четверг, 14 ноября 2024 г.

 


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО , ПСА  И ПД 1 КУРСА  УЧЕБНОГО 2024-2025  ГОДА 


ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315


 Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ ( PDF)

Тема 21. Экономическая деятельность и ее субъекты

1.    Субъекты экономической деятельности.

2.    Рациональное экономическое поведение.

3.    Экономическая свобода и социальная ответственность.

 

1.    Экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни. Эконмическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту ли иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

В Конституции Российской Федерации в числе гарантированных ею принципов названа свобода экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В хозяйственной деятельности участвуют различные экономические субъекты. К ним относят:

1.    Домашние хозяйства- отдельные лица и семьи.

2.    Предприятия – фирмы.

3.    Государство – органы государственного управления, государственные учреждения.

Отличительная черта субъектов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

 К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния.

Домашние хозяйства- экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, исходя из размеров имеющихся доходов.

Предприятие (фирма) - хозяйствующий субъект, реализующий собственные интересы путем производства и реализации товаров и услуг, имеет в собственности или управлении имущество, необходимое для осуществления деятельности   с целью получения дохода (прибыли) и стремиться к его максимизации. Предприятия в отличии от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность. Они различаются по формам собственности, размерам, масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. Предприятия занимаются предпринимательской коммерческой деятельностью, цель которой извлечение прибыли. Некоммерческие организации, например, благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные сообщества, ассоциации предпринимателей ставят своей основной задачей непосредственное удовлетворение потребностей людей. 

Государство как субъект экономики представлено различными правительственными учреждениями осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Государство активно вмешивается в экономику используя различные формы и методы. Существуют показатели и критерии экономической активности государства, среди них – доля государственных расходов и доля налогов в валовом внутреннем продукте, размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиям, качество и уровень жизни населения, уровень государственного финансового регулирования и контроля, занятость населения. Государство – основной и наиболее важный для общества экономический субъект. Оно стремится максимизировать общественную полезность. Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес и способствовать росту богатства нации.

 Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов хозяйствования, например, будучи государственным слушающим – представлять государство, владея акцией – бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги – является членом домашнего хозяйства.

Экономические интересы и отношения

Способы поведения участников экономики в реальной жизни исходят для характерных для них экономических интересов. Экономический интерес- это стремление получить блага, для обеспечения жизни или своих потребностей. В интересах выражены пути и свободы удовлетворения потребностей людей. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Необходимость разрешить противоречие между стремлением экономить силы и удовлетворение растущих потребностей заставляла организовывать экономику, так чтобы она побуждала работать интенсивно и через труд добиваться роста благосостояния.  История демонстрирует нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) – это давление (принуждение) и экономический интерес.

Вековая практика убедила человечество в том, давление не лучшее способ экономического сотрудничества и повышения производительности труда. Нужны такие способы организации жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать по желанию согласно собственной выгод, реализуя собственные интерес, но при этом способствуя росту благосостояния всех и не ущемляя прав других людей. Одним из способов сотрудничества людей главным средством борьбы против эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде, позволяющее людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях.

Эффективность решения экономических задач во многом зависит от социально- психологических качеств и экономической направленности личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере социальная установка и социально значимая ценность. Так, в российском обществе формируются установки на изучение современной экономической теории. На активное участие в решении различных экономических задач. Получила развитие система ценностных ориентаций личности, включающее экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как социальному достижению.

Экономическая свобода и социальная ответственность

Экономическая свобода- включает в себя свободу принятия решений и действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтителен (например, труд по найму, предпринимательство и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере он проявит свою активность.   В основе рынка, как известно лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства обусловливается конкретно- историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом вмешательстве, что считается ее достоинством. Однако, ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения актуально и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения ее развития.

Экономическая свобода личности не отделима от ее социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т.е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность – это особое социальное и морально - правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое   характеризуется выполнением своего нравственного долга и   соблюдением правовых норм. Идея социальной ответственности бизнеса предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом.  Способность участников экономической    деятельности сознательно выполнять морально - правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность сегодня неизмеримо возрастает.

Долгие годы промышленная деятельность характеризовалась нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Существовало мнение, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Однако, усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. 

Устойчивое развитие – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

 Компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнения, уменьшение отходов производства и др.)  и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущество перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности.    

 Рациональное экономическое поведение

Уже несколько столетий миром экономики управляет принцип рациональности (от лат. ratioразум), позволяющий выбрать осмысленные, разумные решения, дающие наибольшие результаты при минимальных затратах ресурсов.

Рациональное поведение – способность человека иметь ясные цели и достигать их наилучшим способом. Оно предполагает сопоставление результатов действий с затратами.  Цель потребителя - извлечь максимальную пользу из потребления товаров и услуг.   На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому перед потребителем, испытывающим на себе влияние ограниченных возможностей, стоит проблема рационального выбора.   В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т.е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с их использованием. 

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения. Надежный способ размещения сбережений, особенно в ситуации экономической и финансовой нестабильности в экономике, при высоком уровне инфляции, - это приобретении недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут, как правило быстрее, чем обесцениваются деньги. Формой размещения сбережений являются также страхование жизни, здоровья, имущества. Страхование выгодно и производителям этой услуги, и ее потребителям. Оно означает защиту людей от возможного ущерба.

Сбережения, если они правильно размещены позволяют потребителю не только иметь дополнительный доход, но и осуществлять дорогостоящие покупки; сбережения необходимы и на случай нетрудоспособности, оплаты образования и повышения профессионального уровня и т.д. За счет сбережений формируется такой выгодный инструмент преумножения денежных средств, как инвестиции.   

Инвестиции- это вложение денежных средств в различные направления хозяйственной деятельности.  Разнообразие видов инвестиций зависит от целей, размера денежных средств, возможных рисков и т.д. Виды инвестиций по объекту вложения, например, можно разделить на следующие: реальные – вложение денег на приобретение имущества (машины,  земельный участок), финансовые – покупка различных финансовых инструментов (акции, облигации), банковский депозит, интеллектуальные – вложение в нематериальные активы (технологии, ноу-хау). Самостоятельным видом инвестирования является страхование. 

Комбинация собственных сбережений и инвестиций является рациональным вариантом формирования сегодняшних и будущих доходов потребителя.

Выявляя способы эффективного использования ресурсов, наука исходит из рационального поведения еще одного субъекта экономической деятельности – производителя. Производители – это люди, фирмы, предприятия, т.е. все те, кто изготавливает товары и предоставляет услуги. Цель каждого производителя- получить как можно большую прибыль. Рациональная организация деятельности требует от производителя целого ряда проблем: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей производства?  Как комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальными? Как увеличить объем выпускаемой продукции   при имеющихся ресурсах? Для решения последней проблемы есть два способа: расширить объем производства либо за счет количественного изменения ресурсов - экстенсивность производства (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников), либо за счет улучшения качественных характеристик ресурсов, их продуктивности или производительности – интенсивность производства. Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это ведет к росту производительности труда.

Рационально действовать в качестве потребителя и производителя - значит проявлять зрелую экономическую культуру. В российском обществе продолжается процесс формирование экономической культуры населения.  Он сопровождается немалыми трудностями. В установках многих людей продолжают господствовать потребительские ценности. Недостаточно высок престиж эффективного высокопроизводительного труда с учетом не только личных, но и общественных интересов.

 

Тема 22. Институт рынка

1.    Рынок как общественный институт.

2.    Рыночное ценообразование.

3.    Закон спроса. Закон предложения.

4.    Рыночное равновесие. Равновесная цена.

5.    Конкуренция и монополия.

Рынок как общественный институт

Рынок- это система взаимоотношений между продавцом и покупателем, основанная на частной собственности и механизме спроса и предложения.  Рынок (в экономике) – это не место, где совершаются сделки обмена товаров на деньги, а отношения, воплощаемые в этих сделках.

В зависимости от того, как функционирует рынок, какие институты, организации, или общественные явления   обеспечивают или обслуживают его работу, что продается и покупается на рынке, кто осуществляет на нем свою деятельность, различают разные виды рынков: тал. 5.1, стр.31

Критерий

Виды рынков

Законность

Легальный-законный

Нелегальный-незаконный, теневой

Регулируемость

Регулируемый-государство контролирует рынок

Нерегулируемый- государство или другой экономический субъект не вмешивается в работу рынка

Масштаб

Мировой – обмен товарами и услугами между странами мира

Национальный- обмен товарами и услугами в рамках государства

Региональный- обмен товарами и услугами в конкретной части внутреннего рынка государства

Местный- обмен товарами и услугами на уровне населенного пункта

Конкуренция

Монопольный- присутствует только один продавец

Олигопольный – присутствуют несколько продавцов

Конкурентный – присутствует множество продавцов

Объем сделок

Оптовый конкурентный рынок- (множество продавцов и покупателей) одинаковые товары продают и покупают для перепродажи крупными партиями

Мелкооптовый- одинаковые товары продают и покупают в меньших объемах, чем оптовые, но тоже для перепродажи  

Розничный- товары продают и покупают поштучно, чтобы пользоваться, а не перепродавать

Объект сделок

Ресурсный – продаются ресурсы, для производства товаров и услуг (земля, труд, капитал, сырье)

Финансовый- продаются различные финансовые инструменты (акции, облигации и др.)

Торговая платформа

Физический – необходимо личное присутствие

 

Электронный – торговля ведется через Интернет

 

Аукционный – торговля ведется на аукционах

Функционирование рынка обеспечивает его инфраструктура- совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальное его функционирование.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

- коммерческие банки, кредитные учреждения;

- эмиссионная система (Центральный банк Российской Федерации);

- система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

- налоговая система;

- страховые организации;

- рекламные агентства и другие элементы.

К функциям рынка относятся: посредническая, интеграционная, информационная, санирующая, ценообразующая, контролирующая, стимулирующая. (стр. 53)

 

2.                  Рыночное ценообразование.

В идеальном виде механизм рыночного регулирования выглядит следующим образом: спрос (формируемый потребителями) и предложение (формируемое производителями) всегда стремятся к балансу. Если потребность в каком - то товаре возрастает, а предложение недостаточно, тогда цена на товар растет. Продавцы- производители видят это и начинают поставлять такой товар на рынок в больших объемах. Если они выпустят его слишком много, а спрос расти не будет, то появятся излишки, и цена начнет снижаться. Таким образом, спрос и предложение регулируют себя сами. Принцип, согласно которому преследование участниками рынка личных выгод оказывается полезнее для общества, чем государственное регулирование, был назван невидимой рукой рынка.

Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий “эффект дохода” и “эффект замещения”. «Эффект дохода»- при более низкой цене потребитель может позволить себе большее количество товаров, не отказываясь от потребления альтернативных благ. “Эффект замещения”- при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобретать более дешевый товар вместо его относительно дорогого аналога.

Ценообразование- это формирование величины цены товара. Процесс ценообразования опирается на механизм спроса и предложения.

       

       Закон спроса. Закон предложения.


 

Спрос – это количество товаров и услуг, которые потребитель может и готов купить по конкретной цене и в определенный момент времени.

Предложение  - это количество товаров и услуг, которые продавец готов предложить на рынок по конкретной цене и в определенный момент времени.

Закон спроса - повышение цен ведет к уменьшению величины спроса.

Закон предложения - повышение цен ведет к увеличению величины предложения.

Чем больше спрос, тем выше предложение.

 

Факторы, влияющие на спрос

Ценовые  и неценовые

- цена данного товара

- уровень дохода потребителей

- их вкусы и предпочтения

- ожидания изменения дохода и цен

- изменение спроса на взаимозаменяемые и дополняющие товары

- изменение числа покупателей

Эластичность – это мера реакции одной величины на изменение другой.

Факторы, влияющие на предложение

- цена данного товара

- цена товара заменителя

- цена ресурсов

- налоги и субсидии

- уровень развития технологий

Важнейшие переменные, влияющие на величину и характер спроса и предложения: цены на товар и ресурсы, уровень дохода, временный период. Это относительные величины, выраженные в процентах.

Товары эластичного спроса: в долгосрочном периоде большинство товаров эластичны, так как относительно легко заменяемы.

- предметы роскоши

- нормальные товары

- легкозаменяемые товары

Товары неэластичного спроса: в краткосрочном периоде большинство товаров неэластичны, так как трудно заменяемы.

- товары первой необходимости

- низшие товары (восстановленные автомобильные покрышки, картофель, капуста, автобусные билеты, поношенная одежда и дешёвые креплёные вина) 

- трудно заменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

д/з

Товары Гиффена-

Эффект Веблена-

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Зависимость спроса и предложения от цены графически изображаются двумя кривыми.

графикЦена и объем, при котором продавец готов продать ровно столько, сколько потребитель готов купить, называются равновесными.  Любая точка выше или ниже равновесной отражает либо избыток и высокую конкуренцию среди производителей, либо дефицит товаров.

 

Конкуренция и монополия.

Конкуренция - это борьба экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства, купли, продажи товаров и услуг. Главные действующие лица – производители. Предмет конкуренции – товар или услуга. Объект – потребитель и покупатель.

Выделяют 2 основных типа рыночных структур: совершенная (свободная)- и несовершенная (ограниченная)

Условия совершенной конкуренции

Условия несовершенной конкуренции

Много продавцов и покупателей, Товар однородный и одинаковое качество у всех продавцов,

Монополистическая конкуренция – много фирм, одинаковая продукция, возможность контроля цен, свободный вход на рынок, (розничная торговля, легкая промышленность)

Никто и нечто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым уйти с него (отсутствие барьеров),

Олигополия – господство нескольких крупных фирм, ограничен вход и выход в рынок, цена на товар только при сговоре (тяжелая отрасль, сотовая связь, автопром)

Всегда можно узнать по какой цене продается тот или иной товар,

Фирмы не контролируют цены на продукцию

Монополия- единственный продавец, уникальный товар, фирма сама устанавливает цену, нет вхождения в рынок,

(Элетроэнергетика, Газпром, ЖКХ)

теоретическая модель идеального рынка, (Сельское хозяйство)

Олигопсония, монопсония, естественная монополия.

 

Добросовестная конкуренция – предполагает конкуренцию между организациями, основанную на честности, законности и этичности. К  методам добросовестной конкуренции относятся: повышение качества продукции, реализация пред- и послепродажного обслуживания, рекламные акции, внедрение достижений научно-технического прогресса.

Недобросовестная конкуренция - конкуренция между организациями, построенная на использовании незаконных методов конкурентной борьбы. К одному из видов недобросовестной конкуренции относят картельный сговор. К  методам недобросовестной конкуренции относятся:   нарушение качества, стандарта, условий поставки; установление дискриминационных цен, незаконное использование товарного знака, ложная информация и реклама.

Существуют два основных типа   конкурентного преимущества: стоимостное преимущество и отличительное. Стоимостное преимущество организация получает благодаря низкой стоимости производства, сырья, транспортировки или других ресурсов, необходимых для создания продукта. Отличительное преимущество определяет уникальная характеристика продукта или услуги, которая делает его более привлекательным для потребителей, чем аналоги от конкурентов (качество продукта, удобство его использования, бренд, уровень обслуживания и др.).

В нашей стране антимонопольное регулирование конкуренции проводится с помощью антимонопольного законодательства в основе которого лежат Конституция, Гражданский кодекс и разные законы. Основой антимонопольного российского законодательства является закон «О защите конкуренции», определяющий организационные и правовые основы защиты конкуренции.  Антимонопольную политику осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которая контролирует соблюдение законодательства о конкуренции и монополии, проводит расследования нарушений антимонопольного законодательства и  выносит решения по их результатам.

 

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...