ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПД И ПСА 1 КУРСА ПРЕДМЕТ ПРАВО
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 15 по 20 февраля СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
ТЕМА N3 Государственный механизм и его структура.
1. Государственный механизм и его структура. 2. Государственный орган и его признаки. 3. Понятия и сущность законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти. |
1.1. ТЕМА N4 Теоретические основы права как системы 1.Понятие и сущность права 2.Источники права. |
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ
ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОИМ
ЛИЧНЫМ КАБИНЕТОМ В БИБЛИО
ОНЛАЙН ЮРАЙТ
ЛОГИН zhahriza@gmail.com ПАРОЛЬ 1112831983
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ N3 Государственный механизм и его структура.
Принято выделять следующие особенности механизма государства:
1) это целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями;
2) первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и организации;
3) механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства;
4) для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет непосредственные орудия принуждения — тюрьмы, вооруженные силы и др.;
5) сложность и многообразие органов государства и государственных организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития.
Важнейшим структурным элементом механизма является орган государства. В отличие от государственных организаций орган государства характеризуется следующими признаками:
а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
6) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т.е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.
Разделение властей в Российской Федерации
Народ – единственный и первичный источник власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам - своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа. В нашей стране существует принцип разделения властей. Он не является абсолютным, а зависит от национальных традиций, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Все ветви власти независимы друг от друга и ни одна ветвь власти не содержит всей полноты власти, т к этому препятствует система сдержек и противовесов. Правовое государство невозможно без разделения властей поскольку это способ его организации и функционирования.
Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Законодательная власть реализуется избираемым парламентом (Федеральным собранием) – высшим представительным органом государства. Парламент включает в себя две палаты – верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю ( Государственная Дума). Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Причем, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется И формируется на основе непрямых выборов. Досрочному роспуску подлежит только нижняя палата.
Парламент на весь срок своих полномочий образует комиссии. Основное их предназначение состоит в предварительной подготовке законопроектов. Парламент обладает правом издавать законы, устанавливать налоги, решать вопросы обороны и др. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.
Исполнительная власть – это система органов, которые действуют непрерывно и везде на всей территории государства. Исполнительная власть реализуется через правительство и его органы. ( Префектуры, главы Управ, муниципалитеты и др). Исполнительная власть призвана обеспечивать охрану существующего порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций государства. Исполнительная власть на местах осуществляется назначаемыми губернаторами и префектами. Они возглавляют аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В состав органов местного управления входят и хорошо известные всем службы – коммунальная, муниципальная и другие.
Судебная власть – это особая ветвь государственной власти. Она является арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, а ни законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом ее уникальность и своеобразие. Таким образом, суд выступает в качестве сдержки и противовеса по отношению в двум другим ветвям власти. Суд при принятии решения руководствуется не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Существенная особенность судебной власти, которая определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре ( методах ) осуществления. Она сводится к тому, чтобы держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда и такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность.
Судебная власть, таким образом, - специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. А роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей, в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ N4 Теоретические основы права как системы.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП и ОИБАС 1 КУРСА ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
НА Тему :Человек как продукт биологической и социальной
культурной эволюции
Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
| Теория палеовизита | Естественно-научные (материалистические) теории | |
Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории | Ф.Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель | ||
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке | Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа | Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими | Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности |
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающи гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход
Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы
Социологизаторский подход
Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.Только человек может размышлять о своем прошлом, физически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строявой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
— моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;
— обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Потребности и интересы человека
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
– Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.
– Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
– Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определеннуюдеятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характерсамообразования.
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;
– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
– Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
– Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
– Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
– Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
– сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
– продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
– общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Мышление и деятельность
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
ЛЕКЦИЯ №3
Теория познания
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – (греч. gnosis — знание, logos — учение)
это наука, изучающая особенности процесса познания.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ
РИПК 1 КУРСА ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Лекция №2
Общество как сложная система
В узком смысле под обществом может пониматься:
определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного
выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество
охраны природы);
конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например,
феодальное общество);
отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например,
современное российское общество).
В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно
связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих
волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их
объединения.
Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество –
2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная
саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна,
серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную
определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих
элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать
четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и
духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый
компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.
Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное
разграничение является условным, но традиционно используется.
Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся
открытой системы:
-наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической,
социальной, политической и духовной сфер);
-постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни
элементы, им на смену приходят другие);
-наличие своих законов исторического развития;
-непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;
-способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;
-несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности
создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения;
-самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и
воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные
отношения.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также
связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общество в широком смысле:
Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального
мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения
людей.
Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество в узком смысле:
Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов,
совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество,
«Друзья леса»).
Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное
общество, капиталистическое общество).
Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с
другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть
совокупность общественных отношений.
Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а
также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри
них).
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также
связи, возникающие между различными Что такое общественные (или
социальные) отношения?
Люди постоянно взаимодействуют друг с другом в процессе общения, в
результате той или иной деятельности. Между отдельными людьми, группами,
классами, различными общностями происходит взаимодействие.
Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными
группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то
есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни
и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в
результате взаимодействия.
Различают общественные отношения в сфере материального производства и
духовной деятельности.
На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных
отношений:
классовые
национальные
групповые
семейные
На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.
Приведём пример.
Представим ситуацию. Человек едет в автобусе, ни с кем не разговаривает. У
него нет отношений ни с кем. Но стоит ему заговорить, например, с кондуктором,
то на некоторое время такие отношения складываются, потому что происходит
общение.
Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными
отношениями, а только те, в результате которых возникает взаимодействие.
социальными группами (или внутри них).
Общество и
природа
Человек — часть природы, т. е. общество,
состоящее из людей, неразрывно с ней связано. Термин
«природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и
созданных человеком условий для существования.
Природа в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его
форм.
Природа в узком смысле — совокупность естественных условий
существования человеческого общества (среда обитания человека, источник
ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной
жизни).
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но
и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов,
обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей —
«второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной
человеком.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы
неразрывно с ней связано.
Информация для размышления:
во время развития общества менялись и представления людей о природе, и
взаимосвязь человека с природой.
- Античность. Философы трактуют природу как совершенный космос, т. е.
противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.
- Средневековье. С утверждением христианства природа мыслится как
результат творения Бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.
- Возрождение. Природа — источник радости. Возрождается античный идеал
гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.
- Новое время. Природа — объект экспериментирования человека. Природа
инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея,
высказанная Ф. Бэконом: «Знание — сила». Природа становится объектом
технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер,
происходит разрыв связей между человеком и природой.
- На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении,
объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо
понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к
природе необходимо строить с позиции сотрудничества.
Природа, географические и климатические условия оказывают значительное
воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ,
особенности развития народов, народностей, наций. В то же время сама природа
испытывает на себе силу общества: человек по своему усмотрению «окультуривает»
природу, искусственно упорядочивает ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их
различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых
он добывал себе средства к жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости
человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда
воздействие общества на природу становилось все сильнее. Однако человек не
может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему
существование, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало активно вторгаться в природную
среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась
«ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья
больших масс людей из-за неблагоприятной экологической ситуации и т. д. При
всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняют специфические
особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной
действительности. В этом и заключается основа единства мира.
На протяжении истории менялось отношение человека к природе.
Представления человека
о природе
Как и общество, природа также характеризуется как динамическая
сложноорганизованная саморазвивающаяся система.
Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся
системы:
·
наличие подсистем природы и отдельных элементов
(различные семейства животного и растительного мира);
·
постоянное видоизменение;
·
наличие своих объективных законов (естественные законы
природы, которые существуют уже не один миллион лет);
·
непредсказуемость, нелинейность развития;
·
возможность влиять на общество, замедлять или ускорять
его развитие.
Исторический период
Сущность представлений о природе
Античность
Человек — одна из составных частей природы. Идеал — жизнь в согласии с природой.
Средневековье
Окружающая человека природа — нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом — душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом.
Возрождение
Природа — источник радости, наслаждения.
Становление промышленного капитализма
Природа — объект интенсивной преобразовательной деятельности; кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.
Современность
Природа — уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.
Многовариантнность
общественного развития.
1.1. Реформа
(от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования
в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд
постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы,
явления, структуры)
1.2. Виды реформ:
·
Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX
в. в России — Великие реформы Александра II)
·
Регрессивные (реакционные) (например, реформы
второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы»
Александра III)
1.3. Направления реформ
·
Социальные – преобразования, изменения,
переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ
социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
·
Политические – изменения в политической сфере
общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение
гражданских прав и т.п.)
·
Экономические – преобразования хозяйственного
механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны
(приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы
могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень
реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений
общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в
России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.
2.1. Революция (от лат. revolutio
— поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства
сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
2.2. Виды революций:
·
Долговременные (например, неолитическая
революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
·
Кратковременные (например, Февральская революция
1917 г. в России)
3. Инновации. В
современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция»
на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с
повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация. В
современной социологии общественное развитие связывается с процессом
модернизации.
Модернизация — это
процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным,
индустриальным.
Классические
теории модернизации:
·
«первичная» модернизация (развития западного
капитализма).
·
«вторичная» или «догоняющая» модернизация
(осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской
либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс
прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой
всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной
организации «универсальными» (западными) формами современности.
II. Классификации (типологии) обществ
1. Различные классификации обществ
Критерий |
Типы обществ |
|
Наличие письменности |
Дописьменные |
Письменные |
Число уровней управления
обществом и степень его дифференциации |
Простые (нет руководителей
и подчиненных, богатых и бедных) |
Сложные (несколько уровней
управления и несколько социальных слоев населения) |
Уровень развития |
Развитые, развивающиеся,
отсталые общества |
|
Формационный признак |
Бесклассовые общество: ·
первобытное общество, ·
коммунистическое общество |
Классовые общества: ·
рабовладельческое общество, ·
феодальное общество, ·
капиталистическое общество, |
2. Формационный
и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники
К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие –
«общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая
формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество,
находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве
всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и
возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это
совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия,
мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе
определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая
на него
Способ
производства
Базис — это
экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений,
не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе
материального производства)
Производительные силы — это
средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к
труду
Производственные отношения –
отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно
определяется характером базиса. Он же
представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного
общества.
3. Традиционное,
индустриальное, информационное общество
Линии сравнения |
Традиционное (доиндустриальное) |
Индустриальное |
Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства |
Земля |
Капитал |
Знания |
Основной продукт производства |
Пища |
Промышленные изделия |
Услуги |
Характерные черты производства |
Ручной труд |
Широкое применение
механизмов, технологий |
Автоматизация производства,
компьютеризация общества |
Характер труда |
Индивидуальный труд |
Преимущественно стандартная
деятельность |
Резкое повышение творческого
начала в труде |
Занятость населения |
Сельское
хозяйство — около 75% |
Сельское хозяйство — около
10%, промышленность — 85% |
Сельское хозяйство — до
3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Основной вид экспорта |
Сырье |
Продукты производства |
Услуги |
Социальная структура |
Сословия, классы, включенность
всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность |
Классовое деление; упрощение
социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур |
Сохранение социальной дифференциации;
рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости
от уровня знаний, квалификации |
Продолжительность жизни |
40—50 лет |
Свыше 70 лет |
Свыше 70 лет |
Воздействие человека на
природу |
Локальное, неконтролируемое |
Глобальное, неконтролируемое |
Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими
странами |
Несущественное |
Тесная взаимосвязь |
Открытость общества |
Политическая жизнь |
Преобладание монархических
форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для
нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных
империй |
Провозглашение политических
свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не
воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на
лидерство |
Политический плюрализм,
сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии —
«демократии консенсуса» |
Духовная жизнь |
Господствуют традиционные
религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная
передача информации; малое количество образованных людей; борьба с
неграмотностью |
Утверждаются новые ценности
прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие
позиции массовая культура; подготовка специалистов |
Особая роль науки, образования;
развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
Глобальные
проблемы современности.
Среди глобальных проблем
современности выделяют три основных группы:
1.
Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся:
предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного
ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне
экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами
Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
2.
Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и
обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с
болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении
отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном
использовании ее достижений на благо общества и личности.
3.
Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между
обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей
среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными
ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.
Глобальные проблемы порождены
не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на
природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и
стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными
экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.
Причины возникновения
глобальных проблем
1.
Целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными
политическими и экономическими связями. Например - война.
2.
Кризис мировой цивилизации связан с выросшей экономической мощью
человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с
самыми грозными стихийными силами.
3.
Глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и
культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по
достигнутому уровню развития они обитают в исторически разных культурных
эпохах.
Пути решения глобальных проблем
Глобальные проблемы, изучению и
решению которых посвятил себя Римский клуб, - это совокупность
жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а
человечество в целом. Важно подчеркнуть, что именно в силу этого они
перерастают сферу идеологии, а тем более политики, ибо и та, и другая связаны с
защитой взглядов и интересов ограниченных общественных групп, в то время как
"глобалисты" выступают от имени всего человечества как неповторимого
и наделенного "духом" биологического вида.
По существу, новое направление
научного знания, обобщившего последние данные общественных и естественных наук
– «глобалистика» - не оставляет места для политической практики в ее традиционном,
пренебрегающем нравственностью понимании. Ставя в центр своего внимания
человека вообще независимо от его расовой, социальной, классовой и иной
принадлежности, глобалисты делают решительный шаг в сторону общечеловеческих
ценностей и гуманизма, который, как мы отмечали, и составляет сущность
культуры. Вот почему глобальные проблемы, сохраняя тесную связь с другими
науками (социологией, демографией, экономикой, психологией и т.д.), должны
изучаться и изучаются также и культурологией. В будущем «глобалистика»,
несомненно, станет приоритетным направлением любого опытного знания.
В научной литературе нет
окончательного «списка» глобальных проблем; их число и характер варьируются от
автора к автору. Однако в подходе к ним до сих пор ощущается определенная
идеологическая тенденциозность. Так, если ученые Римского клуба считают, что
глобальные проблемы порождены, прежде всего, колоссально возросшими средствами
воздействия человека на окружающий мир и их нерациональным использованием, то
современные марксистские теоретики видят их главную причину в стихийности
капиталистического производства, в анархии буржуазного общественного развития,
погоне за прибылью, хищническом «грабеже» колоний, хотя всему миру известна
вопиющая разница в экологической ситуации на территории бывшего СССР и
высокоразвитых индустриальных стран, скажем Японии. Иначе говоря, согласно
одной концепции во всем виноват неконтролируемый научно-технический прогресс,
согласно другой - изначальная порочность капитализма.
Среди глобальных проблем,
наиболее тесно связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором
плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему
растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его
среды. Как известно, понятие отчуждения в нравственном смысле разрабатывал еще
Гегель, понимая под ним некое состояние внутреннего разлада, духовной
«дезинтеграции» человека, утрату личностью своего единства с миром, извращение
и разрыв естественных связей с ним. Проблему отчуждения в его конкретных
общественно-экономических формах неоднократно ставил и К. Маркс. Так или иначе,
трудно отрицать, что появление огромных масс людей, страдающих и несчастных,
стандартно похожих друг на друга и относящихся негативно или равнодушно к идее
общечеловеческой солидарности и окружающей их природе, было следствием
глобальной индустриализации и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим
бедам. В области духа ярким симптомом отчуждения стала уже известная нам массовая
культура.
Как мы видели, при рассмотрении
глобальных проблем, неотвратимо надвигающихся на человечество, нам постоянно
приходилось прибегать к понятию «экология», ибо без осмысления и учета
экологических факторов современная цивилизация обречена на гибель. Поэтому
остановимся на указанном понятии подробнее, тем более что в наши дни оно
приобретает дополнительный смысл, имеющий прямое отношение к собственно
культурным процессам.
Термин «экология» происходит от
греч. oikos - дом, родина - и до последнего времени обозначал
отрасль науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой,
т.е. их естественным «домом». При этом предметом рассмотрения экологии были два
взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной
деятельности человека, творящего материальную культуру; с другой - обратное
влияние природной среды на его здоровье, популяции и генофонд. Все, таким
образом, сводилось к преимущественно биологическому и физическому
взаимодействию. Однако человек, в отличие от животного, существует не только и
не столько в материально-физиологическом измерении. Ведь вырвавшись за его
пределы, именно он создал ноосферу - вторую, чисто человеческую среду - и
является на планете единственным живым существом, у которого два «дома», две
«родины» – породившая его Природа и порожденный им самим огромный мир духовных,
культурных ценностей. Вот почему в последние годы термин «экология» был
распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такие понятия, как «экология
культуры».
Исторический опыт развития
общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой
только решаемые задачи
Пессимистические модели
разрешения глобальных проблем развития человека планетарной культуры стали
причиной создания в 1960 – 1970-е гг. множества центров, объединивших ученых,
работающих в этой области, и распространения футурологии (совокупности
человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода)
Римский клуб – основная
проблематика его исследований состояла в глобальном моделировании, с учетом
различных аспектов человеческой жизни таких как: социальных, политических,
нравственных, культурных, экономических. Исследования проводились в двух
направлениях:
·
Экономического роста цель: разработать меры по
экономической и экологической стабилизации, достижению глобального равновесия,
через ограничение роста цивилизации и пересмотр структуры потребностей самого
человека.
·
Человеческих отношений цель: перенести акцент
деятельности человека с количественных параметров на качественные.
Таким образом, выход из
социокультурного кризиса видится во «внутренней трансформации» самого человека.
В свою очередь, культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и
мотиваций – социальных, этических, духовных, должны стать неотъемлемой основой
мировоззрения самых широких масс населения
Комментариев нет:
Отправить комментарий