вторник, 1 октября 2024 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО , ПСА  И ПД 1 КУРСА  УЧЕБНОГО 2024-2025  ГОДА 


ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315


 

ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ:





Тема №11 Духовная жизнь человека и общества.

 


Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

 

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

 

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

 

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

 

Как еще понимают культуру:

 

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

 

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

 

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

 

 

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

 

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

 

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

 

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

 

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

 

 

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

 

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

 

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

 

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

 

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

 

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

 

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

 

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

 

Основные формы культуры

Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные формы и разновидности культур:

 

по связи с религией — религиозная и светская;

 

по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;

 

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

 

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

 

по связи с территорией — сельская и городская культура;

 

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

 

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

 

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

 

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

 

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

 

трудна для понимания для неподготовленных людей;

 

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

 

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

 

следование традициям и ритуалам;

 

ограниченное информационное поле.

 

 

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

 

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

 

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

 

носит коммерческий характер;

 

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

 

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

 

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

 

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

 

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

 

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

 

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

 

снижает общий уровень духовной культуры общества;

 

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

 

рассчитана на пассивное потребление;

 

формирует стереотипы в сознании людей;

 

формирует искусственные потребности.

 

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

 

Задачи материальной культуры:

 

адаптация человека к окружающему миру;

 

удовлетворение его материальных потребностей.

 

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

 

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

 

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

 

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

 

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

 

искусства;

 

философии;

 

науки;

 

религии;

 

морали и пр.

 

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

 

Признаки духовной культуры:

 

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

 

ориентация на идеальные формы;

 

глубокая нравственная традиция;

 

большая свобода творчества;

 

неутилитарность и бескорыстие.

 

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

 

Функции духовной культуры:

 

хранение культурного опыта;

 

средство понимания и объяснения мира;

 

регулирование взаимодействия людей в социуме;

 

формирование общественных ценностей и идеалов;

 

воспитание и образование.

 

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

 

 

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

 

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

 

Разновидности субкультур:

 

подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);

 

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

 

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

 

Характерные черты субкультур:

 

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

 

специфический образ жизни и привычное поведение;

 

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

 

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

 

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

 

Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

 

Таблица «Виды культуры»

 

 

Массовая

 

Коммерциализация духовной деятельности

 

Приоритетное развитие развлекательных жанров

 

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

 

Направленность на получение прибыли

 

Носит развлекательный характер

 

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

 

Тиражирование стандартизированных ценностей

 

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

 

Доступность изложения

 

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

 

Привлечение популярных актеров

 

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

 

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

 

Действует как механизм «внушения и заражения»

 

Является порождением технического прогресса

 

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

 

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Элитарная

 

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

 

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

 

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

 

Сложность содержания

 

Нестандартность художественных средств

 

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

 

Безграничное самовыражение творца

 

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

 

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

 

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

 

Оригинальность и индивидуальность работ

 

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

 

Отличается замкнутостью

Народная

 

Анонимность произведений

 

Передача преимущественно в устной традиции

 

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

 

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

 

Отражает национальный характер

 

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

 

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

 

Традиционность и пассивность

Тема №12 Направления духовной деятельности. Формы духовной культуры.

 

Религия - то, что в наибольшей степени выделяет человека из животного мира. У животных существуют понятия, преднаука и предискусство на примитивном уровне, нонет ничего святого. Любой человек религиозен, не обязательно веровать (вера в себя, в материальные вещи). Человек может обходиться без веры (имеется в виду религии). Все попытки создать единую религию ни к чему не привели (разная сущность религий). Но есть что-то, объединяющее все религии (как позвоночник у животных). Хотя нет общего в сути. Общее религий: религия всегда лежит в основании культуры, вопросы, которыми задается религия. Религия - способ самореализации человека в вечности (Лосев). Проблемы религиозного познания: проблема смерти (основная движущая сила смысла жизни); проблема смысла жизни (религия объясняет смысл жизни); проблема страдания (все люди страдают); проблема соотношения религии и морали (религия не есть мораль). Религия объясняет мораль, служит ее основанием. Религия не исчерпывается моралью. Целью религиозных учений является спасенный человек (без бога можно быть хорошим человеком, но без бога нельзя спастись). Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека (дух с его свободой и творчеством). И проблема истины (в философии существует 2 трактовки истины: антология - учение о бытии, истинным или ложным может быть само бытие (религиозная) ; гносеонология (современная) - учение о познании, соответствие чьих-то представлений о реальности и реальностью).

Характеристики религиозной системы:

·        наличие религиозного учения, которое выражает совокупность взглядов на мир

·        наличие культа религиозной практики, которая задает поведение

·        наличие религиозной организации (церкви)

Языком религиозной культуры является символ. Символ означает то, чем является на самом деле. Символ раскрывается через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Культ - внешнее выражение внутреннего содержания религии.

Религия есть органическая часть культуры. Культура сама происходит из религии. Религия уходит за пределы культуры. Человечество не знает до религиозных стадий развития общества. Любая религия есть мировоззренческая система, основанная на таинстве жизни после смерти. Религия характеризуется верой в сверхъестественное, во что-то нереальное. Весь религиозный опыт человечество получает через обрядные переживания. Главное в религии - связь с вечностью, с Богом. Основное для религии - внутренний образ. Природа религии - тайна (традиция в религии имеет совершенную власть именно потому, что ее происхождение окружено тайной и мраком). Язык религиозной культуры - символ (христианский крест). Религия решает проблему страданий: она объясняет страдания и помогает от них избавиться. В основе религиозной веры лежат эмоции и предчувствия. Религия обращена к субъективной части человеческого существования, познает мир через культы. Но религия не стремится изучить мир в научном понимании, она объясняет и осваивает его с помощью верований. Объяснение мира также исходит из различных религиозных трактатов, написанных значительными церковными лицами. Человек верующий не должен их осуждать или сомневаться в них. Мировоззрения верующего человека сопровождены мистическими чувствами и заставляют человека искать Бога в самом себе. Религия возвышает веру над разумом.

Религия нетождественна морали. Мораль составляет часть религии. Также религия нетождественна вере.

Наука - способ познания мира, основанный на получении знаний экспериментальным путем. Основные характеристики:

·        объективна

·        науки вообще не существует (на все время), есть наука сегодняшняя и завтрашняя; отдельные элементы могут существовать из прошлого (сегодня теория, завтра ложное)

·        универсальна (используется всеми)

·        незавершенна (в любой области остались неразрешимые вопросы)

·        преемственна (накопление знаний)

·        критична, рациональна, чувственна

·        основана на сомнении

·        достоверна (не строится на вымысле)

·        внеморальна (открытия)

·        фрагментарна (занимается лишь частью чего-либо)

·        внеличностна, вненациональна (искусство может быть личностно) - могут быть похожие теории, фигура творца менее важна

·        экспериментальна (метод познания - эксперимент, он повторяем)

Язык научной культуры - знак. Знак - условное обозначение, однозначен. Наука основана на логики, на рассуждениях, на доказательствах, на выяснении причин тех или иных явлений природы. Наука изучает действительность и человека со стороны, оставляя без внимания субъективные и мистические факторы, влияющие на познание мира. Но, несмотря на объективность, наука все-таки зависит от культурной среды, атмосферы, в которой она существует, и от нравственного состояния. Научный опыт извлекается из ситуаций, в которых не допустимо случайное влияние чувств человека на процесс исследования. Наука занимается препарированием. Наука нетождественна знанию. Методы научного познания: эмпирический (наблюдение экспериментов) и теоретический (гипотеза - концепция - теория; Гипотеза - некоторое предположение, которое не доказано. Концепция - некоторое промежуточное звено между гипотезой и теорией (по масштабу и по уровню доказательств)).

 

 

Искусство

Понятие "искусство"

Теории происхождения искусства

Биологическая теория

Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

Игровая теория

Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

Магическая теория

Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

Трудовая теория

Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

 



Искусство - результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме - чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство - это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Художественный образ - это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ - это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.

Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.

Специфика искусства:

·        образность и наглядность;

·        особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);

·        субъективное отношение к миру;

·        эмоциональное воздействие на человека.

Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.

Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой.

В обществе существуют разные взгляды на искусство.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.



 Виды искусства

Виды искусства - это формы и способы изображения художественных образов.

Виды искусства:

1.    Архитектура, зодчество.

2.    Живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр)

3.    Театр 

4.    Цирк

5.    Балет

6.    Кино

7.    Скульптура (станковая, декоративная, монументальная)

8.    Декоративно-прикладное искусство

9.    Литература

10.Фотоискусство

11.Музыка

12.Эстрада

У каждого вида искусства есть свой жанр и стильЖанр - это тип художественного произведения, а стиль - это его отличительные признаки.

 Функции искусства

Наиболее важная социальная функция искусства - удовлетворение духовных и эстетических потребностей человека. Также искусство выполняет и другие функции:

Функция

Ее содержание

Познавательная

Искусство - это форма познания, оно отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.

Мировоззренческая

Формирует мировоззрение человека, его отношение к действительности.

Воспитательная

Развивает душевную восприимчивость, формирует мысли и чувства людей.

Гедонистическая

Доставляет людям удовольствие.

Эстетическая

Формирует эстетические вкусы и потребности человека.

Предвосхищения

Предвосхищает будущее.

Мобилизационная

Включает людей в общественную жизнь, воздействуя на их чувства и эмоции.

 

 

4. Образование как институт сохранения и передачи

культурного наследия.

Модели образования

1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народно­го хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централи­зованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учеб­ных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образова­тельной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.

2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры че­рез широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять по­требности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быс­тро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образо­вательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть во­стребованным другими сферами — впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью.

3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Ос­новную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и пе­редавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимуще­ственно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивает­ся передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.

В идеологии современной рационалистической модели образования цент­ральное место занимает бихевиористская (от англ. behavior — поведение) кон­цепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассив­ной роли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необхо­димый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными норма­ми, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, ин­дивидуальность, естественность и др. Поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий и механический образ действий. Идеалом в этом случае становится точное следо­вание предписанному шаблону, и деятельность учителя превращается в натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов).

5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отно­шение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соот­ветствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответ­ствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свобо­ды выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.

6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию обра­зования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.

Основные элементы образования как конкретного образовательного учреж­дения — это:

1) цели образования;

2) содержание образования;

3) средства и способы получения образования;

4) формы организации образовательного процесса;

5) реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и раз­вития человека;

6) субъекты и объекты образовательного процесса;

7) образовательная среда;

8) результат образования, т.е. уровень образованности человека в данном учеб­ном заведении.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели — это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в бли­жайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от ха­рактера общества, от государственной образовательной политики, от уровня раз­вития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы — это конкретное описание программы раз­вития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по оконча­нии учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В со­временных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и

цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности.

Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточня­ют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учрежде­ния с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают

Образовательные цели — это сознатель­но определенные ожидаемые результа­ты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с по­мощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

общие страте­гические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культу­ры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:

• системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскры­вающей картину мира;

• опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

• опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечиваю­щей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

• опыта ценностного отношения к миру.

Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее ус­военных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, виде­ние альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в но­вый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. По­скольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержа­ния образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Эта составляющая оп­ределяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.

В образовательном учреждении содержание образования — это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащего­ся), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Со­держание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно нахо­дит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.

Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образователь­ной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый спо­соб — это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно, как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз.

Второй способ, концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обога­щается новой информацией и рассматривается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе математики дается представление о многоугольни­ках, а при изучении геометрии изучаются их свойства с применением логиче­ских форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то не­значительное время в рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет.

Третий способ представления содержания образования — спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются посто­янно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельно­сти из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, для этого спосо­ба характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новой информацией.

Четвертый — модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределя­ется по следующим направлениям:

• ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренче­ским);

• содержательно-описательное;

• операционально-деятельностное;

• контрольно-проверочное.

Способы получения образования в мировой и отечественной практике:

• успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в кол­лективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рам­ках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя формы обучения);

• индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педаго­гов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзамена­ционной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);

• дистантное (от англ. distanse — расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере;

• заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных конт­рольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.

Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе.

Система образования в России и других странах — открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

1. Система образования эффективна, если соответствует времени и основыва­ется на стратегии развития общества и человека в нем.

2. Система образования ориентирована на будущее. В тексте одной из реформ образования в Японии дано такое определение: «образование — столетнее ра­стение».

3. Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образо­вательными технологиями, организационными формами, механизмами управ­ления.

Современное образование развивается в разных направлениях и характери­зуется такими свойствами, как: гуманизация, гуманитаризация, дифференциа­ция, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и все­го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого челове­ка; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хоро­шо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на дости­жения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интере­сов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, напри­мер через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведе­ний на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образователь­ных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с инте­ресами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образова­тельных программ и органов управления.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обяза­тельных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственно­го решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышле­ния. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип обра­зовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зави­симости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.

Многоуровневостъ — это организация многоэтапного образовательного про­цесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обуче­ния и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, много­уровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое выс­шее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уровень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое зна­чение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то

Информатизация образования связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий в про­цессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие  в связи с до­ступностью для системы образования и относительной простотой в использова­нии разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей уча­щихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...