ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПД И ПСА 1 КУРСА ПРЕДМЕТ ПРАВО
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 28 по 5 марта СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
ТЕМА N5 Нормативный правовой акт.
1.Нормативный правовой акт.
2.Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц.
3. Способы и толкования норм права. |
ТЕМА N6 Система права 1.Классификация норм права, 2.Структура правовой нормы. |
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ
ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОИМ
ЛИЧНЫМ КАБИНЕТОМ В БИБЛИО
ОНЛАЙН ЮРАЙТ
ЛОГИН zhahriza@gmail.com ПАРОЛЬ 1112831983
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ N5 Нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.
Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:
- 1. Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для субъектов, которым адресован.
- 2. Содержит информацию о нормах права.
- 3. Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
- 4. В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру государственных органов.
- 5. Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (правоприменительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.
Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.
По юридической силе выделяют три группы законов:
- 1. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ.
- 2. Федеральные законы, основанные на Конституции РФ и развивающие ее отдельные положения.
- 3. Кодификационные законы, законы по отраслям права, законы субъектов Федерации.
Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших.
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
· по истечении срока действия акта, на который он был принят;
· в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
· на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространствеопределяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
· уровня государственного органа, принявшего данный акт;
· юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
· на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
· на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
· на территорию, указанную в самом нормативном акте;
· на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.
Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.
Способ толкования - это совокупность приемов и средств, используемых интерпретатором при уяснении содержания применяемой нормы. Таких способов в юридической литературе называют несколько. Каждый из них отличается от других своими специфическими приемами и средствами толкования.
Основными способами толкования являются грамматический (филологический), логический, систематический, исторический и специально-юридический.
Грамматический способ толкования - уяснение смысла нормы права путем анализа ее словесной формулировки. Он основывается на знании языка, поскольку норма права существует только в языковой форме. Здесь уясняется значение отдельных слов как в общеупотребительном, так и специальном смысле (эпизоотия, повторность, рецидив и т.д.). Далее устанавливаются грамматические связи слов, форма предписания, значение знаков препинания, союзов и т.д.
При логическом способе толкования исследуется логическая структура отдельных положений нормативного акта при непосредственном использовании законов и правил логики. Предметом анализа являются не сами по себе слова, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой. Иногда законодатель при формулировании норм права, перечисляя обстоятельства, имеющие юридическое значение, не дает их исчерпывающего перечня и использует обороты "и другие", "в аналогичных случаях", "и т.д." Употребляя их, законодатель представляет право интерпретатору расширить перечень обстоятельствами, аналогичными тем, которые перечислены в толкуемой норме.
Способы толкования права
Способ толкования - это совокупность приемов и средств, используемых интерпретатором при уяснении содержания применяемой нормы. Таких способов в юридической литературе называют несколько. Каждый из них отличается от других своими специфическими приемами и средствами толкования.
Основными способами толкования являются грамматический (филологический), логический, систематический, исторический и специально-юридический.
Грамматический способ толкования - уяснение смысла нормы права путем анализа ее словесной формулировки. Он основывается на знании языка, поскольку норма права существует только в языковой форме. Здесь уясняется значение отдельных слов как в общеупотребительном, так и специальном смысле (эпизоотия, повторность, рецидив и т.д.). Далее устанавливаются грамматические связи слов, форма предписания, значение знаков препинания, союзов и т.д.
При логическом способе толкования исследуется логическая структура отдельных положений нормативного акта при непосредственном использовании законов и правил логики. Предметом анализа являются не сами по себе слова, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой. Иногда законодатель при формулировании норм права, перечисляя обстоятельства, имеющие юридическое значение, не дает их исчерпывающего перечня и использует обороты "и другие", "в аналогичных случаях", "и т.д." Употребляя их, законодатель представляет право интерпретатору расширить перечень обстоятельствами, аналогичными тем, которые перечислены в толкуемой норме.
Систематическое толкование. Любая норма права представляет собой составную часть целостной системы права и регулирует отношения в тесной взаимосвязи с другими правовыми нормами: в единственном числе она не могла бы урегулировать общественное отношение. При этом способе толкования устанавливается место нормы права в системе права, правовом институте, конкретном нормативном акте, определяются логические связи с другими нормами отрасли, института права. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, смысл того или иного термина. Наиболее четко проявляется этот способ при сопоставлении норм общей и особенной частей отрасли права.
Историко-политическое толкование. Установление правовых связей исследуемой нормы, использование лишь юридических категорий недостаточно для глубокого и всестороннего установления содержания нормы. Данный способ основывается на анализе конкретно-исторических условий принятия правовой нормы, т.е. источниках, находящихся вне права. Изучаются причины и условия, вызвавшие необходимость принятия нормативного акта; цели, которые преследовал законодатель. Это способствует установлению более точного смысла нормы права
Специально-юридический способ толкования основывается на знании юридических наук. Здесь значительное внимание уделяется раскрьпию смысла и содержания различных терминов, употребляемых в законодательстве. Наука может формулировать новые юридические понятия, используемые законодателем. В научных источниках интерпретатор получает готовый анализ терминов или норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.
Толкование права по объему
Толкование приводит к раскрытию содержания норм права, т.е. такому их пониманию, которое позволяет обеспечить их полную и точную реализацию. Результатом толкования может быть одно единственное решение, единый вывод. Однако в результате толкования в процесс реализации могут быть внесены некоторые новые моменты, выражающие конкретизацию правовых предписаний. В связи с этим по результатам толкования различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.
Буквальное толкование является наиболее часто встречающимся. В этом случае "дух" и "буква" закона совпадают, т.е. совпадают текстуальное выражение и действительный смысл правовой нормы.
В тех же случаях, когда смысл нормы права не совпадает с ее словесным выражением, допустимо ограничительное или распространительное толкование.
Ограничительное толкование возможно в тех случаях, когда действительный смысл права уже, чем его словесное выражение. Здесь возможно ограничение круга субъектов, на которые распространяется действие правовой нормы ("все совершеннолетние дети обязаны содержать своих родителей", однако из "всех" делается ряд законных изъятий) или круга жизненных случаев, регулируемых данной нормой.
тТЕМА № 6 Система права
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП и ОИБАС 1 КУРСА ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ТЕМА ЛЕКЦИИ : Многовариантнность
общественного развития.
. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
1.2. Виды реформ:
- Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
- Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
1.3. Направления реформ
- Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
- Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
- Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.
2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
2.2. Виды революций:
- Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации:
- «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
- «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
II. Классификации (типологии) обществ
1. Различные классификации обществКритерий | Типы обществ | |
Наличие письменности | Дописьменные | Письменные |
Число уровней управления обществом и степень его дифференциации | Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) | Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения) |
Уровень развития | Развитые, развивающиеся, отсталые общества | |
Формационный признак | Бесклассовые общество:
| Классовые общества:
|
2. Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
3. Традиционное, индустриальное, информационное общество
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяйство — около 75% | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукты производства | Услуги |
Социальная структура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Продолжительность жизни | 40—50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Открытость общества |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
Глобальные проблемы современности.
Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы:
Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.
Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.
Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.
Причины возникновения глобальных проблем
Целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Например - война.
Кризис мировой цивилизации связан с выросшей экономической мощью человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами.
Глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах.
Пути решения глобальных проблем
Глобальные проблемы, изучению и решению которых посвятил себя Римский клуб, - это совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. Важно подчеркнуть, что именно в силу этого они перерастают сферу идеологии, а тем более политики, ибо и та, и другая связаны с защитой взглядов и интересов ограниченных общественных групп, в то время как "глобалисты" выступают от имени всего человечества как неповторимого и наделенного "духом" биологического вида.
По существу, новое направление научного знания, обобщившего последние данные общественных и естественных наук – «глобалистика» - не оставляет места для политической практики в ее традиционном, пренебрегающем нравственностью понимании. Ставя в центр своего внимания человека вообще независимо от его расовой, социальной, классовой и иной принадлежности, глобалисты делают решительный шаг в сторону общечеловеческих ценностей и гуманизма, который, как мы отмечали, и составляет сущность культуры. Вот почему глобальные проблемы, сохраняя тесную связь с другими науками (социологией, демографией, экономикой, психологией и т.д.), должны изучаться и изучаются также и культурологией. В будущем «глобалистика», несомненно, станет приоритетным направлением любого опытного знания.
В научной литературе нет окончательного «списка» глобальных проблем; их число и характер варьируются от автора к автору. Однако в подходе к ним до сих пор ощущается определенная идеологическая тенденциозность. Так, если ученые Римского клуба считают, что глобальные проблемы порождены, прежде всего, колоссально возросшими средствами воздействия человека на окружающий мир и их нерациональным использованием, то современные марксистские теоретики видят их главную причину в стихийности капиталистического производства, в анархии буржуазного общественного развития, погоне за прибылью, хищническом «грабеже» колоний, хотя всему миру известна вопиющая разница в экологической ситуации на территории бывшего СССР и высокоразвитых индустриальных стран, скажем Японии. Иначе говоря, согласно одной концепции во всем виноват неконтролируемый научно-технический прогресс, согласно другой - изначальная порочность капитализма.
Среди глобальных проблем, наиболее тесно связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды. Как известно, понятие отчуждения в нравственном смысле разрабатывал еще Гегель, понимая под ним некое состояние внутреннего разлада, духовной «дезинтеграции» человека, утрату личностью своего единства с миром, извращение и разрыв естественных связей с ним. Проблему отчуждения в его конкретных общественно-экономических формах неоднократно ставил и К. Маркс. Так или иначе, трудно отрицать, что появление огромных масс людей, страдающих и несчастных, стандартно похожих друг на друга и относящихся негативно или равнодушно к идее общечеловеческой солидарности и окружающей их природе, было следствием глобальной индустриализации и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим бедам. В области духа ярким симптомом отчуждения стала уже известная нам массовая культура.
Как мы видели, при рассмотрении глобальных проблем, неотвратимо надвигающихся на человечество, нам постоянно приходилось прибегать к понятию «экология», ибо без осмысления и учета экологических факторов современная цивилизация обречена на гибель. Поэтому остановимся на указанном понятии подробнее, тем более что в наши дни оно приобретает дополнительный смысл, имеющий прямое отношение к собственно культурным процессам.
Термин «экология» происходит от греч. oikos - дом, родина - и до последнего времени обозначал отрасль науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, т.е. их естественным «домом». При этом предметом рассмотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру; с другой - обратное влияние природной среды на его здоровье, популяции и генофонд. Все, таким образом, сводилось к преимущественно биологическому и физическому взаимодействию. Однако человек, в отличие от животного, существует не только и не столько в материально-физиологическом измерении. Ведь вырвавшись за его пределы, именно он создал ноосферу - вторую, чисто человеческую среду - и является на планете единственным живым существом, у которого два «дома», две «родины» – породившая его Природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Вот почему в последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такие понятия, как «экология культуры».
Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только решаемые задачи
Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека планетарной культуры стали причиной создания в 1960 – 1970-е гг. множества центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии (совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода)
Римский клуб – основная проблематика его исследований состояла в глобальном моделировании, с учетом различных аспектов человеческой жизни таких как: социальных, политических, нравственных, культурных, экономических. Исследования проводились в двух направлениях:
Экономического роста цель: разработать меры по экономической и экологической стабилизации, достижению глобального равновесия, через ограничение роста цивилизации и пересмотр структуры потребностей самого человека.
Человеческих отношений цель: перенести акцент деятельности человека с количественных параметров на качественные.
Таким образом, выход из социокультурного кризиса видится во «внутренней трансформации» самого человека. В свою очередь, культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и мотиваций – социальных, этических, духовных, должны стать неотъемлемой основой мировоззрения самых широких масс населения
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РИПК 1 КУРСА
ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема лекции : Духовная культура личности и общества |
1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
- деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
- ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
- в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
- в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
- материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
- духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление условно.
4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.
6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:
- национальная – мировая;
- светская – религиозная;
- восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
- традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
- сельская – городская;
- обыденная – специализированная;
- высокая (элитарная) – массовая – народная
9. Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии | Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») | Элитарная | Народная |
Авторы | Профессиональные творцы (стандартизация культуры) | Профессиональные творцы, создающие культурные каноны | Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер | Коммерческий (невозможно без СМИ) | Некоммерческий | Некоммерческий |
Уровень сложности | Низкий | Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) | - |
Аудитория | Массовая | Узкая | Широкая |
Взаимодействие | Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
- рост жизненного уровня;
- развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
- возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Средства массовой информации:
- Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.
- Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета;, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.
1. Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность.
2. СМИ влияют на: чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ не только коммуникация, но и власть.
3. СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры; они стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, политические ориентации.
4. Функции: коммуникативная, непосредственно-организаторская, идеологическая (социально-ориентирующая),
культурно-образовательная, рекламно-справочная, рекреативная
Общественное сознание и его формы.
Очень часто «духовная жизнь» и понятие «социо-культурная сфера» употребляются как синонимы общественного сознания. Синонимы (греч. synonymos – одноименный) слова, разные по звуковой форме, но тождественные или очень близкие по своему значению. Но между этими понятиями имеются смысловые различия.
Человеческая жизнь включает в себя два вида деятельности: материальную и духовную. В процессе материальной деятельности человек утверждает себя практически, удовлетворяя потребности в пище, одежде, жилье. Духовная жизнь выступает теоретическим бытием человека. Она направлена на производство духовных ценностей и формирование мировоззрения людей.
Социо-культурная сфера включает в себя науку, культуру, политические, правовые, этические, эстетические, религиозные и другие воззрения.
Сущность общественного сознания раскрывается через решие вопроса о соотношении общественного бытия и сознания. Общественное бытие - это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.
С точки зрения идеализма сознание определяет бытие. Такая точка зрения, получившая свое концентрированное выражение у Гегеля и его последователей, опирается на так называемый «здравый смысл». Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи делают отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом, недооценивается роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируется тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано в полном объеме предвидеть результаты своей деятельности (вспомним крылатую фразу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»). Более того, даже в брачных контрактах речь идет не столько о духовных, сколько о материальных основах людей, создающих семью.
Для материалистов общественное сознание производно от бытия, т.е. бытие определяет сознание. С этой точки зрения, общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.
Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не является доказательством идентичности или тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека.
Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление сознания конкретного человека. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя те или иные результаты деятельности индивида, его сознания в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах, фразах, афоризмах. Персидский поэт ХV века Атааллах Аррани следующим образом выразил существование следов индивидуального сознания в духовной сфере: «А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется, лишь в этот страшный час скажи, что умер я».
В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет функционировать и общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.
Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общественного мнения. Затем, имеющейся «твердый» остаток очень придирчиво проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли.
В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период. Согласно Гегелю, индивидуальное сознание представляет собой сокращенный, сжатый во времени инвариант (фр. invariant – неизменяющийся) сознания родового, общественного. Его задачей является усвоение того, что уже освоено человеческой культурой.
Структура общественного
сознания
Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную структуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними. Существует множество подходов к анализу структуры общественного сознания. Один из них следующий. Структура общественного сознания рассматривается в трех основных аспектах:
Конкретно-историческом, выделяя типы сознания: сознание
первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества.
2. Гносеологическом (эпистемологическом), выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, массовое, профессиональное; и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности).
3. Социологическом, выделяя сферы: идеологию и общественную психологию - и формы сознания: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное.
Учитывая то, что при рассмотрении сознания в социологическом аспекте наиболее объемно выделяется его социальная составляющая, остановимся на анализе общественного сознания в этом аспекте более подробно.
Важнейшие особенности общественного сознания наиболее ярко представлены в идеологии и общественной психологии.
Идеология - это целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их общественное бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений.
Идеология возникает благодаря деятельности теоретиков: ученых, писателей, религиозных, общественных и политических деятелей. По форме выступая как выражение потребностей всего общества или определенных социальных групп, идеология включает в себя миропонимание, лозунги, директивы деятельности и устремления к определенным практическим результатам. Главная особенность идеологии - ориентированность на социально-экономическую реальность, направленность на массовое сознание, где фактор веры сильнее фактора знания. Кроме того, идеология должна предлагать определенный образ жизни, без этого она не может быть принята людьми, не может их увлечь.
Идеология находит свое выражение в Конституции государства, в программных заявлениях политических партий, в религиозных писаниях, в других документах и материалах.
Общественная психология представляет собой систему убеждений, чувств, эмоций, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.
Общественная психология, в отличие от идеологии, является продуктом духовной жизнедеятельности всего общества или конкретных групп людей. Она не выступает в виде обобщенной системы взглядов, суждений и воззрений, а проявляется в отдельных не систематизированных мыслях, эмоциях, чувствах, настроениях. Идеи и взгляды в общественной психологии носят эмпирический характер, где эмоциональные моменты переплетаются с интеллектуальными.
Общественная психология не существует вне психологии индивидов и развивается в тесной связи с развитием индивидуальной психологии. Однако если явления индивидуальной психологии присущи только отдельной личности, то явление и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляется как психология определенных социальных групп, партий, общества, наций. По своему характеру люди самых различных социальных групп и слоев могут быть похожими друг на друга или резко отличаться один от другого. Но не только и не столько индивидуальные особенности и индивидуальная психика людей побуждает их действовать определенным образом, сколько их общие материальные и духовные интересы и потребности.
Определяющим в становлении психологии людей выступает общественное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образования, традиций. Однако немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология. Более того, воздействие общественного бытия (и как его основы материальных условий) и идеологии имеет свою специфику. Если материальные условия воздействуют на общественную психологию без видимых усилий, стихийно, то идеологическое воздействие предполагает определенные целенаправленные усилия. Эта целенаправленность заключается, прежде всего, в стремлении выработать определенную ориентацию людей, подтолкнуть их к определенным активным действиям. Идеи сами по себе ведут к работе мысли, к обмену мнениями, в то время как к действию людей подталкивают чувства, настроения, психологические установки. Одним из важнейших моментов в этом процессе является стремление превратить идеи в убеждения и побуждение к соответствующим акциям. Это необходимо потому, что знания тех или иных теоретических положений еще не означают действий в соответствии с этими знаниями. Можно отлично знать те или иные теории и законы, но знать и быть убежденными в их правоте и поступать в соответствии с ними – это далеко не одно и то же. Человек, например, может отлично знать существующие законы Украины и быть правонарушителем. Прекрасно знать правила личной гигиены и не чистить зубы. Иными словами, идеология становится реальной силой только тогда, когда ее основные положения усваиваются людьми, побуждая к людей активным действиям, определяя нормы их повседневного поведения н и жизнедеятельности.
И еще один важный момент, преданность людей тем или иным идеям еще не свидетельствует об истинности или ложности этих идей, моральности или аморальности усвоенных установок. В своей деятельности люди могут руководствоваться самыми благими пожеланиями, доходить в остаивании своих идей до самопожертвования, как делают, например, сегодня террористы-самоубийцы, но объективно при этом они могут отстаивать ложные взгляды, быть реакционерами, консерваторами, препятствующими социальному и научно-техническому прогрессу.
В свою очередь общественная психология оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую практику. Идеологи в своих теоретических построениях учитывали и учитывают конкретное состояние общественной психологии. История развития человечества свидетельствует о том, что общественная психология нередко способствовала возникновению и формированию идеологии. Это происходит тогда, когда идеологи в своих теоретических выводах приходят к тем выводам, к которым стремится в своих потребностях и чаяниях та или иная социальная группа или общество, делают своеобразную «кристализацию» общественной психологии. Но в конечном счете, идеология, учитывая состояние общественной психологии, создается не столько в результате ее концептуализации, сколько на основе предшествующего духовного наследия в виде предшествующих теорий и взглядов.
Учет состояние общественной психологии в идеологических проектах и конструкциях иногда, особенно в условиях Украины, принимает паразитические формы, выступая в виде популизма. Популисты, ради достижения своих эгоистических целей, апеллируют к сознанию широких народных масс, играют на минутных настроениях людей, обещая простым путем решить заведомо трудноразрешимые задачи.
Формы общественного сознания
В процессе функционирования духовной сферы в общественном сознании от дифференцировались особые формы сознания, выполняющие различные социальные функции. Форма общественного сознания - это система общественных идей, взглядов, чувств, установок и убеждений, в которых отражается определенная область духовной жизни. Выделяют следующие наиболее важные формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, моральное (нравственность), эстетическое и религиозное сознание.
С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности - политика.
Политика - это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти. Заниматься политикой - значит отстаивать интересы определенных групп людей, управлять политическими процессами.
Политика как определенные отношения и действия находит свое отражение в политическом сознании.
Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.
Оно включает в себя политическую идеологию и психологию.
Политическая идеология – это система взглядов, обосновывающая политику, проводимую той или иной партией, социальной группой или государством. Она находит свое теоретическое выражение в конституциях государств, в программах и лозунгах партий, в программных высказываниях лидеров политических партий и социальных группировок.
Политическая психология включает в себя чувства солидарности и ненависти, эмоции, поведенческие установки, настроения той или иной социальной группы или общества, проявляемые в процессе реализации политических целей и задач.
Политическое сознание не является постоянным, неизменным. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике и социокультурной сфере.
Правосознание - это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.
Правосознание специфично. Каждая социальная группа, этническое сообщество и другие объединения социума имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.
Право - это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах.
Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологического, культурного состояния общества, исторических традиций, состояния и расстановки политических сил в обществе. Правовые нормы складываются в результате компромисса между различными социальными группами и слоями общества. Это примиряет интересы различных социальных групп, не позволяет обществу расколоться. Право охраняется силой государства.
Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства и оказывает определенное воздействие на все стороны жизни общества.
В отличие от них, моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль - это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.
Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. В труде, в ходе повседневной практической деятельности и художественного творчества, человек выработал в себе ценнейшую способность – эстетического отражения действительности. Его основная особенность в том, что объект постигается эмоционально, когда то или иное явление проходит эстетическую оценку.
Эстетическое сознание – это система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического, величественного и ничтожного.
Высшей формой эстетического сознания выступает искусство. Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах.
Религиозное сознание - одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм.
Каждая религия включает в себя три основных, обязательных элемента: мифологический - веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный - религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный - требования по соблюдению религиозных предписаний.
Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия или получить какую-то пользу.
Наука и образование в современном мире
Комментариев нет:
Отправить комментарий