ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА .
Тема №1.4 Социальные институты семьи,
образования, религии, СМИ
1.Институт
семьи
2.Демографическая
и семейная политика государства
3.Социальный
институт образования (проходили в 1 семестре )
4.
Религия как социальный институт (проходили в 1 семестре )
1.Институт семьи
Семья как социальный
институт — система взаимодействий и связей людей, выполняющих
функции воспроизводства населения и социализации личности, тем самым
удовлетворяя общественные потребности.
Признаки семьи как социального института:
- существование комплекса ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы,
брата, сестры, детей и др);
- наличие определенных норм
поведения (в семье
существуют особые правила, которых должны придерживаться её члены);
- семейные ценности (родственные связи, семейный очаг,
материнство и др) и тд.
Но чаще
всего семья рассматривается именно как социальная группа.
Семья — группа людей,
связанная кровным родством, узами брака или отношениями
усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями
супругов по воспитанию детей.
Какие
функции выполняет семья?
Репродуктивная (воспроизведение себе
подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование)
Эмоциональная (оказывает эмоциональную и
психологическую поддержку человеку, дает уверенность в завтрашнем дне)
Экономическая (семья — один из главных потребителей всего, что
производится в обществе
Социализации (семья — один из главных институтов социализации. Об
этом процессе подробнее можешь узнать в статье “Социализация индивида”)
Защитная (семья охраняет своих членов от
любых негативных воздействий: экономических, финансовых, физических)
2.Демографическая и семейная политика
государства
Народонаселение является необходимой предпосылкой развития общества.
Динамику воспроизводства народонаселения и его структуру изучает демография.
Демографическая политика― это
целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных
институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Как правило, это система мер, направляющих течение демографических
процессов в сторону оптимизации воспроизводства населения.
Демографическая политика строится на основе анализа состояния и динамики
социально-демографической системы общества.
Демографическая политика государства направлена на консолидацию усилий большинства
участников общественной жизни, занимающих в обществе самое разное положение,
выполняющих различные общественные функции, обладающих различными видами и
объемами ресурсов: молодежь, граждане старших возрастов, гражданские
организации, власть и бизнес.
Семейная политика― это часть социальной политики,
основные действия которой направлены на семью.
Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление
демографического кризиса, поскольку начиная с 1994 г. в российском обществе
имеет место уменьшение численности населения.
Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации:
- Низкая рождаемость.
- Высокий уровень
смертности.
- Недостаточный
миграционный приток граждан иностранных государств, прибывающих в РФ на
постоянное местожительство.
- Интенсивные,
несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х
гг. XX в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
- Отсутствие эффективной
социальной политики государства в начале — середине 90-х гг. XX в.
Основные направления демографической политики
Демографическая ситуация является «производной» от социально-экономического
состояния страны. Поэтому ее улучшения можно добиться, осуществляя комплексную
государственную деятельность, дополненную усилиями местного самоуправления,
гражданских и деловых организаций.
Основные направления демографической политики государства:
- Модернизация системы
социальной защиты семей с учетом максимально возможной компенсации
государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных
финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые
годы его жизни.
- Дальнейшее развитие
механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности выплата « материнского
капитала». «Материнский капитал» — форма государственной поддержки,
которая с 2007 г. оказывается при рождении второго, третьего или
последующего ребенка, имеющего российское гражданство.
- Разработка и реализация в
общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи.
- Расширение сети и
увеличение финансирования государственных и муниципальных учреждений.
- Проведение мероприятий,
направленных на формирование у населения установок на ведение здорового
образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака,
человеческой жизни.
- Изучение проблем семьи,
демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности
государства и местной власти в демографической сфере и многие другие.
Таким образом, демографическая и семейная политика в Российской Федерации
носит комплексный характер и направлена на организацию
многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении
демографической проблемы.
Тема №1.5 Положение личности в обществе ( проходили в первом
семестре )
1.Социализация личности
2. Социальное поведение
3. Социальный статус,
социальная роль, социальная мобильность.
Тема №1.6 Социологическое образование и профессиональная
деятельность социолога
1.Социологическое
образование
2. Профессиональная
деятельность социолога
Социология как профессия
Социологи изучают социальные, экономические, политические,
культурные процессы и тенденции в развитии общества, социальные группы,
взаимодействие, общественное сознание и способы воздействия на них.
Виды профессиональной деятельности социолога:
1. Научно-исследовательская
Социологи проводят социологические исследования, обрабатывают
социальную, экономическую, демографическую информацию с использованием
современныхдостижений социологической науки и информационных технологий
2. Проектная
Социологи участвуют в разработке инструментов, документов и
информационных материалов для исследовательской, аналитической и консалтинговой
деятельности, осуществляют научно-методическое, техническое и информационное
обеспечение маркетинговых исследований проводят диагностику, оценку
общественного мнения, оптимизацию социальных показателей, процессов и
отношений.
3. Организационно-управленческая
Социологи формируют и анализируют информационный массив для
мониторинга социальной сферы и разработки управленческого воздействия,
участвуют в организации управления в органах власти, местного самоуправления,
административно-управленческихподразделениях организаций, осуществляют научное
консультирование и экспертизу.
4. Педагогическая
Социологи проводят занятия по социологии, обществознанию и
социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных и профессиональных
образовательных учреждениях.
5. Производственно-прикладная
Социологи проводят исследования и создают нормативные,
информационныебазы для успешной реализации программ социального развития
предприятий и организаций, для согласования интересов трудовых коллективов,
разрабатывают мероприятия для решения социальных проблем и рекомендации по
совершенствованиютруда и трудовых условий, анализируют изменения кадрового
состава.
Социология
как профессия
Задача социолога – это не только проведение опросов и
изучение общественного мнения по тем или иным аспектам жизнедеятельности
человека и общества.
Социолог – это, прежде всего, эксперт. Он
изучает конкретные проблемы и ситуации, он вырабатывает общее видение и оценку
идущих в обществе процессов, он предлагает рекомендации по повышению
эффективности системы управления в различных сферах общественной жизни. Своим
советом профессионал-социолог стремится участвовать в принятии решений, важных
для жизни общества, для жизни страны.
Квалифицированные социологи должны
располагать значительной суммой знаний по истории, экономике, психологии и
другим областям. Выпускники-социологи должны быть математически грамотны, уметь
работать со статистическими пакетами для обработки данных и обладать рядом
социальных компетенций.
Профессия социолога требует точности,
скрупулёзности в анализе, умения организовывать время, хорошо развиваются
коммуникативные навыки.
Выпускники специальности «Социология» успешно
работают:
§
в местных исполнительных органах власти;
§
осуществляют организационно-управленческую, инспекторскую
и методическую работу в органах образования, в организациях и учреждениях
культуры, в средствах массовой информации, в издательском бизнесе;
§
организуют и проводят социологические и маркетинговые
исследований на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм
собственности;
§
работают в кадровых отделах и службах, центрах занятости
и социального обслуживания населения, в маркетинговых отделах на предприятиях и
организациях;
§
работают в качестве учителей обществоведения в школах и
гимназиях, преподавателей социологии, политологии, философии и других дисциплин
в колледжах и высших учебных заведениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий