четверг, 13 февраля 2025 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА .


Тема №1.4 Социальные институты семьи, образования, религии, СМИ

1.Институт семьи

2.Демографическая и семейная политика государства

3.Социальный институт образования (проходили в 1 семестре )

4. Религия как социальный институт (проходили в 1 семестре )

 

 

1.Институт семьи

 

Семья как социальный институт — система взаимодействий и связей людей, выполняющих функции воспроизводства населения и социализации личности, тем самым удовлетворяя общественные потребности. 

Признаки семьи как социального института:

  • существование комплекса ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы, брата, сестры, детей и др);
  • наличие определенных норм поведения (в семье существуют особые правила, которых должны придерживаться её члены);
  • семейные ценности (родственные связи, семейный очаг, материнство и др) и тд.

Но чаще всего семья рассматривается именно как социальная группа.

Семья — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.

Какие функции выполняет семья?

Репродуктивная (воспроизведение себе подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование)

Эмоциональная (оказывает эмоциональную и психологическую поддержку человеку, дает уверенность в завтрашнем дне)


Экономическая (семья — один из главных потребителей всего, что производится в обществе


Социализации (семья — один из главных институтов социализации. Об этом процессе подробнее можешь узнать в статье “Социализация индивида”)

Защитная (семья охраняет своих членов от любых негативных воздействий: экономических, финансовых, физических)

2.Демографическая и семейная политика государства

Народонаселение является необходимой предпосылкой развития общества. Динамику воспроизводства народонаселения и его структуру изучает демография.

Демографическая политика― это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Как правило, это система мер, направляющих течение демографических процессов в сторону оптимизации воспроизводства населения.

Демографическая политика строится на основе анализа состояния и динамики социально-демографической системы общества.

Демографическая политика государства направлена на консолидацию усилий большинства участников общественной жизни, занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные функции, обладающих различными видами и объемами ресурсов: молодежь, граждане старших возрастов, гражданские организации, власть и бизнес.

Семейная политика― это часть социальной политики, основные действия которой направлены на семью.

Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление демографического кризиса, поскольку начиная с 1994 г. в российском обществе имеет место уменьшение численности населения.

Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации:

  • Низкая рождаемость.
  • Высокий уровень смертности.
  • Недостаточный миграционный приток граждан иностранных государств, прибывающих в РФ на постоянное местожительство.
  • Интенсивные, несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х гг. XX в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
  • Отсутствие эффективной социальной политики государства в начале — середине 90-х гг. XX в.

Основные направления демографической политики

Демографическая ситуация является «производной» от социально-экономического состояния страны. Поэтому ее улучшения можно добиться, осуществляя комплексную государственную деятельность, дополненную усилиями местного самоуправления, гражданских и деловых организаций.

Основные направления демографической политики государства:

  • Модернизация системы социальной защиты семей с учетом максимально возможной компенсации государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые годы его жизни.
  • Дальнейшее развитие механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности выплата « материнского капитала». «Материнский капитал» — форма государственной поддержки, которая с 2007 г. оказывается при рождении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство.
  • Разработка и реализация в общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи.
  • Расширение сети и увеличение финансирования государственных и муниципальных учреждений.
  • Проведение мероприятий, направленных на формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака, человеческой жизни.
  • Изучение проблем семьи, демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности государства и местной власти в демографической сфере и многие другие.

Таким образом, демографическая и семейная политика в Российской Федерации носит комплексный характер и направлена на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографической проблемы.

Тема №1.5 Положение личности в обществе ( проходили в первом семестре )

1.Социализация личности

2. Социальное поведение

3. Социальный статус, социальная роль, социальная мобильность.

Тема №1.6 Социологическое образование и профессиональная деятельность социолога

1.Социологическое образование

2. Профессиональная деятельность социолога

Социология как профессия

Социологи изучают социальные, экономические, политические, культурные процессы и тенденции в развитии общества, социальные группы, взаимодействие, общественное сознание и способы воздействия на них.

Виды профессиональной деятельности социолога:

1. Научно-исследовательская

Социологи проводят социологические исследования, обрабатывают социальную, экономическую, демографическую информацию с использованием современныхдостижений социологической науки и информационных технологий

2. Проектная

Социологи участвуют в разработке инструментов, документов и информационных материалов для исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности, осуществляют научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований проводят диагностику, оценку общественного мнения, оптимизацию социальных показателей, процессов и отношений.

3. Организационно-управленческая

Социологи формируют и анализируют информационный массив для мониторинга социальной сферы и разработки управленческого воздействия, участвуют в организации управления в органах власти, местного самоуправления, административно-управленческихподразделениях организаций, осуществляют научное консультирование и экспертизу.

4. Педагогическая

Социологи проводят занятия по социологии, обществознанию и социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях.

5. Производственно-прикладная

Социологи проводят исследования и создают нормативные, информационныебазы для успешной реализации программ социального развития предприятий и организаций, для согласования интересов трудовых коллективов, разрабатывают мероприятия для решения социальных проблем и рекомендации по совершенствованиютруда и трудовых условий, анализируют изменения кадрового состава.

 Социология как профессия

Задача социолога – это не только проведение опросов и изучение общественного мнения по тем или иным аспектам жизнедеятельности человека и общества.

Социолог – это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные проблемы и ситуации, он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов, он предлагает рекомендации по повышению эффективности системы управления в различных сферах общественной жизни. Своим советом профессионал-социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества, для жизни страны.

Квалифицированные социологи должны располагать значительной суммой знаний по истории, экономике, психологии и другим областям. Выпускники-социологи должны быть математически грамотны, уметь работать со статистическими пакетами для обработки данных и обладать рядом социальных компетенций.

Профессия социолога требует точности, скрупулёзности в анализе, умения организовывать время, хорошо развиваются коммуникативные навыки.

Выпускники специальности «Социология» успешно работают:

§  в местных исполнительных органах власти; 

§  осуществляют организационно-управленческую, инспекторскую и методическую работу в органах образования, в организациях и учреждениях культуры, в средствах массовой информации, в издательском бизнесе; 

§  организуют и проводят социологические и маркетинговые исследований на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности; 

§  работают в кадровых отделах и службах, центрах занятости и социального обслуживания населения, в маркетинговых отделах на предприятиях и организациях; 

§  работают в качестве учителей обществоведения в школах и гимназиях, преподавателей социологии, политологии, философии и других дисциплин в колледжах и высших учебных заведениях.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...