ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА .
2 семестр.
Тема №1. Социология как наука
1.Социология как наука, структура и функции
2.Этапы и основные направления развития социологии
Тема №2. Социальная структура и социальная стратификация
1.Институты социальной стратификации
2. Критерии социальной стратификации
3.Стратификация в информационном обществе
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
Тема №1 Социология как наука
1.Социология как наука, структура и функции
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.
Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.
Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;
7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
2.Этапы и основные направления развития социологии
Два основных подхода к определению исторических рамок существования социологии: а) социология появляется уже в трудах древнегреческих философов, прежде всего, Платона и Аристотеля. У Платона при этом обращают внимание на концепцию трех слоев общества (теория социальной стратификации), а у Аристотеля – на использованный им в «Политике» инструментарий сравнения реальных политических режимов; б) подход, связывающий появление социологии со становлением общества модерна (т.е. Нового времени, последняя треть XVIII века): не смешивает социологию с историей социальной мысли, которая сама по себе действительно имеет огромную историю.
Этапы развития социологии:
1) классический (с XVIII по начало XX века);
2) социология XX века;
3) конец 1970-х – начало 1980-х годов. Попытка разорвать не только с классической, но и с социологией XX века.
Классический этап заканчивается Дюркгеймом и Вебером, а третий отражает радикальный пересмотр науки, связанный со становлением постиндустриального общества.
По М. Элброу:
1) универсализм (классическая стадия: стремление понять социальные процессы как всеобщие, вневременные и аналогичные универсальным природным закономерностям). Это время Конта, Спенсера, господства социал-дарвинизма;
2) становление национальных школ (классические теории Вебера с акцентом на рационализм (Германия), Дюркгейма о социокультурных факторах (Франция), Тойнби о циклических цивилизациях (США), П. Сорокин). Концептуальный империализм – борьба за господство определенной парадигмы и нетерпимость к конкурентам;
3) период противостояния политико-идеологических систем после Второй мировой войны. Мировая социология консолидировалась в двух соперничающих направлениях: марксистской и структурно-функционалистской (Парсонс и Мертон);
4) период индигенизации, т.е. «отуземливания» социологии (с 70-х годов ХХ века). Появление особых национальных и социокультурных социологических школ, указывающих на специфику разнообразных культур и традиций народов развивающихся стран. Появляются школы в Африке, Латинской Америке;
5) глобализация. Стремление объединить усилия всех школ и направлений. Речь идет о полном переосмыслении концепции социального пространства, связанного с принципиально новым этапом существования человечества.
Объединяя оба подхода, можно заметить, что постиндустриальной социологии свойственна не только попытка уйти от прежней социологии (от ее ошибок, тупиков и заблуждений), но и создать социологию, более соответствующую принципиально новому типу общественной организации, которую, по мнению многих ученых, принесло постиндустриальное общество.
· телевизор tcl 50 дюймо ст1.Институты
Тема №2. Социальная структура и социальная стратификация
1.Институты социальной стратификации
Социальные институты и стратификация.
Социальный институт – это социальное образование, имеющее важное значение в структуре общества и представляющее собой регулярную и долговременную социальную практику, санкционируемую и поддерживаемую с помощью специальных норм.
Хорошо известны такие социальные институты, как государство, школа, политическая партия, семья и др.
Принято выделять пять основных комплексов социальных институтов:
1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;
2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней;
3) институты стратификации (разделения общества на слои, или “страты”), участвующие в распределении индивидов по определенной шкале статусов (различие доходов, состояний, власти, престижа, возраста, этнической принадлежности и т. п.);
4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи, постепенным формированием из подрастающего человека члена общества, знакомого с нормами социальной жизни и готового соблюдать их;
5) институты культуры, связанные с научной, художественной и религиозной деятельностью.
Понятие социального института означает не только определенный элемент социальной структуры, но и установленные и регулярно повторяемые образцы поведения. В этом плане данное понятие является близким по своему содержанию понятию социальной роли.
Социальные институты меняются с течением времени, они возникают и исчезают. Институты – это не какие-то раз и навсегда заданные и неизменные реальности. Изменения в социальной деятельности способны вести как к модификации существующих институтов, так и к возникновению совершенно новых институтов.
Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.
Социальная мобильность и стратификация.
Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой, средней и низкой. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
2. Критерии социальной стратификации
3.Стратификация в информационном обществе
Информационное неравенство (информационная стратификация) в эпоху формирования информационного общества становится одним из важнейших факторов дифференциации социальных групп и целых слоев. В 1997 г. Программа развития ООН ввела новое измерение бедности – информационное, характеризующее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев населения. В информационном обществе основным конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью. При этом в развитых странах феномен зависимости успеха человека в современном мире от его отношения к телекоммуникационной революции получил название «цифровой барьер», или «цифровой разрыв» (Digital Divide). Социальные группы и слои, лишенные доступа к информационным ресурсам, изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом.
Информационная стратификация существует и внутри самой сети Интернет. Разными правами по доступу к информации обладают владельцы ресурсов и пользователи, администраторы, модераторы сетей межличностного общения и участники указанных сетей. Наиболее заметным в Интернете является лингвистическое неравенство. Подавляющее большинство ресурсов представлено на английском языке. Таким образом, пользователи, не владеющие этим языком, оказываются в экономически невыгодном положении.
Кроме лингвистического аспекта, существует еще когнитивно-семантический аспект информационной стратификации. Существо когнитивно-семантического аспекта состоит в том, что способность индивида к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, которым он свободно владеет.
Информационная стратификация пользователей может осуществляться и в зависимости от их гражданства. Кроме того, в многопользовательских компьютерных системах существуют различные системы ограничения доступа к информационным ресурсам, устанавливаемые владельцами этих систем.
Наиболее значимой и болезненной проблемой, способствующей информационной стратификации для России, с ее территориальной разбросанностью, является проблема доступа к Сети в малонаселенных и географически удаленных от региональных центров населенных пунктах.
Если заглядывать в будущее, то после становления информационного общества информационная стратификация, по всей видимости, будет определяться уже не столько социальными признаками, сколько соотношением в психике субъектов социальных отношений и политикой государственных или межгосударственных структур.
Тема №1.3 Субъекты общественных отношений
1.Социальное
взаимодействие и общественные отношения
2.Социальные общности и
группы
3.Этнические общности.
Этнические отношения
4. Молодежь как
социальная группа
1.Социальное взаимодействие и общественные отношения
Социальное
взаимодействие
Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными
действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс
непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.
Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью
человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может
удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов,
реа-лизовать свои ценностные и поведенческие интенции.
Важнейшим компонентом социального взаимодействия является
предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между
сторонами. Если стороны «говорят на разных языках» и преследуют
взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли
будут положительными.
Взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождеств-лять
взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями.
Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только
прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами.
Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться
ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один
может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их
активность социальным взаимодействием.
Если
люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и
непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже
обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести
себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.
Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой,
как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта
реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как
вероятная, возможная.
Питирим Сорокин выделил обязательное условие социального
взаимодействия:
§ участники
взаимодействия должны обладать органами чувств, т. е. средствами,
позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику,
жесты, интонации голоса и т. д.;
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на
микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках
семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.
д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках общества в целом.
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между
взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида
социального взаимодействия:
§ физическое;
§ вербальное, или словесное;
§ невербальное (мимика, жесты);
§ мысленное, которое выражается
только во внутренней речи.
Можно выделить три основные формы взаимодействия:
§ кооперация
§ конкуренция
§ конфликт
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании
выделял три типа социального взаимодействия:
§ обмен идеями
§ обмен волевыми импульсами
§ обмен чувствами
2.Социальные общности и группы
Социальные
группы — это устойчивые группы людей, которых объединяют одни и те же
определенные признаки. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т.
д.
Людей
можно назвать социальной группой, если они:
понимают,
что входят в конкретную группу;
признают,
что другие члены этой группы — тоже ее часть;
взаимодействуют
друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды
социальных групп
Разделить
социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по
численности;
по
характеру взаимодействия;
по
факту существования;
по
способу организации;
по
социальному положению.
Рассмотрим,
какие бывают группы, в отдельных таблицах.
По
численности
Малая
Средняя
Большая
Люди
связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни
и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная
ячейка общества.
Люди
имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.
Большое
количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за
этого связано общими интересами.
Пример
Семья,
компания друзей, класс в школе и т. д.
Коллеги
на работе, соседи по подъезду или улице.
Нация,
народность, класс и т. д.
По характеру
взаимодействия
Первичная
Вторична
Люди
внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Люди
внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
Пример
Малые
социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.
Средние
и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.
По
факту существования
Номинальная
Реальная
Сообщество
людей создали искусственно для учета статистики.
Группу
создали по реальным признакам, которые осознают люди.
Пример
Пассажиры
троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.
Жители
деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.
По
способу организации
Формальная
Неформальная
Группа,
которая существует только в пределах организации.
Группа,
которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
Пример
Группа
в университете, одноклассники, коллеги и т. д.
Читательский
клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.
По
социальному положению
Пример
Этническая
Группа
сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами:
языком, культурой, ценностями и т. д.
Нация,
народность, раса, племя.
Территориальная
Группа
людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.
Жители
города, деревни и т. д.
Демографическая
Группа,
внутри которой люди схожи по полу или возрасту.
Мужчины,
женщины, молодежь, родители, дети и т. д.
Профессиональная
Совокупность
людей, в которой члены связаны одной профессией.
Врачи,
актеры, инженеры, повара и т. д.
Религиозная
Группа
людей, имеющих общие религиозные взгляды.
Синтоисты,
христиане, католики, буддисты.
Что
такое квазигруппа
В
ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы.
Это название происходит от латинского quasi — мнимый.
Квазигруппа
— это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между
собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой
структуры, норм и системы ценностей.
Виды
квазигрупп
Фан-группа
Аудитория
Толпа
Люди,
которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса,
киберспортивная команда и т. д.
Люди,
которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный
момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и
т. д.
Временная
группа людей, которых объединяет интерес или событие.
Признаки
и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных
объединений. Рассмотрим их подробнее.
Анонимность.
Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и
ответственности перед группой.
Внушаемость.
Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
Социальная
заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других
членов и с той же скоростью меняют их.
Бессознательность.
Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается
инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.
3.Этнические общности. Этнические
отношения
Этническая
общность — это
исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность
людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка,
самосознания.
Предпосылки
складывания этнической общности:
1) Общность
территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная
предпосылка).
2) Общность
языка.
3) Единство таких
компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы
поведения, а также связанные с ними социально-психологические
характеристики сознания и поведения людей.
Виды
этнических общностей:
Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных
родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской
линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.
Племя — это тип этнической общности, который характерен для
первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя
формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного
предка.
Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения
родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном
и психологическом единстве.
Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны
единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального
самосознания и общей исторической памяти.
Производным от
понятия «нация» является термин «национальность».
Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному
государству.
Этническое
(национальное) самосознание — чувство
принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от
других этнических групп (интегративный показатель сложившейся
социально-этнической общности).
Благодаря этническому
самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с
интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов
побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Этнонациональные
общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации-государства.
Многие современные
исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый
план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности
входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая,
гражданская нация является совокупностью
(сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что
формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие
же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации»,
а о её новом качественном состоянии.
4.Молодежь как социальная группа
Молодёжь — это социально-демографическая
группа, которую характеризуют совокупность психологических и
возрастных характеристик (от 16 до 35 лет), периоды становления социальной
зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.
Отличительные особенности молодежи
Особенности социального положения
молодёжи:
·
Необходимость усвоения
выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и
стереотипов (освоение новых социальных ролей);
·
Переходность положения
(маргинальность);
·
Высокий уровень социальной
мобильности;
·
Активный поиск своего места в
жизни;
·
Наличие перспектив
профессионального роста.
Социально-психологические качества
молодёжи:
·
Внутренняя противоречивость;
·
Неустойчивость психики;
·
Низкий уровень терпимости;
·
Стремление выделиться, отличаться
от остальных;
·
Наличие специфической молодёжной
субкультуры.
Признаки неформальных молодёжных групп:
·
Возникновение на базе стихийного
общения в конкретных условиях социальной ситуации;
·
Обязательные для участников и
отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения (они нацелены
на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и
престижной самооценки);
·
Наличие иных ценностных
ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для
общества в целом;
·
Самоорганизация и независимость
от официальных структур;
·
Относительная устойчивость,
определенная иерархия среди членов группы;
·
Атрибутика, подчеркивающая
принадлежность к данной общности.
Ускорение темпов развития общества обусловливает
возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные
отношения, молодёжь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий
совершенствуется сама.
Комментариев нет:
Отправить комментарий