пятница, 12 мая 2023 г.

 

ЛЕКЦИИ ДЛЯ ПСА И ПД

Тема №27: Понятие и основные виды преступлений https://law.wikireading.ru/23076


ТЕМА №28:Уголовный процесс

1. Уголовный процесс: понятие, сущность, назначение

Уголовный процесс - специально организованная правоохранительная деятельность, осуществляемая органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также другими участниками. Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства, которое включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ст. 5 УПК).

Уголовный процесс представляет собой одно из направлений правоохранительной деятельности государства, иначе говоря, уголовно-процессуальную функцию в правоохранительной деятельности государства. Эта деятельность направлена на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных. Поскольку она возникает и протекает в связи с применением уголовного закона, ее принято именовать уголовным процессом.

В уголовный процесс, который осуществляют государственные органы, вовлекаются иные участники уголовного процесса, имеющие процессуальный интерес по делу или способствующие достижению цели уголовного судопроизводства. К первым относятся: потерпевший, гражданский истец, их представители, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, гражданский ответчик. Ко вторым - заявитель, свидетель, эксперт, специалисты, понятые и т. д. Кроме того, уголовный процесс можно определить как отрасль права, как учебную дисциплину и как науку. Уголовный процесс как отрасль права - совокупность норм права, регулирующих деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных. Уголовный процесс как учебная дисциплина - совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса. Уголовный процесс как наука изучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.

Цели уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК):

1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;

4) отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

2. Правовые источники уголовного судопроизводства

Источники уголовно-процессуального права: Конституция РФ; УПК; федеральные конституционные законы РФ и федеральные законы РФ; международные договоры, заключенные РФ с другими странами.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В ней содержатся наиболее общие положения, определяющие построение уголовного процесса, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина в области уголовного судопроизводства (гл. 1 и 2) и к осуществлению судебной власти в уголовном процессе (гл. 5).

Основным кодифицированным источником, непосредственно регулирующим уголовно-процессуальную деятельность, является УПК, который состоит из 6 частей, 19 разделов, 56 глав. Законы, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность, и все иные нормы, которые также направлены на регулирование указанной деятельности, должны соответствовать не только Конституции РФ, но и УПК.


К числу источников уголовно-процессуального права также относятся отдельные уголовно-процессуальные нормы, содержащиеся в законах, которые носят комплексный характер. Например, Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в РФ" содержит положение о самостоятельности, независимости и неподочетности судебной власти, о гарантиях независимости судей и др. ФЗ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ" определяет функции прокуратуры в уголовном процессе, содержит положения о надзоре прокуратуры за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и об участии прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде и др. В ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" важное значение имеют положения и условия, при которых результаты ОРД могут служить поводом и основанием к возбуждению уголовного дела и быть использованы в доказыванию по уголовному делу. К числу источников уголовно-процессуального права относятся общеправовые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ о правовой помощи по уголовным делам. Если международные договоры РФ устанавливают иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Декларации прав человека и гражданина (1991)).

Тема № 29: Международное право

https://www.litres.ru/mihail-petrov/mezhdunarodnoe-pravo-shpargalka/chitat-onlayn/

нажмите на ссылку


ТЕМА № 30: Правозащитные организации и развитие системы прав человека


Всеобщая декларация прав человека является важным политическим и моральным документом, но, будучи декларацией она не имела юридически обязующей силы для государств. Именно поэтому Комиссия ООН по правам человека  и представители государств продолжали вести переговоры и разрабатывать юридически обязательные договоры о правах человека. Так, в 1966 г. были приняты два пакта: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба Пакта вместе со Всеобщей Декларацией прав человека составляют так называемый Международный билль о правах человека. С тех пор ряд международных договоров по правам человека и других принятых документов расширил сферу международного права в области прав человека.

   

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
    
Международное право в области прав человека определяет обязательства, исполять которые обязаны национальные власти той или иной страны. Становясь сторонами в юридически обязующих международных договорах (часто их называют как ковенанты или конвенции), государства берут на себя обязательства уважать, защищать и выполнять права человека, которые зафиксированы в этих документах.

Обязательство уважать означает, что государства должны воздерживаться от вмешательства или ограничения прав человека.
Обязательство защищать требует от государств оказания защиты отдельных лиц и групп от нарушения прав человека.
Обязанность выполнять означает, что государства должны предпринять позитивные действия для реализации прав человека.
  
Принято выделять девять основных международных конвенций ООН по правам человека. Некоторые из них дополнены дополнительными протоколами, касающимися конкретных проблем.

Основными девятью конвенциями являются:

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD), 1965 г.;
Международный пакт о гражданских и политических правах (ICCPR), 1966 г.;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ICECSR), 1966 г.;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), 1979 г.;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (CAT), 1984 г.;
Конвенция о правах ребенка (CRC), 1989 г.;
Международная конвенция о защите прав всех мигрантов и их семей (ICMW), 1990 г.;
Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (CPED), 2006 г.;
Конвенция о правах инвалидов (CRPD), 2006 г.;

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ
   

ООН и другие международные организации постоянно работают над тем, чтобы государства осуществляли согласованные права человека для своих граждан. Одним из важных инструментов является юридическое обязательство государства по договорам о правах человека.

Посредством ратификации таких договоров правительства обязуются внедрять внутренние меры и законодательство, которые совместимы с их договорными обязательствами и долгом. Наиболее важным является обеспечение гармонизации законов каждой отдельной страны с теми обязательствами, которые фигурируют в конвенциях. Посредством информации и образования должностные лица на всех уровнях должны учиться уважать и осуществлять права человека. Такие институты, как Омбудсмен по правам человека, могут быть созданы с особой функцией: анализировать и сообщать о проблемах в сфере прав человека в обществе. А дети должны знакомиться с правами человека уже в школе.

Еще одной важной обязанностью правительств, по факту ратификации конвенции, является предоставление регулярного (зачастую каждый пятый год) доклада договорным органам о том, каким образом осуществляется реализации положений конвенции в стране. Практически за каждой конвенцией в системе ООН закреплен комитет независимых экспертов, функцией которых является контроль за выполнением положений договора государствами-участниками. Комитеты анализируют отчеты и дает государству отзыв с положительными комментариями, критикой и рекомендациями. Отчеты по исполнению той или иной конвенции доступны на веб-странице Верховного Коммиссара по правам человека ООН.

Универсальный периодический обзор (УПО) был введен в 2006 году и представляет собой уникальный механизм обзора информации по правам человека во всех 193 государствах-членах ООН, который осуществляется раз в четыре года. УПО входит в структуру Совета по правам человека и предоставляет возможность каждой стране информировать о предпринятых ею мерах с целью улучшения положения в области прав человека, а также выполнять свои обязательства в данной сфере.

Становясь членами ООН, государства не обязаны немедленно ратифицировать конвенции о правах человека. Это связано с тем, что для изменения взглядов часто требуется время, а государства являются мощными и сильными участниками международной системы, у которой нет центрального правительства, суда или полиции. Поэтому, лучше иметь даже «худшие» государства внутри ООН, а не вне ее. Внутри на них может оказавыться постоянное давление со стороны других государств в целях улучшения их работы с правами человека.

Сегодня более 85% государств-членов ООН ратифицировали более четырех основных конвенций по правам человека. Все государства ратифицировали как минимум одну конвенцию. Это показывает, что международная система защиты прав человека имеет всеобщую поддержку.

  

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
   

В случае, когда национальные системы защиты не справляются с устранениями нарушений прав человека, существуют механизмы и процедуры для индивидуальных жалоб как на региональном, так и  на международном уровнях для того, чтобы помочь в обеспечении уважения, осуществления и соблюдения международных стандартов в области прав человека в стране.

В дополнение к глобальному режиму ООН в области прав человека, после Второй мировой войны получили своё развитие и региональные системы прав человека в различных частях мира. Европа, Северная и Южная Америка, Африка и арабский мир разработали свои собственные договоры и системы.

Подробнее о Европейской системе прав человека

В дополнение к юридическим механизмам в виде конвенций, ООН (и другие международные организации) могут использовать политическое давление, с тем, чтобы влиять на государства в отношении соблюдения прав человека. Примерами таких мер являются резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, Советом Безопасности и Советом по правам человека. Другие меры – это предоставление государствам конкретной помощи для повышения компетентности профессиональных групп или техническая поддержка. Совет Безопасности ООН может также принимать решения о миротворческих операциях и гуманитарных вмешательствах.
Тема № 31 Международные ор­ганизации. 
нажмите на ссылку

ЛЕКЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО

 ЗАКОНЧИЛИСЬ СОГЛАСНО РАБОЧЕЙ

 ПРОГРАММЕ 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...