пятница, 12 мая 2023 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПД И ПСА 1 КУРСА  ПРЕДМЕТ ПРАВО

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЕКЦИЕЙ 

ТЕМА N25 

Понятие административного правонарушения и административная ответственность.

Административная ответственность
Как известно, эффективность правового регулирования общественных отношений обусловлена, в частности, тем, что требования норм права обеспечиваются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Нормы административного права в этом смысле не являются исключением.

Но административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предупредительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и которые носят принудительно-профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.), а также меры пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и т. п.).

Тем не менее, ключевую роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения.

Важнейшим нормативно-правовым актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией РФ административное законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, некоторые аспекты административной ответственности могут регулироваться законодательством субъектов РФ. В Новгородской области действует закон «Об административных правонарушениях» от 01.07.2010г. № 791-ОЗ.

Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению РФ.

Административная ответственность обладает рядом признаков, общих с другими видами публично-правовой ответственности и отличающих ее от ответственности частно-правовой, административная ответственность:

— является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем, как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании;

— необходимым условием ее применения является вина нарушителя;

В административном праве, как и в и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного лица, рассматривающего дело;

— может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, административный арест);

— всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);

— применяется только по инициативе специально уполномоченных государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве);

— не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);

— императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.

— основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое административным;

— мерами административной ответственности являются административные наказания, предусмотренные КоАП РФ;

— применяется (по общему правилу) во внесудебном порядке органами государственного управления и их должностными лицами.


 Административное правонарушение


Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

— деяние (действие или бездействие);

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.


Элементами состава административного правонарушения, как и любого правонарушения вообще, являются: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона.

Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица подлежат административной ответственности при условии, что к моменту совершения административного правонарушения они достигли возраста 16 лет.

Юридические лица могут быть субъектами административных правонарушений в сфере землепользования, охраны окружающей среды, налоговых и таможенных отношений и т. д., хотя, разумеется, далеко не все виды административных наказаний к ним применимы (например, в отношении юридического лица не может быть применено такое наказание, как административный арест).

Под объектом правонарушения вообще понимаются какие-либо охраняемые правом общественные отношения.

Объектами административных правонарушений могут быть самые разнообразные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: общественный порядок, здоровье населения и общественная нравственность, порядок управления, дорожное движение и т. д.

Объективная сторона правонарушения включает в себя:

1) противоправное деяние (действие или бездействие);

2) вредные последствия;

3) причинно-следственную связь между противоправным деянием и вредными последствиями.

Специфика объективной стороны административного правонарушения состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев административная ответственность предусматривается за само противоправное деяние, независимо от того, повлекло ли оно какие-либо отрицательные последствия или нет. Иными словами, административная ответственность может наступать и без причинения вреда: достаточно лишь самого факта нарушения закона.

Соответственно и причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями является элементом объективной стороны административного правонарушения далеко не всегда.

С точки зрения субъективной стороны т.е. вины правонарушителя, административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. В большинстве статей, формулирующих составы административных правонарушений, не содержится указаний на форму вины. Это связано либо с тем, что закон признает конкретное противоправное деяние административным правонарушением независимо от формы вины субъекта, либо с тем, что данное правонарушение по самой своей сути может быть совершено только с какой-либо одной формой вины (умышленно или по неосторожности), а потому специальное указание на это в правовой норме было бы излишним. Придавая в отдельных случаях юридическое значение формам вины, КоАП РФ, в отличие от Уголовного кодекса РФ, не различает ее видов — прямого и косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Крайне редко включаются в составы административных правонарушений и такие субъективные признаки, как цель и мотив противоправного поведения.


Административные наказания


Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания.

Статья 3.2. КоАП РФ предусматривает, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица.

Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является.

2) Административный штраф – это основная мера административного наказания, предусмотренная почти за все виды административных правонарушений.

Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер которой не может быть менее 100 руб.

3) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения и последующая его реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Возмездное изъятие назначается судьей. Данная мера применяется, в частности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, использования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.

Это может быть имущество, которое незаконно хранится, провозится либо пользование которым не оформлено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правонарушителю на праве собственности — в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием. Поэтому не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных материалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонарушения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управления.

Наказание в виде лишения специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов:

- лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это наказание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо является;

- лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию;

- лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

6) Административный арест является самой строгой мерой административного наказания. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II группы.

Административный арест назначается судом.

7) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Данное наказание применяется к указанной категории лиц и заключается в принудительном и контролируемом контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.

Административное выдворение назначается судом, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими должностными лицами.

8) Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена. Это лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

9) Административное приостановление деятельности определяется как временное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данное наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и в иных случаях.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток и назначается судьей, либо в отдельных случаях – уполномоченным должностным лицом.


Приведенный в ст. 3.2 КоАП РФ перечень административных наказаний является исчерпывающим.

Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4 и 9.


Административные наказания делятся на основные и дополнительные.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут применяться только в качестве основных.

Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех наказаний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.

Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного контроля и другие. Применение административной ответственности составляет особую компетенцию этих органов, является их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке осуществления судьей административной юрисдикции.

ТЕМА № 26 УГОЛОВНОЕ ПРАВО https://www.youtube.com/watch?v=chRr69Borq4 нажмите на ссылку

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РИПК  ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТЕМА

 Отрасли российского права 

Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

Предмет правового регулирования  качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т.д.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права.

Гражданское право  самое большое по охвату регулирования общественных отношений - содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

+1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП и ОИБАС 1

 КУРСА  ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Лекция№18 Гражданское право и трудовое право Гражданское право  – система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников.


1)вещи;
Предмет гражданского права объединяет две группы отношений – имущественные и личные (неимущественные). Имущественные отношения складываются по поводу имущества, которое включает в себя:

2)иное имущество, не ограниченное общими свойствами вещей (информационные ресурсы);

3)имущественные права (право собственности, оперативного управления);

4)имущественные обязанности (передать вещь по договору купли-продажи и др.).

К личным (неимущественным) отношениям относятся:

1)личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (право автора произведения);

2)личные неимущественные отношения, несвязанные с имущественными (честь и достоинство).

Метод гражданского права – это способ воздействия норм права на отношения, регулируемые гражданским законодательством. Характерные черты гражданско-правового метода:

1)дозволительный характер, т.е. действует правило «разрешено все, что не запрещено законом»;

2)диспозитивный характер – заключается в том, что нормы гражданского права предоставляют субъектам широкую свободу в определении и осуществлении имущественных прав и содержат большое количество диспозитивных правил, от которых участники гражданских правоотношений могут отступать.

Функции гражданского права: 1) регулятивная – заключается в предоставлении участникам регламентируемых отношений, возможностей их самоорганизации и саморегулирования посредством установления минимального количества необходимых запретов и максимума возможных дозволений;

2)восстановительная – осуществляется путем восстановления нарушенных субъективных гражданских прав;

3)компенсационная – состоит в возмещении причиненных убытков;

4)воспитательная – заключается, с одной стороны, в повышении культуры взаимоотношений хозяйствующих субъектов, с другой – отражает негативные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения норм гражданского права (например, уплата неустойки и т.д.).

Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданского законодательства, определяющие сущность и юридическую природу правовых норм, их связь и взаимозависимость в регулировании общественных отношений, составляющих предмет гражданского права.

К принципам гражданского права п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ГК РФ) относит:

1)принцип равенства субъектов гражданских правоотношений;

2)неприкосновенность собственности;

3)свободу договора;

4)принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;

5)недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела;

Гражданское правоотношение — это урегулированное нормами гражданского права правоотношение, возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающаяся в наличие у них субъективных прав и обязанностей.

Элементы гражданского правоотношения включают в себя:

  • Субъективный состав правоотношения
  • Содержание правоотношения (права и обязанности субъектов)
  • Объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения)

Основаниями возникновения гражданских правоотношений являются:

  • договоры и иные сделки, предусмотренные законом или не противоречащие ему;
  • акты государственных органов и органов местного самоуправления;
  • судебные решения;
  • приобретение имущества;
  • создание произведений науки, литературы, искусства;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение;
  • иные действия граждан и юридических лиц.


  • ТРУДОВОЕ ПРАВОПредмет трудового права включает в себя две группы отношений:
    • 1. Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату своей трудовой функции, подчинении правилам внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Работодатель в свою очередь в этих отношениях обязуется создать условия труда, своевременно и в полном объёме оплатить этот труд.
    • 2. Отношения, непосредственно связанные с трудовыми – отношения всегда вторичные после трудовых, они их обслуживают, их обеспечивают. Как правило, в этих отношениях участвует третий субъект. Значительная часть этих отношений является факультативной (могут возникать, либо не возникать). Также эти отношения являются дискретными, т.е. имеют определенное время начала, определенную продолжительность и определенное время завершения.

    Признаки трудовых отношений:

    • - нанимающийся по трудовому договору обещает предоставление своей рабочей силы в пользу чужого хозяйства;
    • - от нанявшегося по трудовому договору требуется личное исполнение работы;
    • - обязанность нанимающегося согласовать своё поведение с порядком, установленным работодателем;
    • - нанявшийся имеет право на вознаграждение за свой труд, не зависимо от того, воспользовался работодатель его результатами труда или нет;
    • - работодатель несет риск эффективного распределения обязанностей между работниками.

    Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, делятся на 3 категории:

    • - отношения, предшествующие трудовым;
    • - отношения, сопутствующие трудовым;
    • - отношения, следующие за трудовыми.

    Также существуют иные классификации отношений.

    Сыроватская Л.А. выделяет:

    • - трудовые отношения;
    • - отношения, связанные с трудовыми, но при ином субъектном составе;
    • - отношения, возникающие при определенных обстоятельствах.

    Молодцов В.М. выделяет отношения по использованию, по производству и по распределению рабочей силы. Отношения, тесно связанные с трудовыми:

    • - отношения по трудоустройству работника у данного работодателя;
    • - отношения по организации труда и по управлению трудом;
    • - отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации у данного работодателя;
    • - отношения по социальному партнёрству, по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    • - отношения по участию работников и профессиональных союзов по установлению условий труда;
    • - отношения по материальной ответственности работодателя и работника;
    • - отношения по контролю и надзору; контроль и надзор может быть государственным (общий, специальный – федеральная инспекция труда и специализированный – отдельные отраслевые органы в определенных сферах деятельности) и общественным (осуществляют профсоюзные органы или органы, созданные при участии профсоюзов);
    • - отношения по рассмотрению трудовых споров; споры делятся на индивидуальные и коллективные, критерием разделения является не количество субъектов, а содержание этого спора (если спор касается нарушенного права работника – это индивидуальный трудовой спор; коллективные споры – это споры не о праве, это споры об установлении условий труда, т.е. работодатель в конкретной организации выполняет все те отношения, которые он должен выполнять);
    • - отношения по обязательному социальному страхованию

Трудовой договор рассматривается в нескольких значениях (основные аспекты):

  • 1. Трудовой договор является юридическим фактом (сделкой), на основании которого возникают субъективные права и обязанности.
  • 2. Трудовой договор является моделью трудового правоотношения.
  • 3. Трудовой договор является институтом трудового права, причём это – генеральный институт, включающий три института: заключение, изменение, прекращение (остальные институты так или иначе связаны с ним).
  • 4. Трудовой договор является юридическим документом или формой выражения оговорённых (определенных) сторонами условий.

Под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном объёме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию, подчиняясь при этом правилам внутреннего трудового распорядка (ст.56 ТК).

Содержанием любого договора являются его условия. В соответствии с ТК помимо условий самого трудового договора в его содержание входят также сведения о сторонах, заключивших договор, а именно: ФИО работника, ФИО работодателя, либо наименование организации работодателя (если юридическое лицо), сведения о документах, удостоверяющих личность работника, личность работодателя (если физическое лицо), сведении о представителе работодателя, который подписал трудовой договор и уполномочен на это (если юридическое лицо); указывается ИНН, а также дата и место заключения договора.

Условия трудового договора – это модель будущего трудового обязательства, то есть то из чего возникнут взаимные права и обязанности, именно поэтому если стороны не согласовали условия, то сделки быть не может.

Условия трудового договора делятся на 2 категории:

  • 1. Обязательные условия договора.
  • 2. Факультативные условия.

Обязательные условия трудового договора


Обязательные условия - те условия, без которых любой договор не может быть заключен.

1. Наличие предмета или трудовая функция. Трудовая функция – это работа по определенным, в соответствии со штатным расписанием должности. Штатное расписание – локальный нормативно-правовой акт. Трудовая функция бывает двух видов: простая и сложная. Простая – это та, которая не требует специальных навыков и знаний. Сложная трудовая функция – она требует навыков и знаний и имеет свою структуру. Структура:

  • - профессия, как род занятий, вытекающих из разделения труда;
  • - специальность – это подразделение внутри рода, которая обусловлена наличием специальных знаний, умений, навыков;
  • - квалификация – наличие профессии и специальности – официальное подтверждение, т.е. документ.

Трудовая функция имеет объективную и субъективную стороны. Объективная вытекает из существующего объективного технологического процесса. Она, как правило, содержится в регламентах, инструкциях должностных или профессиональных стандартах. Субъективная сторона выражена в виде так называемых предпочтений при приеме на работу. В отдельных случаях в законодательстве с наименованием трудовой функции связано предоставление льгот и гарантий. В этих случаях трудовая функция должна быть поименована в точном соответствии со специальными списками, перечнями. В противном случае лицо утрачивает право на льготное пенсионное обеспечение либо он должен отстаивать это право в суде.

2. Место работы и место осуществления трудовой функции (по ГК место исполнения обязательства). Местом работы считается работодатель, его фактическое местонахождение или местожительство. Место работы может предполагаться в другой местности. Определяется через административно-территориальное устройство, где основной единицей считается городское или сельское поселение. В отдельных случаях другой местностью могут считаться и тоже муниципальные образования. Место работы надо отличать от рабочего места. Рабочее место может быть только в той же местности. Оно может изменяться по желанию работодателя, кроме случаев, когда оно определено в качестве факультативного условия.

3. Дата начала работы. Может быть определена договором, если нет – следующий день после вступления трудового договора в силу. Если работник не приступил к работе в день, независимо от причин, то работодатель вправе аннулировать договор, т.е. признать его не заключенным.

4. Срок договора. Если такого условия не будет, то договор будет считаться на неопределенный срок. Максимальный срок – 5 лет.

5. Режим рабочего времени и времени отдыха, если он отличается от обычного.

6. Характер работы. В отдельных случаях могут появляться и иные ситуационные обязательные условия, например для профессиональных спортсменов (соблюдать спортивный режим, посещать тренировки и т.д.).

Все остальные указанные в ст. 57 ч. 2 относятся к числу производных, они не обязательны для включения в договор.

Факультативные условия трудового договора


Направлены на надлежащее исполнение обязательных условия. Бывают двух видов

  • 1. Уточняющие механизм реализации обязательных условий (например, испытательный срок).
  • 2. Производные - такие условия, которые стороны сами не формулируют, а они появляются в этой сделки или связанны с этой сделки постольку, поскольку они вытекают из действующего законодательства, коллективных договоров и соглашений, нормативных актов. Т.е. такие условия которые могут воспроизводится, а могут и нет, но всё равно будут действовать.

Одно из факультативных условий – испытательный срок. Цель испытания при приеме на работу – проверка качеств работника, проверка его соответствия к поручаемой работе. В других целях устанавливать испытания нельзя. Отсутствие в тексте договора указания на испытательный срок означает, что работник принят сразу без испытательного срока. По общему правилу максимальная продолжительность испытательного срока не может превышать трех месяцев.

Исключения:

  • - если договор заключается на срок от 2-х до 6-ти месяцев, то продолжительность испытания не может превышать 2-х недель;
  • - для руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей структурных подразделений, филиалов и представительств, срок испытания не может превышать 6 месяцев;

В срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и иные периоды, когда работник фактически отсутствовал на месте (например, отпуск без сохранения заработной платы).

Испытательный срок не устанавливается вообще:

  • - беременным женщинам и женщинам, имеющим детей до 1,5 года;
  • - лицам, не достигшим 16 лет;
  • - лицам, избранным по конкурсу;
  • - лицам, поступающим на выборную должность;
  • - лицам, приглашённым в порядке перевода от другого работодателя;
  • - лицам, окончившим образовательные учреждения, имеющим гос. аккредитацию и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение 1 года со дня окончания названного образовательного учреждения;
  • - если срок договора менее 2-х месяцев.

В случае если работник не выдержал испытание, его обязаны предупредить за 3 дня под роспись, при этом работодатель указывает причины, которые послужили основания для признания работника, не выдержавшим испытательный срок. В течение испытательного срока предусмотрен упрощённый порядок увольнения с работы (за 3 дня нужно написать заявление об увольнении).

По истечении испытательного срока не требуется оформления никаких дополнительных документов для признания работника выдержавшим испытание. Условия, ухудшающие положение работника, не применяются.


Лекция №19  Административное и уголовное право

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.
Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.
Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.
Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.
Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.
Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.
Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.
Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Понятие и основные виды преступлений 

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Данное определение является формально-материальным и дается в ст. 14 УК РФ.

Признаки преступления – основные черты, которые в совокупности формируют понятие преступления. Для того чтобы деяние было признано преступлением, оно должно обладать следующими признаками.

1. Виновность – общественно опасное деяние может быть признано уголовно противоправным лишь тогда, когда оно совершено виновно, т. е. при наличии определенного психического отношения лица к совершенному деянию и наступившим последствиям в форме умысла и неосторожности.

2. Общественная опасность – материальный признак преступления, заключающийся в способности деяния, предусмотренного уголовным законом, причинять существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям (объектам преступления). В уголовном законе выделяются качественная (характер) и количественная (степень) стороны общественной опасности.

Характер общественной опасности – качественное свойство общественной опасности, которое определяется объектом преступления. Особенная часть УК РФ в зависимости от характера общественной опасности поделена на главы и разделы.

Степень общественной опасности – количественная характеристика, которая определяется значимостью причиненного общественным отношениям вреда и находит свое выражение в санкциях статей УК РФ: чем выше наказание, тем выше степень общественной опасности.

3. Уголовная противоправность – формальный признак преступления, означающий законодательное выражение принципа «нет преступления без указания о том в законе». В качестве преступления может рассматриваться только такое поведение, которое специально предусмотрено в диспозициях статей Особенной части УК РФ.

4. Наказуемость – запрещенность общественно опасного деяния уголовным законом не означает лишь декларирования запрещенности деяния, а предусматривает установление за его совершение соответствующего наказания.

Малозначительное деяние – действие или бездействие, формально содержащее все признаки состава преступления, но из-за отсутствия общественной опасности не признается преступлением.

Классификация преступлений – деление всех преступлений в зависимости от их общественной опасности на различные категории. Критерием классификации выступает общественная опасность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...