четверг, 23 ноября 2023 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА  И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  НА 27 по 1декабря СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Тема №13 Этика и этические нормы.

1. Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики.( в блоге )

2. Нравственность как область индивидуально ответственного поведения. (учебник )

3. Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и нравственного поведения  людей. (в блоге )

 4.Особенности профессиональной

деятельности по направлениям,

связанным с философией. ( в блоге )

ЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

 МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315



Тема №13 Этика и этические нормы.


 Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики.

 Понятия «этика», «мораль», «нравственность»

Прежде чем рассматривать предметную область этики, следует опре­делиться с главными понятиями, которыми оперирует эта философ­ская дисциплина.

Во-первых, установим, что означает сам термин «этика». Проис­ходит он от древнегреческого слова «этос», понимаемого вначале как «место проживания», затем как «порядок», «обычай», еще позже как «нрав». Выделенные смыслы слова «этос» не противоречат друг дру­гу, указывая на связь между средой проживания, кругом общения и характером человека. Впервые термин «этика» (в смысле «нравы») ввел Аристотель (4 в. до н.э.). Для него это некая сумма знаний и по-учений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с 3 в. до н.э.), они стали считать ее (наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии.

Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мое» (mos) — смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мое» звучит как «морэ» (mores). В таком виде оно и было использовано римским оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов.

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из Wx возникают свои определения. В русском с 18 в. таковым является термин «нравственность», этимология ко­торого в принципе аналогична своим старшим прототипам. В совре­менной общекультурной лексике все три слова обычно употребля­ются как синонимы. Например, можно сказать, что поступок этич­ный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках науч­ного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, осо­бая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

 Категории этики

Категория — это основное понятие, используемое той или иной нау­кой при изучении своего предмета. Этические категории — это ос­новные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее су­щественные стороны и элементы нравственности. Длительная исто­рия развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок — все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них есть слова обыденного языка, например «свобода», «добро», «счастье» и др. Происходит это потому, что предмет этики непосредственно свя­зан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

В современной этике добро и зло — это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общест­венной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринима­лись людьми в качестве реальных сущностей, принимая вид либо субстанции, либо личности (Бог, дьявол).

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Иде­ал — это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельно­сти. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представле­ния о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия меж­дудеятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравст­венной деятельности человека, наполняют его жизнь смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми представлениями, встроен в общую стратегию поведения.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, свое­образное требование к человеку. История этики дает нам множество различных норм, в частности знаменитый Декалог — десять запове­дей Ветхого завета (не убий, не укради и т.д.). Были и есть различ­ные, детально разработанные нормативные системы (кодексы), по­могающие человеку выстраивать свою линию поведения, входящие в привычку. Как раз из-за этого может возникнуть соблазн их маши­нального и некритичного выполнения. Поэтому следует помнить: норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим иде­альным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и ли­шена нравственного содержания.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соот­ветствующие его ценностным установкам, а следовательно, необхо­димые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.

В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной зада­чей человека, его обязанностью. Долг — это нравственная форма осозна­ния необходимости действия. Человек совершает должный поступок доб­ровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный,

посвященный этой категории раздел — деонтология (т.е. наука о долж­ном). Важной характеристикой долга является его связь с волевыми каче­ствами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится пре­одолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т.п.).

Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения долж­ному характеризуется понятием совесть. Совесть — это своеобраз­ный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответ­ственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности.

Сложность и противоречивость общественного бытия проявля­ется в наличии множества идеалов и соответственно стратегий пове­дения. Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора.

Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия — свободу воли. Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужден­ный поступок человек фактически не несет никакой моральной от­ветственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемле­мое качество субъекта нравственности.

Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий, таких, как вина, милосердие, несть, удовольствие и др.

Следует отметить, что каждая категория этики отражает опреде­ленную сторону нравственности, а в целом категориальный аппа­рат — реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерар­хичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

Структурное единство этических категорий можно рассмотреть на примере христианского религиозно-этического учения. Его идеалы сформулированы прежде всего в Евангелиях. Иисус Христос, очелове­чившийся Бог, своими деяниями дает последователям образец для под­ражания. Жизнь Христа (и его смерть) — идеальный пример для хри­стианина. Исходя из этого идеала, формулируются христианские нормы любви, смирения, прощения и др. («бог терпел и нам велел»). Соблюде­ние этих норм дает возможность соответствовать идеалу, «жить во Хри-

сте». Высокая нравственная планка христианских норм требует от чело­века глубокого осознания необходимости следования им, т.е. развитого чувства долга. История христианства изобилует примерами, когда ради выполнения своего религиозного долга люди жертвовали не только удо­вольствиями или личной выгодой, но и самой жизнью. Если же по ка­ким-либо причинам- долг оказывался невыполненным, верующий по­гружался в сложные религиозно-нравственные переживания: муки со­вести, страх и раскаяние.

Изложенное выше позволяет проследить взаимосвязь моральных категорий. Очевидно, что без понятия идеала не имеет смысла 'понятие нормы, так как становится неясным, на какой основе та или иная норма формулируется. Без понятия нормы теряет смысл понятие долга. Если нет представления о долге, то нет представления и о совести, о других нравственных чувствах. Образуя в том или ином учении целостную сис­тему с единым принципом построения, категории этики позволяют ото­бразить исследуемую реальность с максимальной полнотой.

Следует отметить, что обширный категориальный аппарат тре­бует определенной систематизации. В отечественной этической тео­рии доминируют два способа систематизации категорий.

Одни исследователи считают, что категории этики логичнее под­разделять в соответствии со структурой нравственности. В этом случае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравствен­ного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной прак­тики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отно­шения (конфликт, авторитет и т.д.).

Такая точка зрения достаточно полно отражена в справочной литературе по этике.

Другие исследователи считают, что сосредоточивать внимание только на одной структуре нравственности непродуктивно, так как она не раскрывает полностью все богатство и своеобразие нравст­венной жизни. Они предлагают классифицировать категории этики по следующим видам:

1) структурный вид — это вид категорий, отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные формы соз­нания, практики, отношения (норма, соревнование и др.);

2) сущностный вид — это вид категорий, отражающих качест­венную определенность нравственности, отличие ее от других соци­альных явлений (добро, долг и др.);

3) методологический вид — это вид категорий, отражающих критерии нравственности человека, уровни его развития (цель и средства и др.).

Такая точка зрения на систематизацию этических категорий распространена в отечественной научно-исследовательской литера­туре по этике.

Существуют и иные способы классификация этических категорий.

В истории этики отдельные категории стали системообразующим принципом, легли в основу целых направлений. Так, понятие «счастья» стало основой эвдемонизма, понятие «пользы» — утилитаризма и т.д. Они будут рассмотрены ниже.

 Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и нравственного поведения   людей.

 Понятие, сущность и принципы профессиональной этики

Понятие, содержание, истоки и место деловой этики в структуре общей этики.

Этика - возникла как регулятор человеческого поведения в обществе других люде, в научный оборот это понятие ввел древне греческий философ Аристотель - этим понятием он предлагал обозначить :с одной стороны : добродетели присущие человеку, с другой стороны : область знаний которые эти добродетели изучал.

Сегодня этика-это наука, система универсальных и специфических нравственных требований, норм поведения, которые реализуются в процессе общественной жизни.

В своей теории и практике этические дисциплины опираются на категории морали и нравственности.

Мораль - система ценностей , которые признаются человеком. Важнейший способ регуляции человеческих отношений, общения, поведения людей в самых разных сферах общественной жизни.

Нравственность - это практическая часть этики, охватывающая реальные поступки, линию поведения человека.

Объектом этики является общество и человек, предметом этики их мораль и нравственность.

Основными категориями этики являются: добро,зло,

долг (совокупность обязанностей человека, по отношению к обществу/коллективу/ семье/ отдельным людям),

совесть ( внутренний регулятор поведения человека), достоинство личности /общественная значимость (оно связано с тем, насколько в деятельности человека реализуются принципы категории добра) ,

чувство чести ( ответственное отношение к исполнению различных обязанностей (социальных/профессиональных), оно формируется по мере того как человек соотносит себя с группой людей, членом котором является),

свобода (характеристика действия совершенного со знанием, учетом объективных ограничений, по собственной воле и в условиях выбора возможностей),

ответственность (умение предвидеть , отвечать за последствия действий , осознавать значимость и добросовестно выполнять обязанности)

Деловая этика – самостоятельная наука, выделилась из философии в конце ХIХ века и сразу же стала активно структурироваться, особенно бурно этот процесс происходит ХХ веке , когда в составе общей этики в качестве самостоятельных частей развиваются:

Профессиональная этика - совокупность моральных норм , определяющая отношение человека к своему профессиональному долгу , к людям с которыми он связан в силу характера своей профессиональной деятельности;

Этикет - правила поведения в конкретной обстановке.

Деловая этика - совокупность норм поведения людей связанных деловыми отношениями – это требование общества, предъявляемые к стилю работы, характеру общения между участниками, их социальному облику. Деловая этика включает : деловой этикет - это определенные нормы регламентирующие: стиль работы, манеру общения как внутри компании , так и между фирмами, внешний вид сотрудников, особенности проведения совещаний, презентаций, деловых переговоров.

Проблемы деловой этики возникают и решаются, как на микро , так и на макро уровне, моральные делимы внутри организаций возникают в следующих областях: в взаимоотношениях руководителя и подчиненных, принятию управленческих решений, служебные разоблачения, положение женщин в организации, взаимные услуги. Макроуровень. Ключевые этические проблемы возникают в : отношениях между организациями, отношения между организацией и государством, между производителями и потребителями, отношения между организацией и их владельцами/ инвесторами, организациями и местными сообществами, отношения между организацией и окружающей средой. 

Этика – (учение о морали, нравственности) – система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношении друг к другу. Появление проф. этики по времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Проф. этика развивалась на  основе обобщенной практики поведения каждой профессиональной группы. Проф. этика конкретизирует общие моральные и требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.

Проф. этика базируется на понятиях проф.долга, фиксирующего служебные обязанности человека и проф.чести, отражающего место и роль данной профессии в жизни общества.  Предполагается поэтому, если человек честно выполняет свой проф. долг, то его деятельность будет социально ориентирована и может рассматриваться как полезная для общества в целом. С точки зрения современной этики в основе проф. этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она имеет в виду благо человека. Это то общее, что заключено в проф. морали. В тоже время в различных сферах деятельности существуют специфические требования тике поведения участников.

Так этика в сфере обслуживания содержит следующее:

культура общения, честность;

недопустимость круговой поруки, протекционизма.

Основными принципами является ответственность перед клиентами, перед коллегами и обществом.

В заключении отметим, что в современной России ряд профессионально-этических требований зафиксирован в специальных кодексах, что отражает возрастающую роль морально-нравственного регулирования в  российском обществе.

Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. именно определенную мораль. Историей развития этих понятий занимается этика. В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений между людьми в обществе.

4.Особенности профессиональной   деятельности по направлениям,   связанным с философией.

 

Различают этику общечеловеческую (универсальную) и профессиональную.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Т.е. профессиональная этика – это кодекс поведения, которые представляется наилучшими с точки зрения выполнения работником своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере. Этика деловых отношений является профессиональная этика, регулирующей систему отношений является проф. эт., регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

Основными базовыми моральными ценностями является: честность, уважение, самоконтроль, искренность. И наоборот, жестокость относится к недостаткам.

Основным принципом, составляющим основу этики деловых отношений является так называемый «золотой стандарт»: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Это правило особо актуально для туристской индустрии, поскольку туристский бизнес – непрерывный процесс общения, контакта с людьми.

Вообще, принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Принципы деловой этики:

«Золотое правило»;

Справедливость при наделении сотрудников необходимыми для работы ресурсами (денежные, материальные);

Требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того кто и когда оно было допущено;

Принцип максимума прогресса (действие сотрудника этично, если способствует развитию организации с моральной точки зрения);

Принцип минимум прогресса (наоборот);

Толерантность (терпимость к традициям, моральным устоям других организаций);

Равнопризнание как коллективных, так и индивидуальных мнений в принятии решения;

Не следут бояться иметь свое мнение при решении любых служебных вопросов;

«Никакого насилия» (принуждения);

Этические стандарты должны внедряться в жизнь только с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководства и сотрудников;

Необходимость стремиться к бесконфликтности и т.д.

Эти принципы служат основанием для выработки каждым сотрудником собственной личной этической системы.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...