ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ .
Тема № 1.7 Личность в современном обществе.
Становление
личности в процессе социализации.
1. Сущность человека как проблема философии
2. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
3. Духовное и материальное  в человеке.
1.Личность в современном обществе.
Личность – это отдельный человек с определенными чертами
характера, индивидуальными способностями и наклонностями.
Это понятие
употребляется только по отношению к отдельному человеку, и притом начиная
только с определенного этапа его развития. Нельзя сказать о личности
новорожденного или маленького ребенка. Личностью в специфическом смысле этого
слова является человек, у которого есть свое мировоззрение, свои позиции и ярко
выраженное отношение к жизни. 
Личность – это социально функционирующий человек, не
объект, а субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который
является продуктом не только природы, но и общества. Личность включает комплекс
качеств человека, которые формируются под влиянием культуры общества,
конкретных социальных групп и общностей, к которым она принадлежит.
Неотъемлемыми признаками
личности выступают разумность, обладание речью, способность к трудовой
деятельности, ценностные ориентации, самостоятельность, стремление к свободе,
сила воли, оригинальность чувств, ответственность за свои поступки,
определенная автономность относительно общества. Индивид тем больше заслуживает
право называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем
строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Эти признаки
личности детерминируются всей системой общественных отношений, всем укладом
социальной жизни. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в
процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое
собственное «Я». Понятие «личности» богато по содержанию и включает не только
общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.
Личность формируется в
ходе персонализации (или индивидуализации). 
Быть личностью – это не
только занимать определенное место в обществе, но и занимать определенное место
в тотальности бытия, создавать определенный завершенный и своеобразный
универсум. Для человеческой личности вопрос об ее аутентичности, целостности
иногда стоит больше, чем вопрос о самосохранении человека.
Важное значение при
характеристике человеческой личности принадлежит качеству личности (черты
характера, образ мышления и поведения), которые формируются под влиянием семьи
и общества. Существуют позитивные социально-значимые моральные качества:
гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие,
справедливость, верность. И общественно осуждаемые – негативные: цинизм,
грубость, тунеядство, хамство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К
общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость,
умения, убеждения, патриотизм, ответственность. Человек, как правило, совмещает
в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие – меньше.
Формирование индивида в
личность осуществляется через социализацию, в основе
которой лежит социально-деятельностная сущность человека. Социализация – это
процесс интеграции индивида с обществом путем усвоения им определенной системы
общественных норм, ценностей, правил, принципов поведения, мышления, образов
действий, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для
данного общества способом в различных сферах общественной жизни. Социализация
не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным
кодированием человека, вырабатывая у него типовые хорошо распознаваемые и
прогнозируемые социальные реакции и формы активности. 
2.Человечество
как результат биологической и социокультурной эволюции.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Как уже отмечалось,
человек представляет собой сложную, многоуровневую систему. Здесь взаимосвязаны
биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного.
Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек»
является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих
человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Эти
понятия однопорядковые, но их не следует отождествлять. Различия между ними
будут рассмотрены в последующих параграфах.
В философии есть один из
ключевых собирательных терминов – «субъект». Он охватывает
перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и
практическую деятельность человека. Субъект – активно
действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную
обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно
значимой деятельности. «Субъектностъ» – важный аспект
индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не
следует смешивать с понятием «человеческая субъективность», под которым
понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
В содержание понятия
«субъект» входят все социально значимые характеристики человека, и в первую
очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы,
способности выступают в качестве движущей силы общественно-исторической
деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы.
Иначе говоря, содержание понятия «субъект» охватывает все социально значимые
качества человека: разум, нравственность, совесть, духовность и др.
Человек – это субъект
общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо,
обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и
способностью изготовлять орудия труда. К этому следует добавить, что
человек – это сложно организованное единство биологического и социального.
Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего
значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития,
социализации, обретения сущностных родовых качеств сохраняет особенности
природного существа.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человек находится в
универсальной связи с природным и социальным миром, оставаясь вне этой связи
таковым лишь «по названию», подобно тому как, по замечанию Аристотеля,
отсеченная от тела рука является таковой лишь по названию. Всю полноту своих
разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и
институтами человек реализует через деятельность. Именно в
практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей
целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство
телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.
Деятельность
представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к
окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. Объективные, т.е.
независимые от сознания человека, отношения и закономерности этого мира могут
противостоять воле действующего человека, быть нейтральными, а при определенных
условиях – способствовать успеху человеческих начинаний. Поэтому в любой
человеческой деятельности (экономической, политической, культурной)
выделяются субъективный, т.е. зависящий от человека, и объективный
аспекты.
Выше уже говорилось о
том, что человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая
деятельность носит общественный (социальный) характер. Это проявляется в ее
целях, средствах и основаниях: человек ставит те или иные, в том числе и
значимые для общества, задачи, выбирает признанные и одобренные социумом
средства их реализации. Понятно, что постановка тех или иных целей и их
реализация должны соизмеряться с объективными обстоятельствами.
Деятельность, как уже
отмечалось, всегда представляет собой соединение в единое целое объективного и
субъективного моментов. В то же время формы их выражения имеют различный
характер в разных ситуациях. Так, преобразование общественной жизни и адаптация
человека к ее условиям предполагают как владение знаниями в этой области, так и
наличие возможностей для тех или иных групп людей успешно реализовывать свои
общественно-политические, культурные и иные программы. Успех отдельного
человека будет определяться степенью эффективности осуществления конкретной
программы в целом. Именно сознание человека как способность соединять образ
своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит
необходимым условием реализации поставленной цели в процессе осуществления
деятельности.
3.Духовное и материальное  в человеке.
Материальное и духовное в человеке.
Человек, по своей природе существо
духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные средства.
Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу,
одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, дороги и т.п. Для
удовлетворения духовных потребностей он создает духовные ценности, нравственные
и эстетические идеалы, политические, идеологические, религиозные идеалы, науку
и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как
материальной, так и духовной культуры.
Духовное в человеке - это
неотъемлемая части внутренней сущности самого человека.
Материальное в человеке, не
заданы биологически, не даны человеку от рождения.
Тема № 1.8 Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение.
1.  
Сознание. Взаимосвязь сознания и тела.
2.  
Самосознание и его роль в развитии личности.
Рефлексия.
3.  
Сознание и ее
виды (Общественное и индивидуальное
сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Формы общественного
сознания: религиозное, нравственное, политическое и другие.)
4.  
Способы
манипуляции общественным мнением. Установки и стереотипы массового сознания.
5.Воздействие средств массовой
информации на массовое и индивидуальное сознание
в условиях цифровой среды.
1.Сознание. Взаимосвязь сознания
и тела.
Общая характеристика сознания и самосознания.
Сознание выступает объектом
исследования многих наук (философия, антропология, социология, психология,
педагогика, физиология), круг которых становится все шире. Однако свести
воедино научную формацию, получаемую всеми этими дисциплинам, чрезвычайно
трудно, и в силу этого существует множество толкований термина «сознание».
Философское определение
сознания. В философии понятия «сознание» и «материя»
рассматриваются как две основные
разновидности бытия, сущности вообще. На всем протяжении изучения философской
категории «бытие» наиболее острой была и остается проблема соотношения этих
двух основных типов реальности - объективней (материальной) и субъективной
(идеальной), из которых одна предшествует другой и порождает ее (идеализм
и материализм). А может быть, в мире существует не одно,
а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не
выводимы друг из друга - развиваются по своим законам, хотя и
взаимодействуют (дуализм).
В материализме признается
первичность материи, и сознание возникло в результате длительной эволюции
живого. Совершенствование нервной системы послужило основным источником
развития психики и сознания. Эти новые свойства нервной системы приобретались в
результате приспособления к среде и закреплялись в генотипе.
Решающим для формирования
сознания человека стало изготовление им орудий труда и
появление языка. Только с возникновением сознания у
человека появилась способность выделять себя из природы, познавать
и овладевать ею.
Индивидуальное сознание
человека формируется в процессе воспитания, усвоения им выработанных за
длительное время существования человечества понятий, взглядов и социальных
норм, причем это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от
предметов и явлений действительности.
Психологическое определение
сознания. В психологии предпочтение отдается
определениям, которые могли бы отграничить сознание от других психологических
понятий, т.е. мышления, внимания, воли и пр., хотя сознание как таковое не существует
вне всех этих психических процессов. В психологии понятие «сознание» служит
скорее для определения сущности особого качества протекания психической
деятельности: осознанно протекающие психические процессы четко и ярко
субъективно переживаемы, узнаваемы, управляемы. При этом возникает возможность
выбора и направления их в сторону решения ставящихся задач. Другими
словами, сознание является особой формой психического
отражения у человека, интегрирующей в себе все другие психические
процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность
и целенаправленность их протекания. Достаточный уровень
развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии
формирует у человека внутреннее отражение внешнего мира, его модель.
Направляющее влияние этой модели на поведение и воспринимаются человеком как
сознание.
Сознание -
это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции,
проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о
настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией
управлять своим поведением.
2.Самосознание и его роль в развитии личности. Рефлексия.
Понятие и формы самосознания
Эпицентром сознания является
сознание собственного «Я», или сознание самости, самосознание. Первой его
формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание
своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что
простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и
независимо от его сознания уже предполагает определенные формы
самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот
или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия
должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела
человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения,
которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во
внешнем мире.
Следующий, более высокий
уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому
или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.
Самый высокий уровень
развития этого процесса - возникновение сознания «Я» как совершенно особого
образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и
неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них
ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над
своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как
сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере
человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем
большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга,
тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный
правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими
поступками. Сознатель-ность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой
человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена
и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность
суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается
на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Однако самосознание - это не
только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка
и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным,
принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки - как
следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.
«Зеркало», в котором человек видит самого себя, и, с помощью которого, он
начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы
самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате
внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной
практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
Осознание себя в качестве
устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности.
Мы всегда остаемся сами собой вне зависимости от меняющихся ситуаций. Ощущение
человеком своей единственности, самоидентичности поддерживается непрерывностью
его переживаний во времени: мы помним свое прошлое, переживаем настоящее, имеем
надежды на будущее.
Главная функция самосознания
- сделать доступными для собственного понимания мотивы и результаты своих
поступков, оценить себя (самооценка). Общим интегральным измерением «Я» здесь
выступает самопринятие и самоуважение. Поддержание приемлемого для личности
уровня самоуважения составляет важную и, как правило, неосознаваемую функцию
самосознания. Одним из способов реализации данной функции и являются защитные
механизмы личности (механизмы психологической защиты).
Основные компоненты сознания
1.   
совокупностью
знаний человека об окружающем мире с сохранностью процессов познания -
предметное сознание;
2.   
совокупностью
знаний о самом себе со способностью отделения «Я» от «не- Я». Это самосознание,
которое включает самооценку своего физического (телесного) «Я» и своей личности
- психического «Я»;
3.   
наличием
адекватных эмоциональных оценок и переживаний в отношениях с окружающими
миром, людьми и самим собой;
4.   
наличием
возможности постановки целей (целеполагания) и возможности сосредоточения при
организации психической и иной деятельности.
Рефлексия
и саморефлексия — это умение человека замечать свои мысли, чувства и эмоции,
анализировать свое поведение и принятые решения и благодаря этому
постоянно расти в
личностном и профессиональном плане. Это признак сознания человека, отличающий
людей от животных. По мнению ученых,
такая способность обычно формируется у человека в возрасте девяти-десяти лет, у
некоторых немного позже.
В
современной психологии этот навык размышления опирается в
том числе на наблюдение за своим психическим состоянием, в религиозном
контексте он может относиться к исследованию души человека.
3.Сознание и ее виды (Общественное и индивидуальное сознание. 
Теоретическое и обыденное сознание. Формы общественного
сознания: религиозное, нравственное, политическое и другие.)
Обычно называют шесть форм
общественного сознания[5]:
·       
Искусство (художественное сознание)
·       
Наука[7] (в том числе философия)
·       
Религия — на ранних этапах развития
человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся около
40—50 тыс. лет назад[10]
·       
Идеология (политическое сознание) —
наивысшая форма общественного сознания[
Формы общественного сознания
зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса
познания и так далее. Поэтому они всегда тесно связаны с
определённого типа
общественными отношениями: экономическими, политическими,
нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и
другое.
Каждой форме общественного
сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и так далее —
соответствуют специфические формы знания
Советский философ Василий Петрович Тугаринов насчитывал лишь
4 формы общественного сознания: искусство, мораль, науку и философию[13], а
к числу уровней относил идеологию и общественную психологию.
4.Способы манипуляции общественным мнением. Установки и стереотипы массового сознания.
Манипуля́ция ма́ссовым
созна́нием (ср. «манипуля́ция обще́ственным
мне́нием») — один из способов
управления большим количеством людей (коллективами,
сообществами и так далее) путём создания иллюзий и
условий для управления их поведением
Признаки манипуляции
сознанием
·       
Вид духовного, психологического воздействия,
форма скрытого психологического насилия (а не физическое насилие или угроза
насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности,
её образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки
целевой аудитории.
·       
Скрытое
воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как
замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой
информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения
успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции
гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и
неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта.
Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой
её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность
создают СМИ. Они
служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются ретранслятором авторитетных мнений,
которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные.
Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого
факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
·       
Воздействие,
которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция
общественным сознанием стала технологией,
появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её
частями).
·       
К
людям, сознанием которых
манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода
вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция — это часть технологии власти,
а не воздействие на поведение друга или партнера.
5.Воздействие средств массовой информации на массовое и индивидуальное сознание
в условиях цифровой среды.
Сре́дства ма́ссовой информа́ции[1] (аббревиатура СМИ,
в отличие от средств ма́ссовой
коммуника́ции, СМК) — совокупность органов публичной передачи
информации с помощью технических средств; до сих
пор более употребительное в русском языке (по
сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств
повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым
аудиториям
Все конкретные разновидности
средств массовой информации, которые были перечислены выше, в своей
совокупности образуют единую систему СМК. Структурно эта система распадается на
три базовые группы:
·       
Печатная
пресса (газеты, журналы…)
·       
Аудиовизуальные
СМК (радио, телевидение…)
·       
Информационные
службы (новостные
агентства, пресс-службы…)
Выделяется также вопрос о
роли и статусе Интернета.
Существуют различные мнения на этот счёт: иногда журналистика в киберпространстве характеризуется
как соответствующая признакам СМК, иногда — как несоответствующая.
Исследователи обращают внимание на ряд факторов, в том числе на отсутствие
законодательного отнесения Интернета к «средствам массовой информации», а также
консервативность сетевых версий СМК: характер взаимодействия читателя со
средством массовой коммуникации как таковой не меняется — просто
совершенствуется способ доступа к нему. В результате Интернет обычно
рассматривается в российских исследованиях, ориентированных на сохранение в РФ
сложившейся системы массового духовного воздействия, не как особое СМК со своей
уникальной природой, а как разновидность уже сформированной информационной
среды, которую в плане её воспроизводства должен использовать каждый, в том
числе редакции средств массовой коммуникации[1
Влияние на общество
Считается, что средства
массовой информации формируют медиакультуру,
оказывая поведенческое и интеллектуальное влияние на культуру отдельно взятых
людей.
·       
Манипуляция массовым сознанием
·       
Теория установления повестки дня
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий