ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО , ПСА И ПД 1 КУРСА УЧЕБНОГО 2024-2025 ГОДА
В связи с проведением ВПР с 24.09.2024 г. по 25.09.2024 г. лекции № 9 №10 проводятся дистанционно, вам необходимо составить конспект в лекционную тетрадь по данным лекциям.
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ:
Тема №9 Теория познания. Истина и её критерии.
Теория познания, или гносеология, —
раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе
познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности
познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория
познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его
исходные и всеобщие основания.
Формы познания
Чувственное
познание — уровень ощущений, восприятий и представлений.
·
Рациональное
познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных
связях. На уровне рационального познания
человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было
наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и
умозаключение.
·
Сверхчувственное
познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание,
черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно
распространён в мистических течениях традиционных религий. С другой стороны
рациональное познание в значительной степени опирается именно на
сверхчувственное познание на этапе формулирования гипотез и теорий.
Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.
Истина — это объективное
знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества
и свойства.
Есть и другие определения
истины:
соответствие знаний
действительности;
то, что подтверждено
опытом;
соглашение, конвенция;
свойство
самосогласованности знаний;
польза полученных знаний
для практики.
Виды истины
Истина едина, но в ней
можно выделить абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них
рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Абсолютная истина — это
исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания
никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина —
это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню
развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от
определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной
и относительной истинами в степени точности и полноты отражения
действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом,
временем, обстоятельствами.
Формы чувственного
познания, его специфика и роль. Формы рационального познания.
Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное
познание и рациональное познание.
Чувственное
познание — познание, которое осуществляется
органами чувств человека.
Основные
механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание,
вкус.
Формы
чувственного познания:
1.
Ощущение —
отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного
воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные
свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
2.
Восприятие — чувственный образ целостной картины
предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
3.
Представление — чувственно-наглядный, обобщённый
образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и
без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с
предметом.
Чувственное
познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь
человека с внешним миром.
Интуиция —
вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения
истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные
признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения
знания.
Рациональное
познание — познание, осуществляемое разумом (от
лат. ratio — разум, рассудок).
Рациональное
познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения
действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные
механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение,
уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы
рационального познания:
1.
Понятие — мысль, утверждающая общие и
существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом,
связываются между собой и образуют суждение.
2.
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая
что-либо об объекте.
3.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и
выведение из них нового суждения.
Пример
логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.
Разновидности
умозаключений:
1.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
2.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
3.
Получаемое по
аналогии.
Особенности чувственного и
рационального познания
Чувственное
познание |
Рациональное
познание |
1. Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении
объекта. 2. Наглядность
и предметность возникающих
в результате познания образов. 3. Воспроизведение внешних сторон и
свойств объектов. |
1. Опора на результаты чувственного
познания. 2. Абстрактность
и обобщённость возникающих
в результате познания образов. 3. Воспроизведение объектов на основе внутренних
закономерных связей и отношений. |
По-разному
рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.
Существуют прямо противоположные точки зрения.
1.
Эмпиризм (от греч. empeiria —
опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
2.
Рационализм (от лат. ratio —
разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без
опоры на чувства.
Очевидно,
что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени
познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а
качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание
является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне
чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например,
многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от
чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия
обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они
существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны,
знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты
и ход интеллектуального развития человечества.
Объяснение и понимание. Виды объяснений.
Традиционно под
объяснением имеется в виду установление связи между конкретным частным явлением
и какой-то причиной, всегда вызывающей все подобные явления. Структура
объяснения состоит из описания события, природу которого требуется объяснить, а
также из указания на некий общий закон, регулирующий весь класс подобных
явлений. Например, наблюдая падение тела на землю, мы сошлемся на действие
закона всемирного тяготения. Объяснение не только обеспечивает более полное и
точное описание объектов, интересующих исследователей, но и дает возможность
установить взаимодействие объектов.
А это, в свою очередь, позволяет
строить прогнозы, т.е. предсказывать будущее поведение
изучаемых обт)ектов при изменении воздействия на них. Прогнозирование (наряду
с описанием и объяснением) является важнейшей функцией науки. Поэтому
естествознание всегда направлено на получение неких устойчивых истин, таких
описаний действительности, которые не зависели бы от изменения человеческого
отношения к происходящему и сохраняли бы свою эффективность каждый раз, когда
воспроизводится уже зафиксированная ситуация. Скажем, зная причину извержения
какого-нибудь вулкана в прошлом, можно предсказать его очередную активизацию
при появлении соответствующих условий.
В «науках о духе» объяснение также
играет важную роль, однако первостепенной задачей для гуманитария
является понимание человеческих мотивов, вызвавших
определенные действия и результаты этих действий. Но что значит
«понимать»? При всем разнообразии взглядов на природу данного явления можно
увидеть, что большинство изучающих его авторов связывают понимание с
осмыслением предметов и процессов, определяющих человеческую жизнь. Понять
нечто — значит определить его смысл, т.е. установить — какое значение для
человека это нечто имеет. Если объяснение увязывает интересующее
человека событие с некоторым отдельным законом или принципом, то понимание
создает целостный контекст, определяющий как цели, выдвигаемые действующими
людьми, так и сами способы достижения этих целей.
Это означает, что понимание
обязательно предполагает соотнесение человеком своих убеждений и представлений
с позициями других людей, с которыми он вступает в контакт. Например,
в современной общественной жизни одной из важнейших тем является понимание
содержания термина «демократия». Но при общем согласии с его трактовкой как
«власти народа», оценка различных конкретных форм проявления этой власти часто
не совпадает у представителей разных стран и народов. Очевидно, лишь внимание
ко всем позициям по этому вопросу и взаимное стремление найти общую точку
зрения может обеспечить действительное понимание людьми друг друга.
Существует множество разнообразных событий, объектов и
фактов, которые требуют объяснения. Таким образом, существует много различных
типов объяснений. Аристотель признал по крайней
мере четыре типа объяснений. Другими типами объяснений является
дедуктивно-номологическое, функциональное, историческое,
психологическое, редуктивное, телеологическое, а также методологическое объяснения.
Тема №10 Научное знание и его характерные черты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий