среда, 9 апреля 2025 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ.

Тема № 3.3 Связь права и государства. Правотворчество и законотворчество (учебник PDF 11 класс, 2 часть , стр 55.)

 

1. Связь права и государства

2. Правовое государство и гражданское общество

3.Правотворчество и законотворчество

4. Механизм современного государства

Основные теории происхождения государства и права

(1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, так же опекающую своих подданных, как отец — своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из “естественного” (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению “выдающимся личностям”. Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права З. Фрейд - основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде “вождя нации”, “чистоты крови”, история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими, низшими расами.

Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства. 8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям — право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Правовое государство и гражданское общество

Появление правовой государственнос­ти было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания граждан­ского общества. Сам термин «гражданское общество» употребля­ется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охва­тываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изме­няется в ходе естественно-исторического развития как автоном­ная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Граж­данское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм озна­чает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не существу­ют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотноше­ний свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свобод­ной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения ин­дивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоин­ства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от­ветственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отно­шения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, груп­пами инте­ресов и т.д. В гражданском обществе в отличие от госу­дарственных структур преоб­ладают не вертикальные (подчинен­ности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная:

1.    сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объедине­ния, организации, ассоциации) во всех сферах жизнедеятельности общества;

2.    совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных).

Правовое государство — реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Идеи правового государства были заложены Гоббсом, Локком, Монтескье.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. «Разрешено все то, что не запрещено законом».

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Гражданское общество и правовое государство - это парные категории политологии. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества.

Ответом на несовершенство правового госу­дарства в его классическом либеральном варианте, а также на не­удавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социаль­ную справедливость и равенство явились теория и практика соци­ального государства или государства всеобщего благоденствия.

 

Тема № 3.4 Правовая культура. Правоотношения и правонарушения.

1. Правосознание, правовая культура

2. Понятие и признаки правоотношений

3. Субъекты правоотношений

Понятие правоотношений

Правоотношения – правовое отношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.

Признаки правоотношений:

1.    Основаны на нормах права;

2.    Наделение участников взаимными правами и обязанностями;

3.    Гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой и т.д.

Структура правоотношения – это то, из чего состоят правоотношения, что их образует.

Структура правоотношений состоит из следующих элементов:

1. Субъекты правоотношений:

·        Физические лица

·        Юридические лица

·        Государство

2. Объекты правоотношений:

·        Материальные блага

·        Продукты творческой деятельности

·        Личные нематериальные блага

·        Действия (бездействия)

3. Юридическое содержание (права и обязанности)

 

Правосознание и правовая культура

Соблюдение или несоблюдений действующего законодательства напрямую зависит от уровня юридической грамотности граждан, их правосознания.

Правовое сознание (правосознание) — отношение людей к действующему законодательству, праву, выражающееся в идеях, представлениях, чувствах.

Правосознание состоит из нескольких элементов:

1.    Правовых знаний, которые включают основные положения Конституции РФ, основополагающие нормы федерального законодательства и отраслевых кодексов; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; информированность о деятельности законодательных органов.

2.    Правовой идеологии, которую определяют как совокупность взглядов и представлений, отношение человека к правовым знаниям через фокус определённой системы ценностей. Исходя из этих ценностей складываются принципы правосознания, которые в дальнейшем закладываются в основу правотворчества.

3.    Правовой психологии, то есть тех ощущений, чувств, привычек и эмоций, которые выражают отношение различных социальных групп к правовой системе и законам.

4.    Поведенческого элемента, который выражается в правовых установках — то есть в психологической готовности человека к правомерному поведению. И наоборот, антиправовая установка демонстрирует неприятие правовых норм и предрасположенность к противоправному поведению.

Правосознание может быть выражено в виде отношения конкретной личности к правовым явлениям (индивидуальное правосознание), отношения социальных групп (групповое правосознание) и всего общества в целом, населения страны (общественное правосознание). 

Обычно выделяют три уровня правосознания: 

1.    обыденное правосознание формируется личным жизненным опытом человека, имеет поверхностный и бессистемный характер; 

2.    профессиональное правосознание складывается в ходе специальной подготовки и осуществления юридической деятельности. Этот уровень правосознания присущ юристам;

3.    научное (теоретическое) правосознание основывается на исследованиях, широких правовых обобщениях. Характерно для научных работников, изучающих вопросы права и правового регулирования общественных отношений. 

Формирование правосознания, как и развитие правовой культуры, происходит на протяжении всей жизни человека.

Правовая культура — социально-правовое явление, включающее правовые знания, убеждения, оценки действующей правовой системы. 

Правовая культура — более широкое понятие, чем правосознание, которое охватывает только духовную сферу жизни общества. Она включает в себя не только духовные, но и материальные элементы, например учреждения, их организацию, отношения должностных лиц.

Правовая культура состоит из правосознания, правовых отношений, правопорядка и закона, правовой деятельности.

Важнейшие признаки высокого уровня правовой культуры в государстве — постоянство конституционного строя, верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, эффективность правоохранительных органов.

Понятие правовой культуры рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура — часть общей культуры общества и включает в себя законы, юридическое образование, правовую науку, правопорядок. В узком смысле правовая культура — это часть общей культуры личности, включающая некоторый уровень правосознания, знание и навыки правомерного поведения. 

Функции правовой культуры

Правовая культура выполняет следующие основные функции:

  • познавательную — выражается в усвоении достижений права;
  • регулятивную — создаёт условия для нормального существования общества и обеспечения стабильного правопорядка;
  • нормативно-ценностную — заключается в сопоставлении человеком своих поступков с образцами поведения, поэтому одни поступки общество одобряет, а другие — нет;
  • коммуникативную — координирует интересы личности, социальных групп и социума;
  • прогностическую — определяет ключевые направления в законотворчестве, а также изменения правовой системы.

Проблема правового нигилизма

Антипод правовой культуры — правовой нигилизм.

Правовой нигилизм — негативное отношение к праву, игнорирование требований законов, недооценка права как регулятора социальных отношений.

Правовой нигилизм актуален для российского общества. Конец XX в. ознаменовался кризисом, который отрицательно повлиял на правовое сознание наших граждан, так как именно в этот период проходило становление российской государственности, менялись убеждения и приоритеты. Всё это привело к росту количества преступлений, несоблюдению правовых норм, столкновению криминальных группировок, переделам собственности. 

Правовой нигилизм зачастую принимает разрушительные формы и может перерасти в радикализм и экстремизм. Поэтому важно изживать подобные явления, повышать и поддерживать высокий уровень правосознания граждан, развивать систему правового воспитания, в основе которой должны быть положены ценности современной правовой культуры.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...