пятница, 19 февраля 2021 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПД И ПСА 1 КУРСА  ПРЕДМЕТ ПРАВО
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  НА 24 по 27 февраля   СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: 

 ТЕМА N5 Нормативный правовой акт. 

1.Нормативный правовой акт.
2.Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц.

3. Способы и толкования норм права.







ТЕМА N6    Система права

1.Классификация норм права,

2.Структура правовой нормы.







3.Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.


ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ

 ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОИМ

ЛИЧНЫМ КАБИНЕТОМ В БИБЛИО 

ОНЛАЙН ЮРАЙТ 

ЛОГИН  zhahriza@gmail.com ПАРОЛЬ 111283 

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ 

ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ N5 Нормативный правовой акт. 

Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

  • 1. Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для субъектов, которым адресован.
  • 2. Содержит информацию о нормах права.
  • 3. Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
  • 4. В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру государственных органов.
  • 5. Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (правоприменительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

По юридической силе выделяют три группы законов:

  • 1. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ.
  • 2. Федеральные законы, основанные на Конституции РФ и развивающие ее отдельные положения.
  • 3. Кодификационные законы, законы по отраслям права, законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших.


  Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

·         по истечении срока действия акта, на который он был принят;

·         в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

·         на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространствеопределяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

·         уровня государственного органа, принявшего данный акт;

·         юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

·         на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

·         на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

·         на территорию, указанную в самом нормативном акте;

·         на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Способ толкования - это совокупность приемов и средств, используемых интерпретатором при уяснении содержания применяемой нормы. Таких способов в юридической литературе называют несколько. Каждый из них отличается от других своими специфическими приемами и средствами толкования.


Основными способами толкования являются грамматический (филологический), логический, систематический, исторический и специально-юридический.


Грамматический способ толкования - уяснение смысла нормы права путем анализа ее словесной формулировки. Он основывается на знании языка, поскольку норма права существует только в языковой форме. Здесь уясняется значение отдельных слов как в общеупотребительном, так и специальном смысле (эпизоотия, повторность, рецидив и т.д.). Далее устанавливаются грамматические связи слов, форма предписания, значение знаков препинания, союзов и т.д.


При логическом способе толкования исследуется логическая структура отдельных положений нормативного акта при непосредственном использовании законов и правил логики. Предметом анализа являются не сами по себе слова, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой. Иногда законодатель при формулировании норм права, перечисляя обстоятельства, имеющие юридическое значение, не дает их исчерпывающего перечня и использует обороты "и другие", "в аналогичных случаях", "и т.д." Употребляя их, законодатель представляет право интерпретатору расширить перечень обстоятельствами, аналогичными тем, которые перечислены в толкуемой норме.



Способы толкования права


Способ толкования - это совокупность приемов и средств, используемых интерпретатором при уяснении содержания применяемой нормы. Таких способов в юридической литературе называют несколько. Каждый из них отличается от других своими специфическими приемами и средствами толкования.


Основными способами толкования являются грамматический (филологический), логический, систематический, исторический и специально-юридический.


Грамматический способ толкования - уяснение смысла нормы права путем анализа ее словесной формулировки. Он основывается на знании языка, поскольку норма права существует только в языковой форме. Здесь уясняется значение отдельных слов как в общеупотребительном, так и специальном смысле (эпизоотия, повторность, рецидив и т.д.). Далее устанавливаются грамматические связи слов, форма предписания, значение знаков препинания, союзов и т.д.


При логическом способе толкования исследуется логическая структура отдельных положений нормативного акта при непосредственном использовании законов и правил логики. Предметом анализа являются не сами по себе слова, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой. Иногда законодатель при формулировании норм права, перечисляя обстоятельства, имеющие юридическое значение, не дает их исчерпывающего перечня и использует обороты "и другие", "в аналогичных случаях", "и т.д." Употребляя их, законодатель представляет право интерпретатору расширить перечень обстоятельствами, аналогичными тем, которые перечислены в толкуемой норме.



Систематическое толкование. Любая норма права представляет собой составную часть целостной системы права и регулирует отношения в тесной взаимосвязи с другими правовыми нормами: в единственном числе она не могла бы урегулировать общественное отношение. При этом способе толкования устанавливается место нормы права в системе права, правовом институте, конкретном нормативном акте, определяются логические связи с другими нормами отрасли, института права. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, смысл того или иного термина. Наиболее четко проявляется этот способ при сопоставлении норм общей и особенной частей отрасли права.


Историко-политическое толкование. Установление правовых связей исследуемой нормы, использование лишь юридических категорий недостаточно для глубокого и всестороннего установления содержания нормы. Данный способ основывается на анализе конкретно-исторических условий принятия правовой нормы, т.е. источниках, находящихся вне права. Изучаются причины и условия, вызвавшие необходимость принятия нормативного акта; цели, которые преследовал законодатель. Это способствует установлению более точного смысла нормы права





Специально-юридический способ толкования основывается на знании юридических наук. Здесь значительное внимание уделяется раскрьпию смысла и содержания различных терминов, употребляемых в законодательстве. Наука может формулировать новые юридические понятия, используемые законодателем. В научных источниках интерпретатор получает готовый анализ терминов или норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.




Толкование права по объему

Толкование приводит к раскрытию содержания норм права, т.е. такому их пониманию, которое позволяет обеспечить их полную и точную реализацию. Результатом толкования может быть одно единственное решение, единый вывод. Однако в результате толкования в процесс реализации могут быть внесены некоторые новые моменты, выражающие конкретизацию правовых предписаний. В связи с этим по результатам толкования различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.



Буквальное толкование является наиболее часто встречающимся. В этом случае "дух" и "буква" закона совпадают, т.е. совпадают текстуальное выражение и действительный смысл правовой нормы.


В тех же случаях, когда смысл нормы права не совпадает с ее словесным выражением, допустимо ограничительное или распространительное толкование.


Ограничительное толкование возможно в тех случаях, когда действительный смысл права уже, чем его словесное выражение. Здесь возможно ограничение круга субъектов, на которые распространяется действие правовой нормы ("все совершеннолетние дети обязаны содержать своих родителей", однако из "всех" делается ряд законных изъятий) или круга жизненных случаев, регулируемых данной нормой.

тТЕМА № 6    Система права

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...