ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА  И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  НА 9  по 13 ОКТЯБРЯ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Тема№2 Особенности социального познания.
1.   
Особенности
социального познания.
2.   
Научное и ненаучное социальное познание.
3.Особенности наук, изучающих общество и человека.
4. Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи.
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник: h http://www.husain-off.ru/bibl/bog10/index.
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ
Тема№2 Особенности социального познания.
1.   
Особенности
социального познания.
Социальное
познание и его особенности
Познание
(вообще) – есть
процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).
Оно
включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу
человека и 2) ее дальнейшее объяснение.
Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):
Субъект
познания –
тот, кто познает (человек), исследователь.
Объект
познания –
то, что познается.
Объект познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание.
Источники
и способы познания:
человеческие чувства, разум, интуиция.
Ведущая роль у разума, рационального
познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).
Однако,
человеческий разум в познании не всесилен.
Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого
разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция,
инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни
общества и в познании.
Социальное
познание – приобретение
и система знаний об обществе (социуме).
Социальное познание есть одна из разновидностей познания
(вообще).
Особенности
социального познания:
1. Сложность
и трудность социального познания по сравнению с другими видами
познания (например, природы) из-за разнокачественности общества,
действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей,
страстями, желанием и т.п.).
2. Личностный
фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт,
интеллект, интересы, пристрастия и др.).
3. Исторические
условия социального познания – определенный уровень развития общества,
социальная структура, господствующие интересы.
4.    В качестве объекта выступает:
-
деятельность самих субъектов познания (людей);
- взаимодействие между
объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и
его субъект).
Наличие и
комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие
точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной
жизни.
Все
это определяет особую специфику и трудности социального
познания.
Данная
специфика социального познания во многом определяет характер и особенности
различных сторон социального познания.
Стороны
социального познания:
(онтологическая,
гносеологическая, ценностная)
1.
Онтологическая сторона – (онтос – сущее) – касается объяснения бытия
(существования) общества, закономерностей и тенденций его функционирования
и развития, а также человека как члена общества.
2.
Гносеологическая сторона социального познания
-
связана с особенностями самого социального познания:
1.    Роль общественной практики в
социальном познании
2.    Личный опыт познающего субъекта
3.    Роль социологических исследований и
социальных экспериментов в социальном познании;
4.    Возможности человеческого
разума в познании общества и человека (Ограничения. Плохо и хорошо,
т.к. не знаем своего будущего).
5.    Признание
ученым объективного существования общества и наличия в нем объективных законов
(или отрицание этого), то есть его позиция по онтологической проблеме
социального познания;
6.    Каким
образом осуществляется познание общественных явлений;
7.    Каковы
возможности их познания и каковы границы познания;
3.
Ценностная (аксиологическая) сторона социального познания
(гр.
Аксиос – ценный)
Любое
социальное познание связано с определенными ценностями исследователя.
Эти ценностные приоритеты определяют выбор объекта познания, его методы, специфику истолкования
полученных результатов исследования.
Будет
ли истинным полученное таким образом знание? Скорее
всего – да, т.к. ценностные приоритеты определяют лишь характер
и специфику самого исследования, а не существование, функционирование
и развитие объекта исследования.
Выводы:
Все
три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и
ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют
целостную структуру познавательной деятельности человека.
2.    Научное и ненаучное                                               социальное познание.
Формы и уровни познания. Научное и ненаучное
познание.
Познание – последовательное движение к знанию, процесс получения и
постижения знания.
Познание имеет 2 основных уровня:
I. Вненаучное.
II. Научное.
Вненаучное познание имеет следующие формы:
1. Ненаучное или обыденное познание, понимаемое как разрозненное,
несистематизированное познание, которое не формализуется и не описывается
законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.
Его основной предмет и проблемное поле - "жизненный мир"
человека. Это понятие было предложено в феноменологии Э. Гуссерля. Обычно этот
мир понимался как нечто само собой разумеющееся и не требующее специального
анализа. Обыденное познание и здравый смысл рассматривались как
"недоразвитое" познание, которое необходимо "подтянуть" к
достойному уровню.
Особенности обыденного знания выражаются в придании смыслов и
значений социальным явлениям и в поисках стандартных норм мышления и поведения.
Это знание "нашпиговано" множеством представлений и мнений, принятых
на веру и не подлежащих логическому обоснованию и доказательству. Так, Э.
Дюркгейм отмечал, что основа обыденного знания - набор типологических
конструкций, придающих мышлению и деятельности стандартность, рецептурность,
очерчивающих пути, по которым удобнее передвигаться в конкретной ситуации. Это
может быть вера в правомерность определенного общественного порядка,
определенных систем ценностей, что необходимо для стабильного функционирования
общества. Прагматический характер жизненного мира детерминирует и особый способ
поиска знаний. Человека интересует не столько социальный объект сам по себе,
сколько его отношение к познающему человеку, способность удовлетворять
потребности. Поэтому на первый план выдвигаются нормы, предписания, запреты по
поводу использования тех или иных социальных феноменов, приемлемые формы
общения с другими людьми.
2. Донаучное познание, выступающее прототипом, предпосылочной
базой научного. В его состав входит мифологическое, религиозное,
астрологическое, игровое познание. Особняком здесь стоит художественно-образное
познание. Знания, переданные с помощью художественных образов, - необходимый
компонент исторического сознания, которое важно не только для понимания
прошлого, национальных традиций, но для воспитания чувства ответственности за
современную деятельность. Главная особенность искусства - его роль в
эстетической оценке явлений через призму прекрасного и безобразного,
формирования чувства прекрасного как важнейшего компонента духовного ядра
личности, когда человек не только видит красоту в мире, но и способен "вести
себя эстетически".
3. Паранаучное познание (выходящее за рамки науки и несовместимое
с имеющимся гносеологическим стандартом). Сюда относятся магические,
парапсихологические и оккультные учения о тайных природных и психических силах
и отношениях, скрывающимися за обычными явлениями.
4. Лженаучное познание как сознательно эксплуатирующее домыслы и
предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание.
5. Квазинаучное познание ищет себе сторонников и приверженцев,
опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях
строго иерархизированной науки, где невозможна критика власть придержащих, где
жестко проявлен идеологический режим (развитие генетики в СССР при Т. Лысенко).
6. Антинаучное познание как утопичное и сознательно искажающее
представления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что
предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с
"противоположным знаком".
7. Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную
активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий (истории о древних
астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс).
Научное познание бывает эмпирическое и теоретическое (не что иное,
как собственно наука).
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью
постижение истины и открытие объективных законов. Наука - это творческая
деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности:
совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных
принципов.
Возрастание роли науки и научного познания в современном мире,
сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в
его оценке - сциентизм и антисциентизм.
Сторонники сциентизма утверждают, что "наука превыше
всего" и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды
человеческой деятельности. "В пику" сциентизму возник антисциентизм,
представители которого утверждают обратное: наука не способна обеспечить
социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука
- враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в
военной области), она разрушает культуру.
Теория познания не может ограничиваться анализом только научного
знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за
пределы науки и критериев научного знания.
3.Особенности наук, изучающих общество и человека.
Науки
о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание.
Общество настолько сложный объект, что одна наука не может изучить
его. Это можно сделать только многими науками. Совокупность наук, изучающих
общество в целом, - обществознание. Это философия, история, социология,
экономика, политология, психология, социальная психология, антропология,
культурология. Это фундаментальные науки, состоящие из множества разделов,
направлений, школ… Возникнув позже других наук, обществознание вбирает их
понятия. В совокупности наук относящихся к обществознанию выделяют 2 разновидности:
социальные и гуманитарные. Если социальные науки – науки о поведении людей, их
предмет – поведение людей, то гуманитарные науки – это науки о духе, их предмет
– культура. К социальным наукам относят социологию, психологию, социальную
психологию, экономику, политологию, антропологию, этнографию. У них много
общего, они тесно связаны между собой. Примыкают к ним родственные им науки –
философия, история, искусствознание, культурология…
Т.к. все эти науки взаимодействуют и обогащают друг друга, то границы
между ними условны, на их пересечениях возникают новые науки.
Социальные и гуманитарные знания взаимопроникаемы. Без человека
нет общества, но и человек не может существовать без общества.
Особенности социального познания в отличие от естественнонаучного:
Субъект и объект познания совпадают, т.к. общество включает в себя
материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека. Познание
становится самопознанием.
Обще́ственные (социáльные) нау́ки (лат. socium — о́бщее) — комплекс научных дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, динамику, развитие, историю, так и его отдельные подсистемы (экономику, политику, государство, гражданское общество, правовое устройство, духовную жизнь).
Отнесение к общественным наукам может варьироваться
в зависимости от различия между задачами (фундаментальные,
утилитарно-прикладные) и, отчасти, объектами (области, охватываемые познанием
человечества по ходу общецивилизационного процесса, с одной стороны, и
дисциплины в учебно-академическом понимании, с другой).
4.Социальные науки и
профессиональное самоопределение молодёжи.
Одной из ключевых проблем, несущей в себе предпосылки
решения многих социальных задач, является профессиональное самоопределение. Что
такое профессиональное  самоопределение в контексте социального поведения
человека? В какой мере человек, как субъект своей активности, использует
имеющийся у него личностный опыт (представления о ценностях, жизненных планах,
своих личностных возможностях и т.д.) в качестве средств адаптации, а также
посредством каких механизмов осуществляется достижение целей профессиональной
деятельности и саморазвития? Необходимость новых подходов к анализу социального
поведения диктуется потребностями социальной практики. Поэтому исследование такого
сложного феномена как профессиональное  самоопределение является
необходимой предпосылкой для развития научных представлений о качественном
разнообразии конкретных проявлений социального поведения Профессиональное
самоопределение как проявление социального поведения обусловлено не только
 социальными детерминантами, но непосредственно связано с процессом
профессиональной  адаптации  индивида, и это еще один важный аспект
нашего исследования.
Анализ профессионального самоопределения как элемента человеческой
деятельности имеет противоречивый исследовательский статус. Важный аспект
проблемы адаптации в социальной среде через профессиональное самоопределение отражен
в совокупности вопросов, которая обозначается обычно термином «вторичное
восприятие» и относится к когнитивным структурам и механизмам.
Основное внимание в исследованиях
профессионального самоопределения отводится рассмотрению
его социальных функций, которые, по сути, выступают механизмом и условием
социальной адаптации. Важнейшая из них - функция профессиональной адаптации
индивидов в социально-приемлемых рамках. В названном контексте
предназначением  анализа профессионального самоопределения является 
описание, а затем классификация и, наконец, объяснение профессионального
поведения, обеспечивающего стабильную профессиональную социализацию в обществе,
при этом профессиональные нормы выступают в роли теорий, объясняющих содержание
той или иной профессии в рамках определенной когнитивной структуры.
Отличительной чертой этой структуры является трансформация информационных
элементов в репрезентативно-образные, сопровождающиеся превращением описания в
объяснение. То есть человек видит профессию не такой, какой она является на
самом деле, а сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений,
так, как она представлена в процессе профессиональной ориентации.
Ключевыми понятиями для описания
профессионального самоопределения как условия и механизма адаптации продолжают
оставаться не только «цель», но и «мотив», «потребность» и т.д. Обыденные
стратегии выбора наиболее интересны с точки зрения анализа механизмов адаптации
через профессиональное самоопределение. Здесь можно наблюдать важный для
профессиональной  адаптации процесс качественного сравнения альтернатив
выбора в социальной среде. Это свидетельствует о том, что процесс
профессионального самоопределения  рассматривается как самостоятельный по
отношению к мотивационной детерминации в процессе адаптации.
В процессе социальной адаптации,  когда
профессиональное самоопределение  как цель реализуется
в деятельности, происходит активное, но противоречивое в своей основе
взаимодействие между целью и средствами. С одной стороны, средство
предоставляет человеку возможности, которые по определению более обширны, чем
данная цель. С другой стороны, средство именно есть то, что ничего собою не
представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение
и свою ценность. Это противоречие в профессиональном самоопределении,
обнаруживающееся на том этапе адаптации, когда не находит свое разрешение
планируемая  цель, которая становится средством для достижения адекватных
показателей. Этот процесс должен быть бесконечным, в противном случае мир целей
не сможет сохранить свою самостоятельность. На второй ступени, где цель осуществляется,
воплощаясь в результате деятельности, профессиональное самоопределение  проявляет
себя как объективированный процесс, в котором может быть снято противоречие
между субъективной целью и объектом. Но это возможно только в том случае, если
цель на протяжении всей деятельности сохраняет свою самостоятельность как нечто
устойчивое.
Социальная адаптация - сложный и глубоко
индивидуализированный процесс, при анализе которого внимание естественно
обращается к субъективным механизмам, личностным чертам, личностной ситуации и
т.д. Именно поэтому так важно учитывать социальную природу профессионального
самоопределения, многоуровневую в пространстве и накапливаемую во времени
социальную детерминацию  как самой этой способности, так и конкретных
процессов и форм ее проявления. Человек осуществляет социальное поведение, т.е.
ставит цели и выбирает стратегию движения к ним, будучи включен в социальный
процесс. Более того, само социальное поведение (в нашем исследовании  как
проявление способности к социальной адаптации  через механизм
профессионального самоопределения), к предвосхищению результата в сознании
можно рассматривать как продукт этой деятельности. Человеческое сознание и
мышление как необходимые предпосылки профессионального самоопределения есть
особая способность социального субъекта [6].
 Таким образом, профессиональное
самоопределение  может быть как подготовкой к  успешной
социальной адаптации, так и сложным ее проявлением. Однако оно может стать и
устаревшим стереотипом реакции, так и не приобретшим или потерявшим
актуальность. Ценности чаще других аспектов профессионального самоопределения рассматриваются
в качестве регуляторов адаптации, причем адаптация, основанная на ценностях,
считается высшим уровнем развития личности. Нельзя с очевидностью предполагать,
что структура ценностных ориентаций является раз и навсегда сформированной
субстанцией, однако если ориентация на значимые ценности присутствует, то
интерес представляет исследование того, какие именно значимые ценности связаны
с высоким уровнем профессионального самоопределения. В зависимости от того,
какие мотивы преобладают в процессе достижения цели, существенным образом
меняется и характер всех процессов индивидуальной адаптации. Профессиональное
самоопределение признается в качестве высшей мотивации человека, движущей силы
в реализации собственного потенциала во всех сферах жизни. Поскольку мотивация
имеет побуждающую к действию функцию, то она обеспечивает все компоненты
процесса профессионального самоопределения. Так, при высокой мотивации
возрастает эффективность достижения целей, более тщательно происходит выбор
средств для ее достижения, более значимой становится оценка результата [4].
Использование максимально широкого взгляда на проблему профессионального
самоопределения как механизма и условия адаптации позволяет соотнести различные
ценности. 
Познавательные элементы профессионального
самоопределения проявляются через понимание субъектами
своих профессиональных интересов - личных, коллективных, государственных,
общественных, региональных, глобальных. Поэтому интегративным элементом
профессионального  самоопределения можно считать
профессиональное сознание, составляющее часть общего мировоззрения отдельного
человека, отдельной группы или иной профессиональной общности.
Ценностные элементы профессионального
самоопределения предполагают анализ существующих в
обществе социально-профессиональных ценностей, что является ключевым моментом
изучения характера и особенностей  профессиональной адаптации. Одним из
главных достоинств социально-философского  подхода в описании структуры
ценностей является   возможность сопоставления результатов, когда
ценностные предпочтения напрямую увязываются с данными экспериментальных
методик. Профессиональное самоопределение, понимаемое как система ценностных
ориентаций, в профессиональном выборе и самоопределении включает в себя три
ключевых компонента: ценность, установку и субъективную структуру.
Поведенческие элементы профессионального
самоопределения включают систему поведенческих ориентаций
и разделяемых индивидом правил профессионального участия. Поскольку
профессиональное самоопределение - это не просто особые
формы взглядов на профессиональную систему, то сама структура профессионального
сознания есть совокупность устойчивых ориентаций, отражающихся в социальном
поведении [10]. Иначе говоря, профессиональное самоопределение социальных
субъектов (в нашем исследовании - это учащаяся молодежь), является фактором,
влияющим, в конечном счете, на развитие и обновление профессиональной системы
общества. В общей сложности всё сказанное указывает на то, что в исследовании
профессионального самоопределения, проявляемой в уровне профессиональной
удовлетворенности,  действительно должен быть «эмпирический статус». Но
субъекты никогда не выступают неким однородным уровнем профессиональной
реальности. В действительности профессиональные субъекты значительно
различаются по уровню развития своего сознания. Они существенно различаются и
своим отношением к существующей  социально-профессиональной системе, а
также степенью доступа к ней, т.е. вклад разных субъектов в динамику
функционирования профессиональной среды   неодинаков и вообще может
иметь разный знак.
Таким образом, социокультурные детерминанты -
это социально-профессиональные, экономические  отношения каждого данного
общества, которые проявляются как познавательные ценностные, поведенческие
элементы и интересы. Профессиональные интересы обусловлены положением тех или
иных социальных групп, но вместе с тем они не сводятся к этому положению,
поскольку не существуют вне того или иного их выражения, в виде взглядов,
позиций, морали, идеологии этих социальных групп. Выявление взаимозависимости
между профессиональным интересом и профессиональным поведением, уровнем его
активности приобретает значение закономерности.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий