ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 5 по 10 НОЯБРЯ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Тема №8 Деятельность как способ существования людей.
1.Философия о
деятельности как способе существования людей, самореализации личности. ( учебник )
2.Мотивация деятельности. (учебник)
3. Свобода и необходимость в деятельности (в блоге).
Тема №9 Теория познания. Истина и её критерии.
1. Истина и её критерии. (учебник стр 54 )
2. Объяснение и понимание. Виды
объяснений. ( в блоге )
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ
Тема №8 Деятельность как способ существования людей.
Свобода ―
это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать
модель поведения и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами,
идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений
вещей, закономерностей окружающего мира.
В истории
общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного
смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной
волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью
(предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). В связи с
решением данных вопросов существуют две идеи:
1.
Фатализм (лат. fatalis —
роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире
подчинены судьбе и року. Трактовка всякого действия человека как
предопределенного заранее, исключающего всякую
возможность выбора и случайности.
Например, к представителям фатализма относится
Печорин, герой М.Ю. Лермонтова — в “Герое нашего времени” есть даже глава с
соответствующим названием (“Фаталист”).
2.
Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая
концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Пренебрежение
объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с
субъективными оценками и желаниями.
К волюнтаристам можно отнести известных исторических
персонажей, которые стремились переломить ход событий по своему желанию:
например, Наполеона Бонапарта.
Ответственность личности
Свобода есть там, где
есть выбор. Есть понимание свободы как вседозволенности, но оно неверно.
Ведь свобода выбора порождает ответственность личности за
принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.
Свобода и
ответственность — две стороны
сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность,
ответственность направляет свободу и предполагает определенные обязанности.
Ответственность —
это социально-философское понятие, характеризующее возможность субъекта
(человека, социальной группы и др.) ответить за свои действия, поступки,
последствия своих поступков.
Ответственность порождает обязанности.
Ответственность во многом определяет нравственную
позицию личности в обществе, и ложится в основу поведения человека, становится
фундаментом его мотивации.
Выделяют
следующие виды ответственности:
·
Историческая
ответственность —
ответственность людей перед будущими поколениями.
Например, за вырубку лесов на текущем поколении Земли
лежит ответственность перед будущим поколением.
·
Политическая
ответственность —
ответственность государства за выполнение международных договоров,
ответственность выборных органов власти перед народом, ответственность органов
гос. власти перед друг другом.
Например, ответственность правительства перед
парламентом.
·
Нравственная
ответственность — ответственное
поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека,
помощь людям и т.д.
Например, помощь больным детям или старикам,
сочувствие и участие в жизни окружающих.
·
Юридическая
ответственность — это
применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение
противоправного деяния.
Например, за кражу в крупном размере на гражданина К.
возлагается юридическая ответственность в виде лишения свободы.
·
Индивидуальная
ответственность —
ответственность одного человека.
Например, на гражданине Н. лежит индивидуальная
ответственность за правильное воспитание дочери.
·
Коллективная
ответственность —
ответственность группы людей.
Например, за загрязнение окружающей среды на россиянах
лежит коллективная ответственность.
Регулятором
ответственного поведения является совесть.
Тема №9 Теория познания. Истина и её критерии.
Объяснение и понимание. Виды объяснений.
Традиционно под
объяснением имеется в виду установление связи между конкретным частным явлением
и какой-то причиной, всегда вызывающей все подобные явления. Структура
объяснения состоит из описания события, природу которого требуется объяснить, а
также из указания на некий общий закон, регулирующий весь класс подобных
явлений. Например, наблюдая падение тела на землю, мы сошлемся на действие
закона всемирного тяготения. Объяснение не только обеспечивает более полное и
точное описание объектов, интересующих исследователей, но и дает возможность
установить взаимодействие объектов.
А это, в свою очередь, позволяет
строить прогнозы, т.е. предсказывать будущее поведение
изучаемых обт)ектов при изменении воздействия на них. Прогнозирование (наряду
с описанием и объяснением) является важнейшей функцией науки. Поэтому
естествознание всегда направлено на получение неких устойчивых истин, таких
описаний действительности, которые не зависели бы от изменения человеческого
отношения к происходящему и сохраняли бы свою эффективность каждый раз, когда
воспроизводится уже зафиксированная ситуация. Скажем, зная причину извержения
какого-нибудь вулкана в прошлом, можно предсказать его очередную активизацию
при появлении соответствующих условий.
В «науках о духе» объяснение также
играет важную роль, однако первостепенной задачей для гуманитария
является понимание человеческих мотивов, вызвавших
определенные действия и результаты этих действий. Но что значит
«понимать»? При всем разнообразии взглядов на природу данного явления можно
увидеть, что большинство изучающих его авторов связывают понимание с
осмыслением предметов и процессов, определяющих человеческую жизнь. Понять
нечто — значит определить его смысл, т.е. установить — какое значение для
человека это нечто имеет. Если объяснение увязывает интересующее
человека событие с некоторым отдельным законом или принципом, то понимание
создает целостный контекст, определяющий как цели, выдвигаемые действующими
людьми, так и сами способы достижения этих целей.
Это означает, что понимание
обязательно предполагает соотнесение человеком своих убеждений и представлений
с позициями других людей, с которыми он вступает в контакт. Например,
в современной общественной жизни одной из важнейших тем является понимание
содержания термина «демократия». Но при общем согласии с его трактовкой как
«власти народа», оценка различных конкретных форм проявления этой власти часто
не совпадает у представителей разных стран и народов. Очевидно, лишь внимание
ко всем позициям по этому вопросу и взаимное стремление найти общую точку
зрения может обеспечить действительное понимание людьми друг друга.
Существует множество разнообразных событий, объектов и
фактов, которые требуют объяснения. Таким образом, существует много различных
типов объяснений. Аристотель признал по крайней
мере четыре типа объяснений. Другими типами объяснений является
дедуктивно-номологическое, функциональное, историческое,
психологическое, редуктивное, телеологическое, а также методологическое объяснения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий