ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 4 по 10 декабря СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Тема №14 Социальная психология как наука.
1. Социальная психология в системе
социально- гуманитарного знания.
2. Этапы и основные направления развития социальной психологии.
3.Междисциплинарный характер
социальной психологии.
ЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
Тема №14 Социальная психология как наука.
1. Социальная психология в системе
социально- гуманитарного знания.
2. Этапы и основные
направления развития социальной психологии.
Социальная психология тесно связана с социологией, психологией,
педагогикой и философией и другими науками. Рассмотрим связь социальной
психологии с некоторыми из них.
Социология рассматривает природу и характер общественных,
групповых, индивидуальных ценностей и норм. Социальная психология исследует
конкретные механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в
которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности. То есть если
социология объясняет истоки социальной активности личности, то социальная
психология исследует пути и закономерности их проявления и помогает определить
условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно.
Психология – это наука о закономерностях развития и
функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности у отдельного
человека. Социальная психология исследует закономерности поведения и
деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы.
Педагогика – наука об обучении и воспитании. Социальная
психология раскрывает перед педагогикой пути повышения эффективности
воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяет стимулировать
процесс обучения и воспитания.
Социальная психология имеет большую предысторию в составе философии (более
2000 лет) и сравнительно короткий путь в качестве самостоятельной науки (чуть
более 100 лет).
Основные этапы развития социальной психологии
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических
явлений и закономерностей. Так жрецы, вожди, шаманы, ведуны учитывали
подверженность людей психическому заражению, влияли на умы, настроение толпы и
конкретного индивида. Из поколения в поколение представители культа передавали обряды,
ритуалы, применяли различные запреты и табу, которые регулировали
взаимоотношения между людьми, влияли на общественную жизнь, выступали своего
рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты
воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных
формах «социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то время
как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая
отрасль знания. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о
социально-психологических явлениях. Это был первый донаучный
(синкретический – то есть слитный, нерасчлененный,
состояние, характеризующее что-либо первоначальное и неразвитое) этап развития
социальной психологии, который продолжался примерно до 5 века до н.э.
В процессе развития человеческой мысли и практики большинство
социально-психологических проблем было осознано в рамках античных философских
воззрений. Это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени –
это взгляды Гельвеция, Локка, Руссо, Гегеля. Условно этот период можно
назвать философским этапом. Он характеризуется тем, что в этот
момент происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на
теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).
В связи с развитием таких наук, как языкознание, антропология,
археология, этнография, в результате развития крупных городов и массового
производства появляются первые научные попытки обобщить и
выделить в самостоятельный класс различные социально-психологические феномены
(поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания).
Для их изучения разрабатываются специальные приемы исследования. Научный
материал накапливался, сравнивался, анализировался, однако в этот период не проводились
эксперименты. Таким образом, этот этап, условно был назван феноменологическим и
продлился он с конца 19 века до начала 20 века. В этот период формировалась
предметная область и методы исследования социальной психологии, возникают
первые социально-психологические концепции:
- в Германии в трудах философов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г.
Штейнталь) разрабатывается психология народов. В теории психологии
народов нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальная целостность»,
личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в
подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов
исходила из того, что главная сила истории – это народ, «дух целого», который
выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а
индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит
в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы
духовной деятельности;
- во Франции социологом Габриелем Тардом и Густавом Лебоном,
итальянским юристом С. Сигеле разрабатывается социально-психологическая
теория – психология масс. Конец ХIХ в., ознаменованный
многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать
средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых
выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец ХIХ
– начало ХХ в. – это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность,
подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается
различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих
идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения,
интерпретируя и его как иррациональное движение масс. По мнению Тарда,
социальное поведение объясняется только подражанием. Сигеле как юрист изучал
криминальное поведение и аффективное поведение, а Лебон как социолог уделял
внимание противопоставлению масс и элиты общества.
.В теории психологии масс основополагающими были идеи об активной
роли иррациональных моментов в социальном поведении и об
активной роли подражания. Главное отличие психологии масс в том,
что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется
импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным
действиям. В их исследованиях поведение человека в толпе характеризуется
следующими феноменами: обезличиванием (господством импульсивных реакций);
преобладанием чувств над интеллектом (подверженность различным влияниям);
утратой чувства личной ответственности и т.п.
Еще одна социально-психологическая теория
– теория социальных инстинктов поведения была развита в
трудах английского психолога Уильяма Макдугалла, который затем переехал в США.
Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в
1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной
психологии как самостоятельной отрасли научного знания. В этом же году в США
вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом,
достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали
первый систематический курс по одной и той же дисциплине. Год этот, однако,
лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии,
поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной
психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое
руководство. На этом же этапе значительную роль сыграли работы Георга Зиммеля и
Чарльза Кули.
Теория социальных инстинктов исходит из того, что социальное
поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели,
что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв
выступает в психике человека как движущая сила характера, формирующая
социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области
сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним
выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между
инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.
Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди
них – инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт
самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и
чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения
рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном
счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки
зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение
иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только
индивида, но и человечества.
Собственно научный этап развития социальной
психологии связывают с началом применения в социальной психологии эксперимента
как метода исследования и методов математической обработки (20-е
годы 20 века). Начало ХХ в. и особенно время, наступившее после первой мировой
войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную
науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в
США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения
социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом
ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление
капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных
исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной
социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобретала в
условиях развернувшегося экономического кризиса. В развитии психологии к этому
времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и
гештальтпсихология, и социальная психология стала опираться на идеи,
сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский
подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной
дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает
уделяться малой группе. Этот период связывают, прежде всего, с исследованиями
В. Мёде, Ф. Оллпорта, Влад. Мих. Бехтерева, Ланге, В. Н. Мясищева.
Благодаря использованию эксперимента, наука перешла от этапа простых описаний
к этапу интерпретации установленных явлений и выявлению
закономерностей.
Основные направления
социальной психологии
К середине 30-х гг. и далее не один десяток лет социальная
психология как самостоятельная отрасль знания уже не существует. В Большой
советской энциклопедии 1957 г. социальная психология характеризуется как одна
из ветвей буржуазной психологии, которая подменяет исторический анализ
общественных явлений их психологическим объяснением. Конечно,
социально-психологическая мысль продолжила развиваться и в эти годы в трудах и
практических исследованиях общепсихологического характера педагогов,
психофизиологов. Однако научное развитие социальной психологии в России на многие
годы практически замерло. Америка стала безраздельной хозяйкой целой области
человекознания.
Экспериментальный период развития социальной
психологии чрезвычайно богат эмпирическими открытиями, методическими находками,
реальными практическими результатами. На это и была направлена
социально-психологическая мысль 20—60-х гг. XX в. Социальная психология изо
всех сил пыталась утвердить себя в научном мире как «законная»
естественнонаучная дисциплина. Отсюда акцент на лабораторный эксперимент,
очень осторожное отношение к любой теории, не имеющей убедительных опытных
подтверждений, направленность на решение практических задач.
Этому этапу развития научная социальная психология
обязана большей частью фактологии и методических находок, имеющихся в ее
распоряжении. Идет накопление исходного эмпирического материала, правда,
материала весьма специфического, полученного в лабораторном эксперименте и в
рамках достаточно своеобразных представлений о предмете социальной психологии.
В этот период возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум
четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по
отношению к общепсихологическим парадигмам: бихевиоризму, когнитивизму,
интеракционизму и неофрейдизму. В самом общем виде рассмотрим тот вклад,
который каждая из этих парадигм внесла в развитие социально-психологических
представлений XX в. К конкретным теориям и экспериментальным схемам мы
обратимся в тех разделах, которые тематически с ними соотносятся.
Бихевиоризм одним из первых
обратился к социально-психологической проблематике, не усмотрев в ней ничего
специфического, требующего какого-то отдельного концептуального или
методического подхода. «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый
коридор правому, потому что в левом лежит пища, то это поведение изучает
психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому Что в правом коридоре сидит
другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог» (132,
с. 27). В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые сегодня
представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии
и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов
социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного
взаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс).
Бихевиоральная социальная психология создала свою
практи-'' ку активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это
группы навыков и умений) (94). Интересно, что все разнообразие
социально-психологических подходов в рамках бихевиоризма основано на весьма
ограниченном наборе концептуальных понятий данной парадигмы: поведение, стимул,
реакция, подкрепление (поощрение, наказание), научение. Бихевиоризм ориентирован
на модель человека, которая, по образному выражению П. Шихирева, может быть
обозначена как модель «человека реагирующего» (132). В послевоенные годы
явственно обозначается ряд ее существенных ограничений. Прежде всего
игнорирование специфики человека как объекта изучения. На смену бихевиоральной
в качестве ведущей Приходит когнитивистская модель «человека думающего», хотя
со-циобихевиоризм и сегодня, находит в американских научных кругах немалое
количество сторонников.
Когннтивизм — значительное
явление в истории развития психологии вообще и социальной психологии в
частности — воз-
»никает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной
и развитой в работах К. Левина и Ф. Хаидера (10,124). К когнитивистам в начале
80-х гг. XX в. относили себя три четверти американских социальных психологов.
Р. Абельсон сформулировал положение, которое в
значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений
когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в
большей степени как Думателя, чем как Делателя» (10, с. 93). Таким образом,
главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные
социальные реакции человека:
«Впечатления индивида о мире организуются в некоторые
связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования,
ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения»
(10, с. 92).
В рамках когнитивизма развивались взгляды двух самых
крупных теоретиков американской психологии середины XX в. — Курта Левина и
Леона Фестингера. Левину современная социальная психология обязана очень
многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями
социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные
исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы,
лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического
обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и
разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Влияние
К. Левина на частные направления в социальной психологии велико, но важнее
другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический
взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с
позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости. Л. Фестингер внес
значительный вклад в формирование теорий когнитивного соответствия как осно- вы
индивидуального и социального поведения человека. В рамках когнитивизма
сформированы чрезвычайно распространенные сегодня представления о механизмах
социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей
коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер).
По мнению П. Шихирева, последовательная ориентация американской социальной
психологии сначала на бихевиоризм, а затем на когнитивизм способствовала
созданию общей парадигмы, которую он характеризует как «парадигму объяснения»:
«...парадигма объяснения устойчиво занимает доминирующую позицию. В настоящее
время, по приблизительным оценкам, она регулирует не менее 2/3
социально-психологических исследований в мире. Ее придерживаются редколлегии
практически 4/5 ведущих профессиональных журналов. Она входит в подавляющее
большинство академических курсов по социальной психологии, читаемых не только
в США, но и в остальном мире» (132, с. 32—33). «Золотой век» безраздельного
правления бихевиоризма и когнитивизма приходится на середину XX в. С 60-х гг.
возникает реальная альтернатива парадигме объяснения как в Европе, так и в
России.
Неофрейдизм, опираясь на
социально-психологические идеи 3. Фрейда и собственные наработки, создал весьма
специфическую социальную психологию. Она практически не существует как
самостоятельное направление, но вместе с тем многие ее положения и идеи стали
настолько традиционными, что часто применяются без ссылок на первоисточники.
Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская именуют этот феномен
«рассеянным психоанализом» и выделяют три его формы в современном социально-психологическом
мышлении: 1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователей
относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений; 2) включение
психоаналитических принципов в современные теории и социально-психологическую
практику; 3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения
различных социально-психологических проблем (10).
С точки зрения 3. Фрейда, в основе группы — система
эмоциональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое
содержание благодаря межличностной «любви», связывающей между собой рядовых
членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они
возникают только благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые
по содержанию связи с лидером (вожаком). Психологическая суть первичных связей
«член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое
«идеальное «я», идентифицируется с его поведением, чертами характера,
ценностями и т.д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго
порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в групповой
системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит
только себя. Такая обращенность на себя и делает его кумиром группы (120).
Психоаналитическая социальная психология нашла свое
выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем
основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г.
Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения
человека (У. Шутц, Т. Адорно). В целом, как отмечает П. Шихирев, «влияние идей
фрейдизма и неофрейдизма невелико... Оно никогда и не было особенно значительным,
а в последние два десятилетия неуклонно уменьшается» (132, с. 79-80).
Символический интеракционизм — течение научной социально-психологической мысли, берущее свое
начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях
о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды
американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его основе
— последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает над
индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в
рамках целостной групповой активности.
Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении
закономерностей социального процесса, который представляет собой не что иное,
как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации.
Социальная ситуация — не просто контекст, она — значимый фактор
взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде
всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того,
как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми.
Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто
человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение
чувства и другие. Социальное поведение человека признается принципиально
отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического
поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и
внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в
целом.
В рамках символического интеракционизма сформировались
теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде
всего это теории ролевого поведения (Т. Сар-бин, Э. Гофман, Р. Линтон и другие)
и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т.
Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).
Как уже было сказано, американская социальная
психология, доминирующая в 30—50-е гг., внесла значительный вклад в развитие
науки: произошло насыщение ее фактологией и методами исследования. Вместе с
тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного,
материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической
картины мира, она рас- плывалась, распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды,
которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Сама
американская психология долгое время игнорировала эту проблему. Т«к, в середине
70-х гг. историк социальной психологии У. Саакян пишет: «Сегодня... социальная
психология предстает во всем своем великолепии, когда общество зависит от нее в
исследовании и решении главных своих проблем настолько, что предлагает ей
достаточно грантов в надежде, что финансовая поддержка будет взаимовыгодна»
(132, с. 38).
Однако наряду с традиционной американской психологией,
ориентированной на когнитивизм, развивается иная ветвь социально-психологического
мышления. В начале 70-х гг. появляется концепция социального конструкционизма
К. Дж. Гергена и его последователей. Для Гергена социальная психология — наука
гуманитарного характера, что обусловлено двумя существенными обстоятельствами:
«ценностная предвзятость» социально-психологического знания и исторический
характер фактов, на которые это знание опирается. Анализируя фактологический и теоретический
багаж американской социальной психологии (теорию когнитивного диссонанса Л.
Фестингера, феномен послушания Мильграма, феномен конформизма Г. Аша и другие),
Герген приходит к выводу, что «зафиксированные закономерности, а следовательно,
и теоретические принципы жестко привязаны к текущим историческим
обстоятельствам» (29, с. 26). Занятие социальной психологией с точки зрения
социального конструкционизма есть по преимуществу занятие историческое, направленное
на систематизацию и объяснение современных социальных явлений. Причем
объяснения эти носят обязательно оценочный характер: «Приверженность ценностям
— неизбежный побочный продукт социального бытия, и мы как участники
социального процесса, преследуя свои профессиональные цели, вряд ли можем
отгородиться от ценностей общества. ...Видимо, лучший выход — это предельное
внимание к собственной предвзятости и откровенность ее выражения» (29, с. 24).
Важнейшее следствие такого отношения к цен-Местному контексту научного
исследования — введение этического аспекта в пространство социальной психологии
как науки. Конструктивизм, по словам Гергена, «заключает в скобки проблему моральных
принципов, поощряя... исследование практики в отношениях между людьми,
позволяющей им достичь жизни, которую они считают «моральной» (132, с. 363).
С 70-х гг. XX в. другая социальная психология,
отличная от традиционных экспериментальных образцов, тяготеющих к естест-1 веннонаучному
подходу, начинала произрастать и на собственно американской, и на европейской
почве. Наиболее значительный вклад в ее развитие внесли европейские психологи
Г. Тэджфел, Р. Харре, С. Московичи, Дж. Тернер и другие.
3.3. На рубеже XX и XXI вв.
Состояние социальной психологии в Европе конца 50-х —
начала 60-х гг. хорошо отражает следующее высказывание из книги П. Шихирева:
«Трудно сказать, как развивалась бы западная социальная психология, если бы не
было Второй мировой войны. Очевидно одно — западноевропейцам не пришлось бы 25
лет догонять США, учиться по американским учебникам и копировать американские
методы исследования. В течение длительного времени США были для Западной Европы
той Меккой, без паломничества в которую ученый значительно терял в авторитете.
В 1963 г. Ж. Стетцель в первом (!) французском учебнике по социальной
психологии писал:
«Современная социальная психология в ее нынешнем виде
как по ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней
— почти исключительно американская наука» (132, с. 184).
С начала 70-х гг. в европейской социальной психологии
начинают развиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные
течения и направления. Основной пафос критики, направленной в адрес
американской социальной психологии по многим важным направлениям, одновременно
явился и программнымПредставители функционализма изучали людей и социальные
группы с точки зрения их приспособления к требованиям
общественной среды. Исследовались феномены независимости, самоподдержания,
развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической
проблемой данной школы стало выявление наиболее оптимальных условий социальной
адаптации субъектов общественной жизни.
Именно в рамках функционализма впервые появилось
большое количество исследований, ориентированных на практический результат.
Представители данного течения фиксировали внимание не на внутренних психических
процессах человека, а на их функциях, имеющих значение как при мсжличностном,
так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы.
Они ввели новые методы исследования личности и группы —тесты, опросники,
интервью, которые получили широкое применение в более позднее время. Кроме
того, именно функционализм способствовал формированию таких актуальных
направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого
человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, рекламы и т.
п.
Бихевиоризм имеет в своей
основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальники — Э. Торндайк
(1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) — предложили отказаться от
непосредственного изучения сознания, а вместо этого исследовать человеческое
поведение по схеме «стимул — реакция». По мнению бихевиористов, манипулируя
внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы
социального поведения, игнорируя врожденные задатки человека и его неповторимый
жизненный опыт. Закономерности поведения выводились, таким образом, из закономерностей
внешнего стимулированияНеобихевиоризм, представителями которого
являются Б. Скиннер, Н. Доллард, Дж. Хоманс и др., сохранил свои позиции в
последующие десятилетия. Особый интерес в социально-психологическом
необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса
(1910-1989). Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих
социальное поведение:
1) Постулат успеха: все действия человека подчинены
основному правилу — чем чаще они одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.
2) Постулат стимула: если стимул (или их совокупность)
вызвал действие, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого
стимула человек будет стремиться воспроизвести ту же реакцию.
3) Постулат ценности: чем более ценным представляется
человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он будет к нему
стремиться. .4) Постулат насыщения— голодания: чем регулярнее вознаграждается
поступок человека, тем менее ценится каждое последующее вознаграждение. 5)
Постулат агрессии — одобрения: если действие не вызывает ожидаемого
вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение.
И, наоборот, при получении предполагаемого одобрения или отсутствии ожидаемого
наказания он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение,-поскольку оно будет
для него наиболее ценным. Одной из центральных социально-психологических проблем
бихевиоризма стала проблема научения — приобретения индивидуального опыта
посредством проб и ошибок. Сформулировано четыре основных закона научения:
эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.
Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех
реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только
та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулирования или позитивного
подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на
ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения.
Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека и любых
процессов обучения, а также установления и стабилизации социальных шаблонов
поведения на индивидуальном и групповом уровнях. Закон готовности определяет
возможности человека посредством упражнений повышать предрасположенность
организма к определенным реакциям, к проведению соответствующих нервных
импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного
сдвига гласит: если при одновременном действии двух раздражителей один из них
вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно
нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.
Значительное влияние на развитие социальной психологии
оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).
В данном направлении представлена попытка синтеза двух
плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических
элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и
значения социальных образований для формирования личности.
Согласно этой теории, каждый из нас находится «между
двух огней», становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих
начал — бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания
как результата влияния нашего окружения, требований обще-Й ства, воспитания
(системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т. д.).
Душевное состояние1" человека определяется соотношением этих
начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный
антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с
обществом. Преступная деятель- ность, ярко выраженная агрессивность, нервные
срывы и:
другиезз деструктивные проявления поведения трактуются
как следствия этого противостояния. Роль бессознательных пр(»''оцессов в нашей
жизни трудно переоценить. Они служат едймной цели; не перегружать сознание
человека, не до-пускатггь в его область ту часть информации о самом субъекттге
и окружающем мире, которая противоречит мо-ральныям нормам. Несмотря на то что
большая часть пси-хическовой деятельности индивида происходит на уровне неосозйнаваемых
процессов, она существенно влияет на принятие р!" ешений и поступки
человека.
Особбая роль бессознательного связана с источниками
социаль&ной активности личности. Фрейд полагал, что цен-тральноо-й движущей
силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых
является половое влечениге. Становление психического склада личности происходит"'
в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с
системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по
своей проироде) вытесняются за пределы сознания. Они могут прояК вляться в
виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т. д. Если эти
тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные
нарушеягая психики и соматики.
Позднее некоторые вопросы психоаналитического
на-правленьня, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в
работах учеников Фрейда — К. Юнга и А. Адлера.
Психоанализ очерчивает две социально-психологические
проблемы: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений
с социальными запретами, и источники социальной активности личности. Многие
аспекты человеческой деятельности объясняются с точки зрешия редукции
напряжения. Однако эта теория не в состоянии объяснить некоторые формы
поведения, по-Скольку нормальному человеку свойственно не только снимать
напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставить перед собой новые
задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требует усилий, а
его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно
объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.
Вопрос об источниках социальной активности человека
рассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой
являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет
человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать
свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации. В каждом из нас
заложена тенденция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то
неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы наши индивидуальные
особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее
субъекта. Таким образом, высшие потребности — потребности роста — заставляют
человека идти вперед и преодолевать трудности.
Итак, с одной стороны, источником активности индивида
является стремление к снятию напряжения, с другой — к его повышению. Личность
функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая
постоянно что-то получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность
интенциональна, то есть нацелена на окружающий мир. Она функционирует на
нескольких уровнях социальной адаптации, на одних она действительно стремится
к разрядке напряжения, а на других — наоборот. Диалектическое единство данных
тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение ее баланса
обычно связано с явным преобладанием одной из двух указанных склонностей.
Например, у больного человека сильнее выражена тенденция к редукции
напряжения. С другой сторо ны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью
и чрезмерным возбуждением, что также наносит ущерб здоровью.
В настоящее время большое распространение в социальной
психологии получают когнитивные теории (Ф. Хайдер, Т. Ньюком,
Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.). В отличие от бихевиоралыюго направления, когнитивизм
подчеркивает значение «менталистских» образований в объяснении социального
поведения человека, делая акцент на процессе дознания мира посредством
психических процессов (память, внимание, ощущение и т. д.), на развитии
интеллектуальных функций, изменении системы представлений и ценностей. Образы,
понятия, идеи и менталитет играют существенную роль в социальном поведении
человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия
решений, что, собственно, и является ведущей социально-психологической
проблемой когнитивизма. Речь идет о структуре восприятия, когда та или иная
ситуация видится под особым углом зрения. В отличие от психоанализа,
когнитивная психология в основном занимается сознательными процессами. Психика
человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Когнитивисты полагают,
что людям свойственно развивать упорядоченный взгляд на мир, структурировать
его. Если возникает диссонанс между знаниями, убеждениями и тем, что происходит
в реальности, то человек стремится разрешить это противоречие посредством
субъективной интерпретации, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней
когнитивной согласованности.
Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм,
отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении
человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер,
У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на способы
формирования знания: преобразование сенсор- ной информации, возникновение и
развитие структурных блоков познавательных процессов, организацию знания в
памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальных и образных
компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем
показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения
опосредованно и это связано с типичными для него особенностями мышления.
3.Междисциплинарный характер социальной
психологии.
Междисциплинарный
характер социальной работы
Теория социальной работы в
системе научного знания
Место науки в системе научного знания определяется объектом и
предметом её исследования и связями с другими науками, определяемыми близостью
её предмета к предмету этих наук. С момента своего возникновения научное знание
переживает процесс предметной дифференциации, т.е. выделения новых предметных
областей и, соответственно, появления новых научных дисциплин. Очевидно, что
этот процесс не мог идти без существенного сужения предметов частных научных
дисциплин и нарастанию специализации. В результате, как уже говорилось выше, во
второй половине XX в. сложилась ситуация, когда подобная узкая специализация
стала препятствовать как в понимании целостного функционирования и развития
объектов различной природы, так и в их проектировании и управлении.
Ответом на эту проблему явилось развитие междисциплинарных
исследований, появление новых дисциплин, предмет которых строится по несколько
иному, неклассическому типу. Они ориентированы не на выделение в
действительности однопорядковых явлений, описываемых одними и теми же законами,
а скорее на изучение реально существующих целостных феноменов. Перед ними стоит
сложная задача по интеграции научного знания, объединению эмпирических данных и
методов различных наук для теоретической реконструкции изучаемых явлений в том
виде, в котором они существуют в действительности.
Таким образом, на процесс дифференциации научного знания в
последние десятилетия наложился процесс интеграции научного знания. В
результате структура научного знания, система и её внутренних взаимосвязей
стали ещё более сложными. В области социальных наук это означает, что к анализу
общественных процессов и явлений традиционными академическими дисциплинами –
социологией, психологий, экономикой, политологий и т.д. добавился ряд новых
дисциплин, также прилагающих усилия для понимания сложных общественных явлений.
К ним последним можно отнести ювенологию, феминологию, социальную экологию и
ряд других, включая социальную работу.
Статус этих дисциплин в настоящее время не является в полной мере
определённым и устойчивым, а свою репутацию им ещё предстоит заслужить в
будущем. Только время сможет показать, какие из них действительно дееспособны и
готовы предложить эффективный анализ и перспективные методы исследования и
практики, новые интересные подходы для исследования и решения различных
социальных проблем, а какие, возможно, окажутся несостоятельными. Однако не
стоит забывать, что все они – явились ответом на новые вызовы времени и
олицетворяют поиск новых путей в науке, который никогда не был простым. Данные
науки имеют исторический шанс влиться в семью социальных наук и внести свой
вклад в копилку человеческой мудрости.
Комплексный междисциплинарный характер социальной работы
обусловливает богатство её межпредметных связей и взаимодействий со многими
социально-гуманитарными дисциплинами. Мало какая из наук может похвастаться
таким разнообразием «знакомств», плодотворного сотрудничества со своими
«соседями» – смежными науками. Если внимательно посмотреть на объект исследования
социальной работы, её задачи как практической деятельности, то можно
определить, по каким направлениям строятся эти взаимодействия.
В научном окружении социальной работы можно выделить различные
уровни и эшелоны. В нём выделяются базовые науки, чьи понятия, методы, идеи
активно используются в социальной работе в качестве основы теоретических
моделей социальной работы и её методологических предпосылок. Это в первую
очередь философия, социология, психология, педагогика, социальная педагогика,
правоведение.
Философия определяет методологические основы научных исследований
в социальной работе, мировоззренческие основы самой деятельности, модели
человека и общества, глубинные онтологические смыслы, предоставляет общенаучные
и философские категории. Социальная философия рассматривает общество как
целостную социальную систему, единый социальный процесс, совокупность
взаимопереплетение различных социальных институтов и их взаимодействие, место и
задачи социальной работы как одного из социальных институтов. Взаимодействие
социальной работы и философии будет подробнее рассмотрено ниже, а сейчас мы
несколько более детально остановимся на её связях с остальными науками
«ближнего окружения».
Взаимодействие социальной работы с базовыми научными дисциплинами
строится в двух аспектах – теоретическом и прикладном. В теоретическом эти
связи проявляются в использовании социальной работой методологических и
мировоззренческих положений этих дисциплин, их теоретических объяснительных
схем в качестве интерпретации природы объекта социальной работы, привлечения их
понятийного аппарата и теоретических методов исследования. В прикладном аспекте
взаимодействие социальной работы с данными дисциплинами осуществляется путём
использования их методов для целей социальной работы как вида социальной
практики.
Социология позволяет обрести целостный взгляд на социальную
структуру общества, проследить и понять процессы социальной динамики, а также
процессы мобильности в обществах разного типа. Социологическое знание и методы
социологии помогают проанализировать статус индивида в обществе и социальной
группе, особенности социализации и идентификации личности, проанализировать её
социальные роли и ролевые системы, различные ролевые конфликты и
несоответствия, сопровождающие трудные жизненные ситуации.
Различные социологические направления, – такие как функционализм,
социология конфликта, социология жизненных сил и социальной субъектности и др.
составляют основу социолого-ориентированных теоретических моделей социальной
работы. Методы прикладной эмпирической социологии позволяют специалисту по
социальной работе и исследователю составить картину сложившейся ситуации его
клиента, собрать и обработать данные, сделать обобщения и выводы и помогают
выбрать методы для осуществления вмешательства15.
Психология как ещё одна базовая дисциплина в отношении к
социальной работе выступает прочной основой теоретической и
профессионально-практической подготовки социального работника-практика и
учёного-исследователя. Как и социология, она образует основу некоторых
теоретических моделей социальной работы, т.е., по сути, позволяет
интерпретировать природу проблем и некоторые задачи социальной работы в
психологических терминах. Трудно переоценить роль психологических знаний как
фундамента профессиональных компетенций специалиста по социальной работе, их
роль при изучении проблем индивидуального клиента и организации практического
взаимодействия с ним.
Во многих ситуациях психологический аспект является если не
определяющим, то весьма и весьма существенным, поскольку весь успех
деятельности социального работника, в конечном итоге, зависит от способности
установить контакт и доверительные отношения со своими клиентами и организовать
эффективное сотрудничество и взаимодействие. Методы психологической науки
составляют неотъемлемый элемент профессионального инструментария социального
работника-практика и исследователя – как средство получения информации о
клиенте, его социальных связях, их характере, об особенностях его личности,
внутреннего мира во всём его богатстве и неоднозначности.
Грамотное использование методов психологической науки поможет
социальному работнику в понимании проблем клиента, его внутреннего мира,
эмпатическому пониманию его внутреннего эмоционального состояния, налаживанию
равноправного доверительного субъект-субъектного взаимодействия. Умение понять
эмоциональное состояние клиента и учитывать его при принятии решений и
осуществлении действий является одной из определяющих компетенций специалиста
по социальной работе, так как без такого учёта правильные в своей основе методы
и шаги могут быть обесценены, пойдут во вред или просто окажутся применены
несвоевременно.
С психологическими аспектами взаимодействия социального работника
и клиента оказываются тесно связанными и этические, поскольку при любом межличностном
общении и взаимодействии существует множество как очевидных, так и невидимых,
на первый взгляд, этических норм, ограничений, принципов. Результатом
интеграции арсенала социальной работы и этики стало появление новой прикладной
дисциплины – этики социальной работы, которой посвящён отдельный курс в системе
подготовки специалистов по социальной работе.
Социальная педагогика, в некоторой степени, пересекается с
социальной работой по своим методам и задачам. Среди теоретических
интерпретаций социальной работы важное место занимает социально-педагогическая
теоретическая модель. Социальная педагогика даёт большой вклад в понимание
процессов социализации подростков, педагогических влияний среды, роли
взаимоотношений в коллективе. Данные из области социальной педагогики позволяют
социальному работнику понимать причины и находить методы профилактики
отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Однако её интерес не ограничивается подростковым и молодым
возрастом. Методы социальной педагогики предполагают и возможность
взаимодействия со взрослыми людьми, что немаловажно для социальной работы. В
некоторых странах социальные педагоги, по сути, объединяют в себе и социальных
педагогов и социальных работников, а в России эти две профессии сопряжены как
на деятельностном, так и на институциональном уровнях, что находит отражение и
в области научно-теоретического взаимодействия.
Любая профессиональная деятельность протекает в определенном
правовом поле и предполагает законодательное закрепление целей этой деятельности,
прав её субъектов и используемых методов. Сказанное относится и к социальной
работе, поскольку она не просто подразумевает правовое оформление института
социальной работы, но и направлена на защиту прав своих клиентов в тех
ситуациях, когда они зачастую сами не в состоянии их защитить. Однако
интерпретация социальной работы как защиты прав своих подопечных возможна
только в условиях правового государства, конституционного строя, когда права
субъектов закреплены законодательно. В таком случае права клиентов социальных
работников создают сам предмет их деятельности, без которого она не смогла бы
приобрести статус профессиональной, обязательной.
Так возникает одно из важных взаимопересечений проблематики
юридической науки и социальной работы и появляется новая область исследований –
социальная работа и права человека, в центре внимания которой – их системность
и полнота, реализация и защита. Социальная работа выступает в данном контексте
как способ обеспечения и защиты прав человека. Наибольший акцент социальная
работа ставит на социальных правах личности – праве на труд, отдых, социальное
обеспечение, медицинскую помощь, на жилище и т.д. В этом контексте она более
тесно взаимодействует с такими разделами юридической науки, как социальное
право, трудовое право, жилищное право и т.п.
Поскольку социальная работа обращается не только к тем, кто
оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи, но и к тем, кто
представляет определённую опасность для общества и собственной личности, то ещё
одним полем предметного взаимодействия с правоведением оказываются вопросы
причин и профилактики противоправного поведения. Социальные причины
преступности и психологический портрет правонарушителя, в силу некоторых
особенностей личности и внешних условий, склонному к девиантному поведению,
является как предметом юридических наук (криминологии, юридической психологии),
так и теории социальной работы.
Социальная работа привлекает данные правоведческих наук при
анализе эволюции правонарушителей в направлении противоправного поведения,
социально-психологических, социально-экономических, культурно-исторических,
психолого-педагогических причин, подталкивающих их к подобному поведению и
образу жизни в целом. Данные индивиды и группы интересуют социальную работу с
точки зрения оказания им помощи по преодолению негативных социальных установок
и мотивации к противоправным действиям, предупреждению социальных отклонений в
будущем.
Не последнюю роль играет интерес социальной работы к задачам
профилактики противоправного поведения, а также к процессу применения мер
юридической ответственности. Как известно, цели, с которыми применяются меры
юридической ответственности, обоснованы и абсолютно социальны. В частности, они
предусматривают оказание воспитательного воздействия на лицо, виновное в
совершении правонарушения и превенцию новых противоправных действий. Однако,
также известно, что далеко не всегда эти цели достигаются в полной мере,
поскольку возможности правовых институтов в отношении задач педагогического
воспитательного воздействия ограничены.
Поэтому социальная работа ищет новые, альтернативные пути
достижения целей, которые преследуют меры юридической ответственности. Это
должны быть такие способы социального воздействия на личность, которые
позволили бы минимизировать негативные аспекты существующей ныне
правоприменительной практики, сопровождающей, в частности, исполнение наказаний
– формирование криминальной субкультуры, вовлечение в неё новых лиц, высокий
процент рецидива и т.д. В качестве таковых методов она предлагает различные
формы социально-психологического, социально-терапевтического воздействия,
профилактики, гуманизации процесса наказания, защиты прав подсудимых и
осужденных, создание условий, способствующих их возвращению к нормальной жизни
и адаптации к ней.
Взаимодействие социальной работы с другими научными дисциплинами,
конечно, не исчерпывается только лишь уже описанными науками «ближнего
окружения», базовыми академическими дисциплинами. В силу разнообразия клиентов
социальной работы и стоящих перед нею задач, она естественным образом связана с
большим количеством частных научных дисциплин, специализирующихся на изучении
более узкого круга явлений социальной действительности. Нередко это могут быть
разделы уже упоминавшихся наук – социологии, психологии, юриспруденции. Вместе
с тем, некоторые из них зачастую уже обособились и конституировались в качестве
относительно самостоятельных научных дисциплин. В этом ряду можно выделить
социологию и психологию девиантного поведения, криминологию, конфликтологию,
феминологию и гендерологию, ювенологию и др.
Взаимосвязь социальной работы с некоторыми из них напрямую
продиктована её традиционными объектами (социальными субъектами). Так, важное
направление социальной работы представляет социальная работа с семьёй. В этой
связи закономерны её тесные связи с семейной педагогикой, возрастной
психологией, психологией общения и коммуникации. Ещё одним направлением
социальной работы является социальная работа в школе, что обусловливает её
связи с педагогикой и социальной педагогикой, а также уже отмеченной возрастной
психологией.
Комплексный характер социальной работы подразумевает и её активные
связи с медицинскими и социально-медицинскими дисциплинами: психиатрией и
психодиагностикой, валеологией, геронтологией, гериатрией, и др. Интерес для
социальной работы здесь заключается в исследовании проблем и способов
социальной поддержки лиц, находящихся на длительном лечении в медицинских
учреждениях, нуждающихся в социально-психологической реабилитации и социальной
адаптации – по выходе из них. Кроме того, одной из важных тем для социальной
работы является профилактика «социальных болезней» – алкоголизма, наркомании,
помощь лицам, страдающим данными формами физической и психологической
зависимости, в социально-психологической реабилитации после прохождения
медицинского курса лечения.
Важное направление социальной работы – это социальная помощь лицам
с ограниченными физическими возможностями, которые испытывают множество проблем
различного характера – медицинских, правовых, психологических, социально-бытовых
и пр. Исследование комплекса этих специфических проблем и планирование
системных мер, направленных на оказание помощи в их преодолении, потребность
представителей данной категории населения в медицинской, психологической,
социально-бытовой, профессионально-образовательной реабилитации обусловливает
связи социальной работы с множеством дисциплин – правоведением, медициной,
психологией, эргономикой, реабилитологией и другими науками.
Таким образом, круг научных дисциплин, с которыми взаимодействует
социальная работа, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах,
практически неограничен. Её ближайшее окружение – смежные научные дисциплины
обеспечивают опосредованную связь со многими другими науками. Эффективность
научных исследований и практической деятельности практики социальной работы
напрямую связана с её способностью интегрировать исследовательские возможности
наук из разных областей социального познания, и обеспечивать как комплексный
характер изучения социальных явлений, процессов, отношений, проблем и
противоречий так и системный характер их решения на практике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий