ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ .
Тема 3.15 Экономика и государство.
1.Экономика
и государство.
2.Экономические функции государства.
3. Государственное регулирование внешней торговли.
Экономическая политика государства — процесс реализации его
экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на
экономические процессы для достижения определённых целей.
Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:
1) обеспечение экономического роста;
2) создание условий экономической свободы;
3) обеспечение экономической безопасности;
4) обеспечение полной занятости;
5) достижение экономической эффективности.
Экономические функции государства:
1) стабилизация экономики;
2) защита прав собственности;
3) регулирование денежного обращения;
4) перераспределение доходов;
5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными
работниками;
6) контроль над внешнеэкономической деятельностью;
7) производство общественных благ;
8) компенсация внешних эффектов;
9) поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.
Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:
1) Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает
антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и
росту финансовой мощи монополий.
2) Производство общественных благ. Общественные блага — это товары и
услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например,
оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).
3) Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — связанные с
производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.
Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые
отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и
потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления
издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства
или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды,
которая не компенсируется ими производителям товара. Задачка государства —
исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие
меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных
внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка
стандартов безопасности и др.
4) Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.
Регулирование государством
рынка.
|
Прямое |
Косвенное |
|
Предполагает использование преимущественно административных методов:
|
Предполагает использование преимущественно экономических методов:
Принадлежит
приоритет в рыночной экономике. |
Суть косвенных методов:
1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это
совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных
на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение
занятости и выравнивание платёжного баланса.
Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк.
Основные инструменты:
1) Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно
применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он
связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ),
государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за
наличные деньги.
Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен
денежные средства → сокращение количества денег в обращении,
возрастание процента → деньги становятся «дорогими».
Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы
процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к
уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или
сокращению денежной массы.
2) Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) —
позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём
изменения учётной ставки процента.
Учётная ставка процента — это норма процента, по
которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим
банкам.
Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у
Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например,
10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше
учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку
процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим
клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки
снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк
воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег,
чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
3) Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с
законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в
Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его
снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди
своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение
денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги
становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком,
является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.
2. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система
мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных
расходов и налогов.
Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице
Министерства финансов и налоговой службы.
Основные инструменты:
1) государственные расходы;
2) налоги.
Тема
3.16.Бюджетная политика.
1. Госудаственный
бюджет.
2. Госудаственный долг.
Государственный бюджет (от англ. budget —
сумка, кошелек) — это план доходов и расходов государства на определённый
период времени.
Государственный бюджет
составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом
власти. В России проект государственного (федерального) бюджета ежегодно
обсуждается и принимается в виде закона Федеральным собранием. По окончании финансового
года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.
Структура государственного
бюджета
|
Доходная
часть бюджета |
Расходная
часть бюджета |
|
|
В зависимости от
государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в
унитарном государстве) и на доходы
федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в
федеративном государстве).
Дефицит и профицит бюджета
В процессе составления и
исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью
достижения равенства его доходной и расходной частей.
Варианты соотношения между
доходной и расходной частями государственного бюджета
|
Сбалансированный
бюджет |
Бюджетный дефицит (от лат. deficit — недостаёт) |
Профицит бюджета (от фр. profit — прибыль) |
|
Расходы государственного
бюджета равны доходам. Самое оптимальное состояние
бюджета. |
Финансовая ситуация,
возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую,
чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей. |
Финансовая ситуация, когда
государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем можно реально
получить доходов за счет всех видов налогов и платежей. |
Источники покрытия
бюджетного дефицита:
- Привлечение
средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в
которые они вкладывают свои сбережения —> увеличивается государственный
долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства
государства, предоставили государству кредит и через какое-то время оно
обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы
оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование
государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта
политика получила название дефицитного бюджетного финансирования, которое служит
важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит,
и против сокращения занятости.
- Использование
кредитов Центрального банка,
который в обмен на государственные обязательства выпускает определенную
сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения
дополнительную массу денег, что, однако создает возникновение угрозы
инфляции, так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если
инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить
бюджетные расходы.
Факторы, влияющие на
состояние государственного бюджета:
- Долгосрочные
тенденции налоговых поступлений и государственных расходов.
- Фаза
экономического цикла в стране (подъем, спад, дно, оживление).
- Текущая
политика государства.
БЮДЖЕТНАЯ
СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Уровень бюджета |
Составляют бюджет и
отвечают за его исполнение |
Утверждают бюджет |
|
Органы исполнительной
власти |
Органы законодательной
(представительной) власти |
|
|
Федеральный бюджет |
Правительство РФ |
Федеральное Собрание (Государственная
Дума, Совет Федерации) |
|
Бюджеты субъектов РФ |
Правительства
(администрации) субъектов РФ |
Государственные
собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и др. |
|
Местные бюджеты
(городские, районные, сельские) |
Городские, районные,
сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др. |
Выборные собрания,
районные, городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий