четверг, 12 октября 2023 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА  И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  НА 16  по 18 ОКТЯБРЯ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Тема №3 Общество как система.

1.Социальная философия в системе наук об обществе

2.Взаимосвязь природы и общества

3. Основные институты общества, их функции и роль в развитии общества.

 

Выучить термины из словаря.

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: h http://www.husain-off.ru/bibl/bog10/index.

ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ

Тема №3 Общество как система.

1.Социальная философия в системе наук об обществе

 

Что такое социальная философия:

Социальная философия отличается от других разделов философии тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем материального мира, занимающей в нем специфическое место. Учитывая отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, она изучает специфические закономерности проявления жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Другими словами, социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.

Объектом познания социальной философии является общество.

Предметом социальной философии является знание всеобщих оснований целостности общественного бытия, факторов и закономерностей его развития.

Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество или какова его природа, закономерности существования и развития.

Место социальной философии в системе философских наук:

Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире - всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т.д.

Особенности познания социальной реальности.

Социальное познание обладает ярко выраженной спецификой, особенно при сравнении с естественнонаучной формой познания.

  • Во-первых, если в естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира, то социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без учета системы отношений и взаимовлияний невозможно.
  • Во-вторых, если действие законов, открытых естественными науками, достаточно неизменно, носит универсальный характер, то законы, действующие в обществе, в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей.
  • В-третьих, особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
  • В-четвертых, если в естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, то в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
  • В-пятых, поскольку общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает как самопознание.
  • В-шестых, социальные теории в отличие от естественнонаучных подлежат нравственной оценке.

 

 

 

 

 

2.Взаимосвязь природы и общества

 

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление - социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия природа и общество, ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание. Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую - природно-социальную, биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

 Проблемы экологии.

Экология (отгреч. oikos- обиталище, местопребывание) - наука о родном доме человечества, об условиях обитания людей. В более строгом определении экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы: общество - природа.

Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный обмен веществ между человеком и природой. С развитием преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи природы.

Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой - проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения равновесия системы, с необходимостью бережного отношения к природе.

На современном этапе осознана потребность в регулировании взаимодействий в системе: общество - природа, в учете характера и границ допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и для человека.

 

3. Основные институты общества, их функции и роль                                                в развитии общества.

ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

* институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;

* экономические (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;

*политические (государство, партии и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении;

*институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

* религиозные – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни и второстепенные институты- институт материнства, интитут родства, институт президентства, институт рынка и .т.п.

К числу основных функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

- регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;

- создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;

- социализация индивидов.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами. Наряду с основными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), отправление ритуалов (религия) и др.Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой называется дисфункцией социального института. Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...