
государством. Каналами распространения политического сознания в
современных условиях являются, в первую очередь, средства массовой
коммуникации, учебные заведения, приобретаемый политический опыт и
т.д.
В категориях «политическое сознание» и «политическая культура»
описываются близкие или взаимодействующие сферы общественной жизни. Вместе с
тем между ними есть определенные отличия.
Прежде всего категория «политическая культура» — более
широкое понятие. В отличие от политического сознания она
распространяется на все сферы политической жизни общества, характеризует их,
включает в себя всю систему политических ценностей и др. В
категории «политическая культура» описывается системный объект в адекватной ему
системной форме. Целое — политическая культура — берется как взаимосвязанная,
взаимозависимая, многоуровневая и одновременно динамичная сложноподчиненная
совокупность многих элементов. Категорией «политическая культура» в
принципе можно описать, объяснить качественные характеристики всех уровней
политической жизни, всех институтов, разновидностей политического поведения,
а «политическое сознание» характеризует
только духовную сферу в соответствии с его целевыми подходами. В
частности, политическая культура характеризует качество
политического сознания (его культуру), характер
политического поведения индивидов, групп, наций, а также функционирования
существующих в рамках данной системы политических институтов.
Политическая культура представляет собой:
комплексную,
аксиологическую характеристику политических знаний, ценностно-политических
ориентаций, образцов поведения социальных субъектов в исторически определенной
системе политических отношений и политической деятельности;
включает
зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его социальных
групп, индивидов;
уровень
их представления о власти и политических отношениях, их способность дать
правильную оценку явлениям общественной жизни и занять в ней политическую
позицию, выраженную в конкретных политических и социальных действиях.
Кроме того, политическая культура акцентирует внимание на
те проявления политического сознания в поведении субъектов политики, которые
фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического
процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны
политической практики.
Политическая культура показывает, что традиции общества, дух его
публичных институтов, коллективный разум его членов, а также стиль
и действующие кодексы поведения его лидеров и большинства граждан —
не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные
части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую цепь
взаимоотношений, воздействующую на политическую жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий