ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Тема №3 Субъекты общественных отношений
1.Социальное
взаимодействие и общественные отношения
2.Социальные общности и
группы
3.Этнические общности.
Этнические отношения
4. Молодежь как
социальная группа
Тема №4 Социальные институты семьи, образования, религии,
СМИ
1.Институт семьи
2.Демографическая и
семейная политика государства
3.Социальный институт
образования ( проходили в 1 семестре )
4. Религия как социальный
институт
Тема № 5. Положение личности в обществе ( проходили в 1 семестре )
1.Социологическое
образование
2. Профессиональная деятельность социолога
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
Тема №3 Субъекты общественных отношений
1.Социальное взаимодействие и общественные отношения
Социальное
взаимодействие
Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными
действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс
непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.
Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью
человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может
удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов,
реа-лизовать свои ценностные и поведенческие интенции.
Важнейшим компонентом социального взаимодействия является
предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между
сторонами. Если стороны «говорят на разных языках» и преследуют
взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли
будут положительными.
Взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождеств-лять
взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями.
Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только
прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами.
Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться
ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один
может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их
активность социальным взаимодействием.
Если
люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и
непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже
обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести
себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.
Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой,
как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта
реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как
вероятная, возможная.
Питирим Сорокин выделил обязательное условие социального
взаимодействия:
§ участники
взаимодействия должны обладать органами чувств, т. е. средствами,
позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику,
жесты, интонации голоса и т. д.;
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на
микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках
семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.
д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках общества в целом.
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между
взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида
социального взаимодействия:
§ физическое;
§ вербальное, или словесное;
§ невербальное (мимика, жесты);
§ мысленное, которое выражается
только во внутренней речи.
Можно выделить три основные формы взаимодействия:
§ кооперация
§ конкуренция
§ конфликт
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании
выделял три типа социального взаимодействия:
§ обмен идеями
§ обмен волевыми импульсами
§ обмен чувствами
2.Социальные общности и группы
Социальные
группы — это устойчивые группы людей, которых объединяют одни и те же
определенные признаки. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т.
д.
Людей
можно назвать социальной группой, если они:
понимают,
что входят в конкретную группу;
признают,
что другие члены этой группы — тоже ее часть;
взаимодействуют
друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды
социальных групп
Разделить
социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по
численности;
по
характеру взаимодействия;
по
факту существования;
по
способу организации;
по
социальному положению.
Рассмотрим,
какие бывают группы, в отдельных таблицах.
По
численности
Малая
Средняя
Большая
Люди
связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни
и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная
ячейка общества.
Люди
имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.
Большое
количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за
этого связано общими интересами.
Пример
Семья,
компания друзей, класс в школе и т. д.
Коллеги
на работе, соседи по подъезду или улице.
Нация,
народность, класс и т. д.
По характеру
взаимодействия
Первичная
Вторична
Люди
внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Люди
внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
Пример
Малые
социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.
Средние
и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.
По
факту существования
Номинальная
Реальная
Сообщество
людей создали искусственно для учета статистики.
Группу
создали по реальным признакам, которые осознают люди.
Пример
Пассажиры
троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.
Жители
деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.
По
способу организации
Формальная
Неформальная
Группа,
которая существует только в пределах организации.
Группа,
которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
Пример
Группа
в университете, одноклассники, коллеги и т. д.
Читательский
клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.
По
социальному положению
Пример
Этническая
Группа
сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами:
языком, культурой, ценностями и т. д.
Нация,
народность, раса, племя.
Территориальная
Группа
людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.
Жители
города, деревни и т. д.
Демографическая
Группа,
внутри которой люди схожи по полу или возрасту.
Мужчины,
женщины, молодежь, родители, дети и т. д.
Профессиональная
Совокупность
людей, в которой члены связаны одной профессией.
Врачи,
актеры, инженеры, повара и т. д.
Религиозная
Группа
людей, имеющих общие религиозные взгляды.
Синтоисты,
христиане, католики, буддисты.
Что
такое квазигруппа
В
ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы.
Это название происходит от латинского quasi — мнимый.
Квазигруппа
— это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между
собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой
структуры, норм и системы ценностей.
Виды
квазигрупп
Фан-группа
Аудитория
Толпа
Люди,
которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса,
киберспортивная команда и т. д.
Люди,
которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный
момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и
т. д.
Временная
группа людей, которых объединяет интерес или событие.
Признаки
и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных
объединений. Рассмотрим их подробнее.
Анонимность.
Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и
ответственности перед группой.
Внушаемость.
Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
Социальная
заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других
членов и с той же скоростью меняют их.
Бессознательность.
Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается
инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.
3.Этнические общности. Этнические
отношения
Этническая
общность — это
исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность
людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка,
самосознания.
Предпосылки
складывания этнической общности:
1) Общность
территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная
предпосылка).
2) Общность
языка.
3) Единство таких
компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы
поведения, а также связанные с ними социально-психологические
характеристики сознания и поведения людей.
Виды
этнических общностей:
Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных
родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской
линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.
Племя — это тип этнической общности, который характерен для
первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя
формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного
предка.
Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения
родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном
и психологическом единстве.
Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны
единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального
самосознания и общей исторической памяти.
Производным от
понятия «нация» является термин «национальность».
Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному
государству.
Этническое
(национальное) самосознание — чувство
принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от
других этнических групп (интегративный показатель сложившейся
социально-этнической общности).
Благодаря этническому
самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с
интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов
побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Этнонациональные
общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации-государства.
Многие современные
исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый
план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности
входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая,
гражданская нация является совокупностью
(сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что
формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие
же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации»,
а о её новом качественном состоянии.
4.Молодежь как социальная группа
Молодёжь — это социально-демографическая
группа, которую характеризуют совокупность психологических и
возрастных характеристик (от 16 до 35 лет), периоды становления социальной
зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.
Отличительные особенности молодежи
Особенности социального положения
молодёжи:
·
Необходимость усвоения
выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и
стереотипов (освоение новых социальных ролей);
·
Переходность положения
(маргинальность);
·
Высокий уровень социальной
мобильности;
·
Активный поиск своего места в
жизни;
·
Наличие перспектив
профессионального роста.
Социально-психологические качества
молодёжи:
·
Внутренняя противоречивость;
·
Неустойчивость психики;
·
Низкий уровень терпимости;
·
Стремление выделиться, отличаться
от остальных;
·
Наличие специфической молодёжной
субкультуры.
Признаки неформальных молодёжных групп:
·
Возникновение на базе стихийного
общения в конкретных условиях социальной ситуации;
·
Обязательные для участников и
отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения (они нацелены
на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и
престижной самооценки);
·
Наличие иных ценностных
ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для
общества в целом;
·
Самоорганизация и независимость
от официальных структур;
·
Относительная устойчивость,
определенная иерархия среди членов группы;
·
Атрибутика, подчеркивающая
принадлежность к данной общности.
Ускорение темпов развития общества обусловливает
возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные
отношения, молодёжь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий
совершенствуется сама.
Тема №4 Социальные институты семьи,
образования, религии, СМИ
1.Институт
семьи
2.Демографическая и семейная политика государства
1.Институт семьи
Семья как социальный
институт — система взаимодействий и связей людей, выполняющих
функции воспроизводства населения и социализации личности, тем самым
удовлетворяя общественные потребности.
Признаки семьи как социального института:
- существование комплекса ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы,
брата, сестры, детей и др);
- наличие определенных норм поведения (в семье существуют особые правила, которых
должны придерживаться её члены);
- семейные ценности (родственные связи, семейный очаг,
материнство и др) и тд.
Но чаще
всего семья рассматривается именно как социальная группа.
Семья — группа людей,
связанная кровным родством, узами брака или отношениями
усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями
супругов по воспитанию детей.
Какие
функции выполняет семья?
Репродуктивная (воспроизведение себе
подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование)
Эмоциональная (оказывает эмоциональную и
психологическую поддержку человеку, дает уверенность в завтрашнем дне)
Экономическая (семья — один из главных потребителей всего, что
производится в обществе
Социализации (семья — один из главных институтов социализации. Об
этом процессе подробнее можешь узнать в статье “Социализация индивида”)
Защитная (семья охраняет своих членов от
любых негативных воздействий: экономических, финансовых, физических)
2.Демографическая и семейная политика
государства
Народонаселение является необходимой предпосылкой развития общества.
Динамику воспроизводства народонаселения и его структуру изучает демография.
Демографическая политика― это
целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных
институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Как правило, это система мер, направляющих течение демографических
процессов в сторону оптимизации воспроизводства населения.
Демографическая политика строится на основе анализа состояния и динамики
социально-демографической системы общества.
Демографическая политика государства направлена на консолидацию усилий большинства
участников общественной жизни, занимающих в обществе самое разное положение,
выполняющих различные общественные функции, обладающих различными видами и
объемами ресурсов: молодежь, граждане старших возрастов, гражданские
организации, власть и бизнес.
Семейная политика― это часть социальной политики,
основные действия которой направлены на семью.
Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление
демографического кризиса, поскольку начиная с 1994 г. в российском обществе
имеет место уменьшение численности населения.
Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации:
- Низкая рождаемость.
- Высокий уровень
смертности.
- Недостаточный
миграционный приток граждан иностранных государств, прибывающих в РФ на
постоянное местожительство.
- Интенсивные,
несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х
гг. XX в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
- Отсутствие эффективной
социальной политики государства в начале — середине 90-х гг. XX в.
Основные направления демографической политики
Демографическая ситуация является «производной» от социально-экономического
состояния страны. Поэтому ее улучшения можно добиться, осуществляя комплексную
государственную деятельность, дополненную усилиями местного самоуправления,
гражданских и деловых организаций.
Основные направления демографической политики государства:
- Модернизация системы
социальной защиты семей с учетом максимально возможной компенсации
государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных
финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые
годы его жизни.
- Дальнейшее развитие
механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности выплата « материнского
капитала». «Материнский капитал» — форма государственной поддержки,
которая с 2007 г. оказывается при рождении второго, третьего или
последующего ребенка, имеющего российское гражданство.
- Разработка и реализация в
общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи.
- Расширение сети и
увеличение финансирования государственных и муниципальных учреждений.
- Проведение мероприятий,
направленных на формирование у населения установок на ведение здорового
образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака,
человеческой жизни.
- Изучение проблем семьи,
демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности
государства и местной власти в демографической сфере и многие другие.
Таким образом, демографическая и семейная политика в Российской Федерации
носит комплексный характер и направлена на организацию
многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении
демографической проблемы.
Тема № 6. Социологическое образование и профессиональная
деятельность социолога
1.Социологическое
образование
2. Профессиональная деятельность социолога
Социологи изучают социальные, экономические, политические,
культурные процессы и тенденции в развитии общества, социальные группы,
взаимодействие, общественное сознание и способы воздействия на них.
Виды профессиональной деятельности социолога:
1. Научно-исследовательская
Социологи проводят социологические исследования, обрабатывают
социальную, экономическую, демографическую информацию с использованием
современныхдостижений социологической науки и информационных технологий
2. Проектная
Социологи участвуют в разработке инструментов, документов и
информационных материалов для исследовательской, аналитической и консалтинговой
деятельности, осуществляют научно-методическое, техническое и информационное
обеспечение маркетинговых исследований проводят диагностику, оценку
общественного мнения, оптимизацию социальных показателей, процессов и
отношений.
3. Организационно-управленческая
Социологи формируют и анализируют информационный массив для
мониторинга социальной сферы и разработки управленческого воздействия,
участвуют в организации управления в органах власти, местного самоуправления,
административно-управленческихподразделениях организаций, осуществляют научное
консультирование и экспертизу.
4. Педагогическая
Социологи проводят занятия по социологии, обществознанию и
социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных и профессиональных
образовательных учреждениях.
5. Производственно-прикладная
Социологи проводят исследования и создают нормативные,
информационныебазы для успешной реализации программ социального развития
предприятий и организаций, для согласования интересов трудовых коллективов,
разрабатывают мероприятия для решения социальных проблем и рекомендации по
совершенствованиютруда и трудовых условий, анализируют изменения кадрового
состава.
Социология
как профессия
Задача социолога – это не только проведение опросов и
изучение общественного мнения по тем или иным аспектам жизнедеятельности
человека и общества.
Социолог – это, прежде всего, эксперт. Он
изучает конкретные проблемы и ситуации, он вырабатывает общее видение и оценку
идущих в обществе процессов, он предлагает рекомендации по повышению
эффективности системы управления в различных сферах общественной жизни. Своим
советом профессионал-социолог стремится участвовать в принятии решений, важных
для жизни общества, для жизни страны.
Квалифицированные социологи должны
располагать значительной суммой знаний по истории, экономике, психологии и
другим областям. Выпускники-социологи должны быть математически грамотны, уметь
работать со статистическими пакетами для обработки данных и обладать рядом
социальных компетенций.
Профессия социолога требует точности,
скрупулёзности в анализе, умения организовывать время, хорошо развиваются
коммуникативные навыки.
Выпускники специальности «Социология» успешно
работают:
§
в местных исполнительных органах власти;
§
осуществляют организационно-управленческую, инспекторскую
и методическую работу в органах образования, в организациях и учреждениях
культуры, в средствах массовой информации, в издательском бизнесе;
§
организуют и проводят социологические и маркетинговые
исследований на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм
собственности;
§
работают в кадровых отделах и службах, центрах занятости
и социального обслуживания населения, в маркетинговых отделах на предприятиях и
организациях;
§
работают в качестве учителей обществоведения в школах и
гимназиях, преподавателей социологии, политологии, философии и других дисциплин
в колледжах и высших учебных заведениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий