воскресенье, 18 февраля 2024 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА 
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Тема №3 Субъекты общественных отношений

1.Социальное взаимодействие и общественные отношения

2.Социальные общности и группы

3.Этнические общности. Этнические отношения

4. Молодежь как социальная группа

Тема №4 Социальные институты семьи, образования, религии, СМИ

1.Институт семьи

2.Демографическая и семейная политика государства

3.Социальный институт образования ( проходили в 1 семестре )

4. Религия как социальный институт  ( проходили в 1 семестре )


Тема № 5. Положение личности в обществе ( проходили в 1 семестре )

Тема № 6. Социологическое образование и профессиональная деятельность социолога

1.Социологическое образование

2. Профессиональная деятельность социолога

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

 МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315


Тема №3 Субъекты общественных отношений


1.Социальное взаимодействие и общественные отношения

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реа-лизовать свои ценностные и поведенческие интенции.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между сторонами. Если стороны «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

 

Взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождеств-лять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями.

Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами.

Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием.

Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Питирим Сорокин выделил обязательное условие социального взаимодействия:
§ участники взаимодействия должны обладать органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках общества в целом.

 

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
§ физическое;
§ вербальное, или словесное;
§ невербальное (мимика, жесты);
§ мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Можно выделить три основные формы взаимодействия:
§ кооперация
§ конкуренция
§ конфликт

П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:

§ обмен идеями
§ обмен волевыми импульсами
§ обмен чувствами

 

 

2.Социальные общности и группы

Социальные группы — это устойчивые группы людей, которых объединяют одни и те же определенные признаки. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.

Людей можно назвать социальной группой, если они:

понимают, что входят в конкретную группу;

признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;

взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.

Виды социальных групп

Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:

по численности;

по характеру взаимодействия;

по факту существования;

по способу организации;

по социальному положению.

Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.

По численности

Малая

Средняя

Большая

Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.

 

Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.

Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.

Пример

Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.

Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице.

Нация, народность, класс и т. д.

По характеру взаимодействия

Первичная

Вторична

Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.

Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.

Пример

Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.

Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.

По факту существования

Номинальная

Реальная

Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.

Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.

Пример

Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.

Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.

По способу организации

Формальная

Неформальная

Группа, которая существует только в пределах организации.

Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.

Пример

Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.

Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.

По социальному положению

Пример

Этническая

Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.

Нация, народность, раса, племя.

Территориальная

Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.

Жители города, деревни и т. д.

Демографическая

Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.

 

Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.

Профессиональная

Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.

Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.

Религиозная

Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.

Синтоисты, христиане, католики, буддисты.

Что такое квазигруппа

В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.

Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.

Виды квазигрупп

Фан-группа

Аудитория

Толпа

Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.

Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.

Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.

Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.

Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.

Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.

Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.

Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.

3.Этнические общности. Этнические отношения

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Предпосылки складывания этнической общности:

1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).

2) Общность языка.

3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Виды этнических общностей: 

Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.

Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.

Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном и психологическом единстве.

Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Производным от понятия «нация» является термин «национальность».

Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.

Этническое (национальное) самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Этнонациональные общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о её новом качественном состоянии.

4.Молодежь как социальная группа

Молодёжь  это социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность психологических и возрастных характеристик (от 16 до 35 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

Отличительные особенности молодежи

Особенности социального положения молодёжи:

·        Необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);

·        Переходность положения (маргинальность);

·        Высокий уровень социальной мобильности;

·        Активный поиск своего места в жизни;

·        Наличие перспектив профессионального роста.

Социально-психологические качества молодёжи:

·        Внутренняя противоречивость;

·        Неустойчивость психики;

·        Низкий уровень терпимости;

·        Стремление выделиться, отличаться от остальных;

·        Наличие специфической молодёжной субкультуры.

Признаки неформальных молодёжных групп:

·        Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

·        Обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

·        Наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом;

·        Самоорганизация и независимость от официальных структур;

·        Относительная устойчивость, определенная иерархия среди членов группы;

·        Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодёжь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

 

Тема №4 Социальные институты семьи, образования, религии, СМИ

1.Институт семьи

2.Демографическая и семейная политика государства

 

1.Институт семьи

 

Семья как социальный институт — система взаимодействий и связей людей, выполняющих функции воспроизводства населения и социализации личности, тем самым удовлетворяя общественные потребности. 

Признаки семьи как социального института:

  • существование комплекса ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы, брата, сестры, детей и др);
  • наличие определенных норм поведения (в семье существуют особые правила, которых должны придерживаться её члены);
  • семейные ценности (родственные связи, семейный очаг, материнство и др) и тд.

Но чаще всего семья рассматривается именно как социальная группа.

Семья — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.

Какие функции выполняет семья?

Репродуктивная (воспроизведение себе подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование)

Эмоциональная (оказывает эмоциональную и психологическую поддержку человеку, дает уверенность в завтрашнем дне)


Экономическая (семья — один из главных потребителей всего, что производится в обществе


Социализации (семья — один из главных институтов социализации. Об этом процессе подробнее можешь узнать в статье “Социализация индивида”)

Защитная (семья охраняет своих членов от любых негативных воздействий: экономических, финансовых, физических)

2.Демографическая и семейная политика государства

Народонаселение является необходимой предпосылкой развития общества. Динамику воспроизводства народонаселения и его структуру изучает демография.

Демографическая политика― это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Как правило, это система мер, направляющих течение демографических процессов в сторону оптимизации воспроизводства населения.

Демографическая политика строится на основе анализа состояния и динамики социально-демографической системы общества.

Демографическая политика государства направлена на консолидацию усилий большинства участников общественной жизни, занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные функции, обладающих различными видами и объемами ресурсов: молодежь, граждане старших возрастов, гражданские организации, власть и бизнес.

Семейная политика― это часть социальной политики, основные действия которой направлены на семью.

Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление демографического кризиса, поскольку начиная с 1994 г. в российском обществе имеет место уменьшение численности населения.

Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации:

  • Низкая рождаемость.
  • Высокий уровень смертности.
  • Недостаточный миграционный приток граждан иностранных государств, прибывающих в РФ на постоянное местожительство.
  • Интенсивные, несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х гг. XX в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
  • Отсутствие эффективной социальной политики государства в начале — середине 90-х гг. XX в.

Основные направления демографической политики

Демографическая ситуация является «производной» от социально-экономического состояния страны. Поэтому ее улучшения можно добиться, осуществляя комплексную государственную деятельность, дополненную усилиями местного самоуправления, гражданских и деловых организаций.

Основные направления демографической политики государства:

  • Модернизация системы социальной защиты семей с учетом максимально возможной компенсации государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые годы его жизни.
  • Дальнейшее развитие механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности выплата « материнского капитала». «Материнский капитал» — форма государственной поддержки, которая с 2007 г. оказывается при рождении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство.
  • Разработка и реализация в общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи.
  • Расширение сети и увеличение финансирования государственных и муниципальных учреждений.
  • Проведение мероприятий, направленных на формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака, человеческой жизни.
  • Изучение проблем семьи, демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности государства и местной власти в демографической сфере и многие другие.

Таким образом, демографическая и семейная политика в Российской Федерации носит комплексный характер и направлена на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографической проблемы.

 

Тема № 6. Социологическое образование и профессиональная деятельность социолога

1.Социологическое образование

2. Профессиональная деятельность социолога

Социологи изучают социальные, экономические, политические, культурные процессы и тенденции в развитии общества, социальные группы, взаимодействие, общественное сознание и способы воздействия на них.

Виды профессиональной деятельности социолога:

1. Научно-исследовательская

Социологи проводят социологические исследования, обрабатывают социальную, экономическую, демографическую информацию с использованием современныхдостижений социологической науки и информационных технологий

2. Проектная

Социологи участвуют в разработке инструментов, документов и информационных материалов для исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности, осуществляют научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований проводят диагностику, оценку общественного мнения, оптимизацию социальных показателей, процессов и отношений.

3. Организационно-управленческая

Социологи формируют и анализируют информационный массив для мониторинга социальной сферы и разработки управленческого воздействия, участвуют в организации управления в органах власти, местного самоуправления, административно-управленческихподразделениях организаций, осуществляют научное консультирование и экспертизу.

4. Педагогическая

Социологи проводят занятия по социологии, обществознанию и социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях.

5. Производственно-прикладная

Социологи проводят исследования и создают нормативные, информационныебазы для успешной реализации программ социального развития предприятий и организаций, для согласования интересов трудовых коллективов, разрабатывают мероприятия для решения социальных проблем и рекомендации по совершенствованиютруда и трудовых условий, анализируют изменения кадрового состава.

 Социология как профессия

Задача социолога – это не только проведение опросов и изучение общественного мнения по тем или иным аспектам жизнедеятельности человека и общества.

Социолог – это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные проблемы и ситуации, он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов, он предлагает рекомендации по повышению эффективности системы управления в различных сферах общественной жизни. Своим советом профессионал-социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества, для жизни страны.

Квалифицированные социологи должны располагать значительной суммой знаний по истории, экономике, психологии и другим областям. Выпускники-социологи должны быть математически грамотны, уметь работать со статистическими пакетами для обработки данных и обладать рядом социальных компетенций.

Профессия социолога требует точности, скрупулёзности в анализе, умения организовывать время, хорошо развиваются коммуникативные навыки.

Выпускники специальности «Социология» успешно работают:

§  в местных исполнительных органах власти; 

§  осуществляют организационно-управленческую, инспекторскую и методическую работу в органах образования, в организациях и учреждениях культуры, в средствах массовой информации, в издательском бизнесе; 

§  организуют и проводят социологические и маркетинговые исследований на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности; 

§  работают в кадровых отделах и службах, центрах занятости и социального обслуживания населения, в маркетинговых отделах на предприятиях и организациях; 

§  работают в качестве учителей обществоведения в школах и гимназиях, преподавателей социологии, политологии, философии и других дисциплин в колледжах и высших учебных заведениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...