ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 18 по 23 ФЕВРАЛЯ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Тема №1. Социология как наука
1.Социология как наука,
структура и функции
2.Этапы и основные
направления развития социологии
Тема №2. Социальная структура и
социальная стратификация
1.Институты
социальной стратификации
2.
Критерии социальной стратификации
3.Стратификация
в информационном обществе
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
Тема №1 Социология как наука
1.Социология как наука, структура и функции
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный
американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно
абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие
науки.
Для того, чтобы понять особенности социологии,
необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.
Объектом любой
науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая
определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом
социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его
элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является
совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.
Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в
широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле
социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные
отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное
место в его структуре и наделены социальным статусом.
Следовательно, объектом социологии являются социальные
связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметом науки
является результат теоретического исследования выбранной части внешней
реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как
объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития
социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению
предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от
индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О.
Конт);
2) социальные факты, под которыми следует
понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека,
т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на
поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной
системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе
сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить,
что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в
виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих
ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует
считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп,
индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия
является целеполагание.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно
определить, что социология – это наука об общих и
специфических социальных закономерностях организации, функционирования и
развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и
взаимодействиях членов общества.
Как любая наука, социология выполняет определенные
функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная (познавательная) –
социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о
различных сферах социальной жизни;
2) критическая – данные
социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и
практические действия;
3) прикладная – социологические
исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут
использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная – теоретический
материал социологии может использоваться государством для обеспечения
социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая – на основе данных
социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и
предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая – социологические
разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование
своей позиции;
7) гуманитарная – социология может
способствовать совершенствованию общественных отношений.
Еще одним отличительным признаком социологии как науки
является набор методов исследования. В социологии метод – это
способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов,
процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной
реальности.
2.Этапы и основные направления развития
социологии
Два
основных подхода к определению исторических рамок существования социологии: а)
социология появляется уже в трудах древнегреческих философов, прежде всего,
Платона и Аристотеля. У Платона при этом обращают внимание на концепцию трех
слоев общества (теория социальной стратификации), а у Аристотеля – на использованный
им в «Политике» инструментарий сравнения реальных политических режимов; б)
подход, связывающий появление социологии со становлением общества модерна (т.е.
Нового времени, последняя треть XVIII века): не смешивает социологию с историей
социальной мысли, которая сама по себе действительно имеет огромную историю.
Этапы
развития социологии:
1)
классический (с XVIII по начало XX века);
2)
социология XX века;
3)
конец 1970-х – начало 1980-х годов. Попытка разорвать не только с классической,
но и с социологией XX века.
Классический
этап заканчивается Дюркгеймом и Вебером, а третий отражает радикальный
пересмотр науки, связанный со становлением постиндустриального общества.
По
М. Элброу:
1)
универсализм (классическая стадия: стремление понять социальные процессы как
всеобщие, вневременные и аналогичные универсальным природным закономерностям).
Это время Конта, Спенсера, господства социал-дарвинизма;
2)
становление национальных школ (классические теории Вебера с акцентом на
рационализм (Германия), Дюркгейма о социокультурных факторах (Франция), Тойнби
о циклических цивилизациях (США), П. Сорокин). Концептуальный империализм –
борьба за господство определенной парадигмы и нетерпимость к конкурентам;
3)
период противостояния политико-идеологических систем после Второй мировой
войны. Мировая социология консолидировалась в двух соперничающих направлениях:
марксистской и структурно-функционалистской (Парсонс и Мертон);
4)
период индигенизации, т.е. «отуземливания» социологии (с 70-х годов ХХ века).
Появление особых национальных и социокультурных социологических школ,
указывающих на специфику разнообразных культур и традиций народов развивающихся
стран. Появляются школы в Африке, Латинской Америке;
5)
глобализация. Стремление объединить усилия всех школ и направлений. Речь идет о
полном переосмыслении концепции социального пространства, связанного с
принципиально новым этапом существования человечества.
Объединяя оба подхода, можно заметить, что
постиндустриальной социологии свойственна не только попытка уйти от прежней
социологии (от ее ошибок, тупиков и заблуждений), но и создать социологию,
более соответствующую принципиально новому типу общественной организации,
которую, по мнению многих ученых, принесло постиндустриальное общество.
· телевизор tcl 50 дюймо ст1.Институты
Тема №2. Социальная структура и социальная стратификация
1.Институты социальной стратификации
Социальные институты и
стратификация.
Социальный институт – это социальное образование, имеющее важное значение в структуре
общества и представляющее собой регулярную и долговременную социальную
практику, санкционируемую и поддерживаемую с помощью специальных норм.
Хорошо известны такие социальные институты, как
государство, школа, политическая партия, семья и др.
Принято выделять пять основных комплексов социальных
институтов:
1) экономические институты, служащие для производства
и распределения товаров и услуг;
2) политические институты, регулирующие осуществление
власти и доступ к ней;
3) институты стратификации (разделения общества на
слои, или “страты”), участвующие в распределении индивидов по определенной
шкале статусов (различие доходов, состояний, власти, престижа, возраста,
этнической принадлежности и т. п.);
4) институты родства, связанные с браком, семьей и
социализацией молодежи, постепенным формированием из подрастающего человека
члена общества, знакомого с нормами социальной жизни и готового соблюдать их;
5) институты культуры, связанные с научной,
художественной и религиозной деятельностью.
Понятие социального института означает не только определенный
элемент социальной структуры, но и установленные и регулярно повторяемые
образцы поведения. В этом плане данное понятие является близким по своему
содержанию понятию социальной роли.
Социальные институты меняются с течением времени, они
возникают и исчезают. Институты – это не какие-то раз и навсегда заданные и
неизменные реальности. Изменения в социальной деятельности способны вести как к
модификации существующих институтов, так и к возникновению совершенно новых
институтов.
Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно
из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев
социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества;
отрасль социологии. Стратификация — это деление общества на специальные слои
(страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым
социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном
неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси
по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального
статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства
социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные
страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам
благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
По мере усложнения (структурирования) общества
происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную
социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.
Социальная
мобильность и стратификация.
Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя.
Социальная мобильность может быть высокой, средней и низкой. Понятие социальной
мобильности близко по значению к понятию социального лифта.
Социальная мобильность — изменение индивидом или
группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции),
перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная
мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная
мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная
мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной
социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример:
перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного
гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение
одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит
коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из
одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и
межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве
разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции —
перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек
переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по
служебной лестнице вверх или вниз.
Восходящая мобильность — социальный подъём, движение
вверх (Например: повышение в должности).
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение
вниз (Например: разжалование).
Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную
мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории
элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение
социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится
президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) —
изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится
инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и
горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень
смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем
женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение
из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным
обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное
жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости,
население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
2. Критерии социальной стратификации
3.Стратификация в информационном
обществе
Информационное неравенство (информационная
стратификация) в эпоху формирования информационного общества становится одним
из важнейших факторов дифференциации социальных групп и целых слоев. В 1997 г.
Программа развития ООН ввела новое измерение бедности – информационное,
характеризующее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев
населения. В информационном обществе основным конфликтом в системе
производственных отношений становится конфликт между знанием и
некомпетентностью. При этом в развитых странах феномен зависимости успеха
человека в современном мире от его отношения к телекоммуникационной революции
получил название «цифровой барьер», или «цифровой разрыв» (Digital Divide).
Социальные группы и слои, лишенные доступа к информационным ресурсам,
изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по
сравнению с сетевым сообществом.
Информационная стратификация существует и внутри самой
сети Интернет. Разными правами по доступу к информации обладают владельцы
ресурсов и пользователи, администраторы, модераторы сетей межличностного
общения и участники указанных сетей. Наиболее заметным в Интернете является
лингвистическое неравенство. Подавляющее большинство ресурсов представлено на
английском языке. Таким образом, пользователи, не владеющие этим языком,
оказываются в экономически невыгодном положении.
Кроме лингвистического аспекта, существует еще когнитивно-семантический
аспект информационной стратификации. Существо когнитивно-семантического аспекта
состоит в том, что способность индивида к абстрактному логическому мышлению
существенным образом зависит от богатства того языка, которым он свободно владеет.
Информационная стратификация пользователей может
осуществляться и в зависимости от их гражданства. Кроме того, в
многопользовательских компьютерных системах существуют различные системы
ограничения доступа к информационным ресурсам, устанавливаемые владельцами этих
систем.
Наиболее значимой и болезненной проблемой,
способствующей информационной стратификации для России, с ее территориальной
разбросанностью, является проблема доступа к Сети в малонаселенных и
географически удаленных от региональных центров населенных пунктах.
Если заглядывать в будущее, то после становления
информационного общества информационная стратификация, по всей видимости, будет
определяться уже не столько социальными признаками, сколько соотношением в
психике субъектов социальных отношений и политикой государственных или
межгосударственных структур.
Комментариев нет:
Отправить комментарий