ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 16 по 18 ОКТЯБРЯ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Тема №3 Общество как система.
1.Социальная философия в
системе наук об обществе
2.Взаимосвязь природы и
общества
3. Основные институты общества,
их функции и роль в развитии общества.
Выучить термины из словаря.
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник: h http://www.husain-off.ru/bibl/bog10/index.
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ
Тема №3 Общество как система.
1.Социальная философия в системе наук об обществе
Что такое социальная философия:
Социальная философия отличается от других разделов философии тем, что она
исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную
уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем материального
мира, занимающей в нем специфическое место. Учитывая отношения и связи общества
с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, она изучает
специфические закономерности проявления жизнедеятельности людей, которые
характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Другими словами,
социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в
целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.
Объектом познания социальной философии является общество.
Предметом социальной философии является знание всеобщих оснований
целостности общественного бытия, факторов и закономерностей его развития.
Все это определяет и основную проблему социальной философии -
вопрос о том, что есть общество или какова его природа, закономерности
существования и развития.
Место социальной философии в системе философских наук:
Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского
знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания
всех общественных, а еще шире - всех гуманитарных наук, включая психологию,
лингвистику и т.д.
Особенности познания социальной реальности.
Социальное познание обладает ярко выраженной спецификой, особенно при
сравнении с естественнонаучной формой познания.
- Во-первых, если в естественных
науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно
от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира, то
социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и
отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: -
собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без учета системы
отношений и взаимовлияний невозможно.
- Во-вторых, если действие
законов, открытых естественными науками, достаточно неизменно, носит
универсальный характер, то законы, действующие в обществе, в силу
чрезвычайной подвижности, изменчивости социальной жизни, имеют характер
тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей.
- В-третьих, особенностью объекта
социального знания является его историчность, поскольку и общество, и
личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
- В-четвертых, если в
естественных науках, как известно, широко используются так называемые
жесткие познавательные процедуры, то в познании социальной жизни
использование математических и подобных им процедур возможно лишь в
достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
- В-пятых, поскольку общество
выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное
познание выступает как самопознание.
- В-шестых, социальные теории в
отличие от естественнонаучных подлежат нравственной оценке.
2.Взаимосвязь природы и общества
Общество как социальный организм
взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия
является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов,
воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему
благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество
противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все,
что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная
связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество
происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в
то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему
присуще и качественно новое, особое явление - социальные свойства, вырастающие
из взаимодействия людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни
отождествлять понятия ≪природа≫ и ≪общество≫,
ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две
формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют
две основные области - естествознание и обществознание. Научное разграничение
указанных понятий позволяет правильно понять двуединую - природно-социальную,
биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования
природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли
социального в этом единстве.
Проблемы экологии.
Экология (отгреч. oikos-
обиталище, местопребывание) - наука о родном доме человечества, об условиях
обитания людей. В более строгом определении экология - комплексное научное
направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними
условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы:
общество - природа.
Известно, что человеческая
деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный ≪обмен
веществ≫ между человеком и природой. С развитием
преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в
естественные связи природы.
Человек на протяжении долгого
времени брал у природы столько, сколько позволяли его собственные
производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с
новой проблемой - проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного
нарушения равновесия системы, с необходимостью бережного отношения к природе.
На современном этапе осознана
потребность в регулировании взаимодействий в системе: общество - природа, в
учете характера и границ допустимого воздействия общества на природу с целью не
только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие
человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их
познания. Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и
для природы, и для человека.
3. Основные институты общества,
их функции и роль в развитии
общества.
ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ в
обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности
общества.
* институты брака и семьи -
потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;
* экономические (производство,
собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;
*политические (государство,
партии и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении;
*институты образования –
потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке
кадров;
* религиозные – потребности в
решении духовных проблем, смысла жизни и второстепенные институты- институт
материнства, интитут родства, институт президентства, институт рынка и .т.п.
К числу основных функций, которые
социальные институты выполняют в обществе, относятся:
- регулирование деятельности
членов общества в рамках социальных отношений;
- создание возможностей для
удовлетворения потребностей членов общества;
- обеспечение социальной
интеграции, устойчивости общественной жизни;
- социализация индивидов.
Социальные институты отличаются
друг от друга своими функциональными качествами. Наряду с основными существуют
специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не
свойственны другим, например, наведение и поддержание порядка в обществе
(государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование),
воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств
существования (производство), отправление ритуалов (религия) и др.Общество
устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в
то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу
несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей
выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же
время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но
и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости
и т.д. Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой
называется дисфункцией социального института. Дисфункция социального института
- падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его
функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий