вторник, 6 мая 2025 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ 



Тема № 3.9 Основные отрасли публичного права (учебник PDF 11 класс, 2 часть , стр 199 , стр 234 уголовное право

.)

1. Административное право

2. Уголовное право

 Правовые основы публичного права

1. Правовое регулирование административного право

2. Правовое регулирование уголовного право

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

• является одной из основополагающих отраслей публичного права;

• представляет собой совокупность юридических норм;

• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

• имеет свой метод правового регулирования;

• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

ФУНКЦИИ АП КАК ОТРАСЛИ:

1) ПРАВОИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ап – юр форма реализации исполнительной власти) 2) ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ (наделение субъектов исп власти полномочиями по административному правотворчеству) 3) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (организационный х-р гос-управленческой д-ти) 4) КООРДИНАЦИОННАЯ (обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы ГУ) 5) ПРАВООХРАНЕТЛЬНАЯ (обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере гос управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений) 6) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ (воспитание граждан путем применения норм АП, информационной деятельности)

Административное правоотношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти при осуществлении государственного управления (в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой

Особенности административного правоотношения:

1.    Возникает на основе административно-правовых норм (за исключением случаев, когда их урегулируют конституционно-правовые нормы, которые иногда присутствуют)

2.    Управленческие отношения складываются только в сфере управления

3.    В них всегда участвует обязательный субъект - это властный, уполномоченный государством орган, должностное лицо или организация.

4.    Ответственность участников административных правоотношений наступает перед государством в лице уполномоченных органов (не друг перед другом, как, например, в гражданском праве)

5.    Споры, возникающие между участниками правоотношений, разрешаются обычно во внесудебном административном порядке

6.    Все участники имеют права и обязанности

7.    Отношения возникают по инициативе любого субъекта независимо от желания контрагента

8.    Это отношения властного характера + (*) приоритет обеспечения прав человека (*) особые средства юр защиты (*) реализуются публичные интересы

9.    возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций, а также по поводу осуществления исполнительными органами управленческих функций.

10.Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью принятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица) и может их оспаривать

 

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных управленческих отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав и обязанностей гражданина в сфере управления.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

·        комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права,

·        гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

Значительна также и роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового статуса гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:

·        издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса гражданина;

·        реализуют их исполнение;

·        содействуют гражданам в реализации их субъективных прав;

·        осуществляют охрану прав и свобод граждан.

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АПС:

1) Правовой статус личности, человека как субъекта административного права (ст.2 КРФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»). Основные права: право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27) + обязанности и запреты (принудительного труда)

(*) ограничение прав личности нормами фз часто носит административно-правовой характер (Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции)

2) Статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства (входят нормы об участии в делах государства, определяющие статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, личной и семейной сфере

3) СОЦИАЛЬНЫЙ элемент (необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т. Д; В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права) статусы: рабочего, служащего, учащегося и т.д.

4) ОСОБЫЙ СТАТУС (права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители и т. д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом и имеют свои права и обязанности)

(*) А-ПС гр-а – единство 4 элементов

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

1) Административная правоспособность - реальная возможность иметь субъективные права и юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой (рождение – смерть) - не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством (например, лишение прав за нарушение ПДД – КОАП)

2) Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере государственного управления (14 ЛЕТ – частично, 16 лет – привлечение к адм отв-и, полная с 18 лет)

 

 

 Обращения граждан

Виды: 1) Предложение (рекомендация) — это обращение граждан в государственные, муниципальные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на совершенствование законов и иных нормативных правовых актов, улучшение работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих.

2) Заявление — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

3) Жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. (Может рассматриваться как в судебном так и во внесудебном порядке)

Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан

ГАРАНТИИ:

А) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан)

Б) ПОЛИТИЧЕСКИЕ (приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ)

В) ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других государственных органов и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (полиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольно-надзорные органы)

Г) ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ (Гарант прав – все законодательство, при условии, что не должны издаваться акты отменяющие или умаляющие права человека; ограничения прав – только ФЗ и при наличии опр об-в ст.55ч3 КРФ; есть права не подлежащие ограничению, все НПА должны быть опубликованы.)

Г.1 СУДЕБНЫЕ (СТ.18 и 46 КРФ)

Г.2 ВНЕСУДЕБНЫЕ (вся система органов ИВ, местного самоуправления. Эти органы и должностные лица призваны создавать необходимые условия для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях; предусмотрена отв-ть должностных лиц + Уполномоченный по правам человека, правам ребенка, Администрация президента и его управления

Уголовное право, как отрасль права: понятие, предмет, метод, задачи.

Уголовное право как отрасль права представляет собой систему юридических норм, установленных высшим органом государственной власти, которые определяют преступность и непреступность деяний, наказуемость за совершение общественно опасных деяний, а также иные меры уголовно-правового воздействия к совершившим их лицам.

Предмет уголовного права как отрасли права образуют общественные отношения, возникающие в связи с совершением и по поводу совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

Методы уголовного права — это те приемы (способы), при помощи которых охраняется, регулируется отраслью, исследуется наукой, изучается учебной дисциплиной предмет уголовного права.

Методы уголовного права как отрасли права: убеждение, принуждение, компромисс.

Убеждение отражается в разъяснении положений дозволенного или противоправного поведения и угрозы применения уголовного наказания либо иных мер уголовно-правового воздействия.

Принуждение (основной метод) выражается главным образом в применении наказания, в иных мерах уголовно-правового воздействия.

Компромисс находит место в освобождении от уголовной ответственности или наказания, в применении обстоятельств, исключающих преступность деяния, в досрочном прекращении уголовно-правовых последствий осуждения лица и т.д

Принципы уголовного права — это закреплённые в уголовном законе и непосредственно действующие в судебной практике основополагающие идеи, начала, определяющие смысл и содержание уголовно-правовых норм и отражающие социальные, правовые, культурные и идеологические ценности современного общества.

В действующем уголовном законе принципы уголовного права впервые нашли законодательное закрепление в ст.3-7 УК и являются отражением конституционных положений о правах и свободах человека (гл.2 Конституции РФ).

Принцип законности закреплён в ч.1 ст.3 УК: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом». Этот принцип является отражением конституционного положения о том, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением» (ч.2 ст.54 Конституции РФ). Принцип законности означает, что лицо может нести уголовную ответственность только за деяние, признанное законом преступлением до момента совершения такого деяния; при этом закон, устанавливающий уголовную ответственность, должен быть опубликован для всеобщего сведения.

Из принципа законности следует и запрет применения уголовного закона по аналогии, установленный ч.2 ст.3 УК. Применение уголовного закона по аналогии означает, что в отсутствие нормы, запрещающей конкретное общественно опасное поведение, правоприменителю тем не менее разрешается привлекать лицо к уголовной ответственности на основе нормы, устанавливающей уголовную ответственность за схожее общественно опасное поведение.

Принцип равенства граждан перед законом содержится в ст. 4 УК: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом», и ст.4 УК конкретизирует это конституционное положение. Не является исключением из принципа равенства установление особого порядка привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан (например, судей, депутатов и др.): их особый статус и роль в жизни общества требуют определённых гарантий, включающих неприкосновенность. Вместе с тем со снятием такой неприкосновенности они подлежат уголовной ответственности без каких-либо изъятий наравне с обычными гражданами. Не является исключением из принципа равенства также установление льготного режима уголовной ответственности некоторых категорий граждан (например, несовершеннолетних, женщин, престарелых): равенство в смысле ст.4 УК предполагает возможность привлечения к уголовной ответственности всех без исключения лиц, совершивших преступления, однако не диктует абсолютного совпадения в уголовно ответственности и наказании.

Принцип вины, закреплённый в ст.5 УК, предполагает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Российское уголовное право базируется на концепции субъективного вменения, согласно которой только лицо, виновное в совершении деяния в форме умысла (ст.25 УК) или неосторожности (ст.26 УК), подлежит уголовной ответственности. Противоположностью этого является объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, запрещённое ч.2 ст.5 УК.

Принцип справедливости зафиксирован в ст.6 УК: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Содержание этого принципа не следует сводить только к соразмерности назначенного наказания тяжести конкретного преступления, хотя, безусловно, здесь этот принцип реализуется нагляднее всего.

Развитием конституционного положения о том, что «никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление» (ч.1 ст.50 Конституции РФ), является положение в ч.2 ст.6 УК, согласно которому «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Это положение также является составляющим принципа справедливости.

Принцип гуманизма (ст.7 УК) базируется на конституционном положении, согласно которому достоинство личности охраняется государством; ничто н может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст.21 Конституции РФ). Принцип гуманизма имеет две стороны. Во-первых, «уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека» (ч.1 ст.7 УК). Во-вторых, «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства» (ч.2 ст.7 УК). Гуманизм уголовного закона проявляется также в установлении особого, более мягкого режима уголовной ответственности некоторых лиц (например, несовершеннолетних, женщин, престарелых); в наделении суда правом смягчить назначаемое наказание при наличии особых смягчающих обстоятельств или вовсе освободить лицо от уголовной ответственности или от наказания.

Уголовно-правовые отношения — это общественные отношения, которые возникают между государством в лице компетентных органов и физическим лицом по поводу совершенного последним деяния, предусмотренного уголовным законом.

В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты.

Объект уголовно-правовых отношений - совершенное деяние, предусмотренное уголовным законом (факт его совершения).

Как видно из определения уголовно-правовых отношений, субъектами таковых являются: с одной стороны, государство в лице компетентных органов (дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда), а с другой - физическое лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом деяние (гражданин Российской Федерации, иностранец или лицо без гражданства).

К видам уголовных правоотношений, как правило, относятся:

1.Охранительные правоотношения, направленные на защиту конституционных, административных, гражданских, трудовых, семейных и прочих правоотношений.

Возникают между государством в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление, т.е. нарушившим охраняемые законом отношения.

2.Регулятивные правоотношения, которые обеспечивают восстановление или возмещение нарушенных прав потерпевших. Они связаны с предоставлением гражданам права на причинение виновнику вреда или угрозы его причинения в случаях посягательства на охраняемые законом правоотношения (самооборона, пресечение противоправных действий и т.п.).

Уголовная ответственность тесно связана с уголовным правоотношением. Правоотношение возникает с момента совершения преступления и порождает уголовную ответственность, т.е. без возникновения правоотношения об ответственности не может быть и речи.

Уголовная ответственность является следствием уголовного правоотношения, она возникает лишь на определенной стадии развития этого вида охранительного правоотношения – с началом применения к лицу, совершившему преступление, мер государственного принуждения (процессуального пресечения, уголовного наказания).

Преступление: понятие, признаки, отличие от иных правонарушений. Категории преступлений.

В ч. 1 ст. 14 УК преступление определено как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Приведенное определение по способу конструирования является формально-материальным, поскольку содержит указание не только на формальный (нормативный) признак — запрещенность деяния уголовным законом, но и на материальный признак (общественную опасность деяния), раскрывающий социальную сущность преступления.

Общественная опасность — материальный признак преступления, выражающий социальную сущность данного юридического понятия. Именно он объясняет, почему то или иное деяние отнесено к категории уголовно наказуемых. Общественная опасность — это имманентное объективное свойство (качество) преступления, означающее способность причинять существенный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона.

Общественная опасность как материальный признак преступления имеет качественную и количественную характеристики.

Качественная характеристика общественной опасности в литературе именуется характером общественной опасности. Он означает типовую характеристику социальной вредности определенных видов преступлений (грабежа, изнасилования, уклонения от уплаты налогов и т. д.). Характер общественной опасности определяется главным образом важностью общественных отношений, на которые совершается посягательство, характером причиненного вреда, а иногда и способом посягательства (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»). Так, посягательства на здоровье человека обладают одной типовой общественной опасностью, на отношения собственности — другой, на интересы правосудия — третьей и т. д. В то же время разным характером общественной опасности обладают различные способы посягательства на один и тот же объект преступления (например, хищение чужого имущества и его умышленное уничтожение).

Количественный показатель общественной опасности именуется в литературе ее степенью. Она зависит от конкретных обстоятельств содеянного, в частности от размера вреда и тяжести наступивших последствий, степени осуществления преступного намерения, способа совершения преступления, активности соучастника преступления, наличия в содеянном квалифицирующих признаков и обстоятельств, отягчающих наказание и т. д. (п. 1 того же постановления). Типовая характеристика степени общественной опасности находит свое выражение в санкции, установленной законодателем за преступление определенного вида. А конкретная оценка степени общественной опасности каждого реально совершенного преступления дается судом с учетом всей совокупности фактических обстоятельств деяния и выражается в конкретной мере наказания, назначенного в соответствии с принципами индивидуализации и справедливости в рамках, предусмотренных санкцией. Таким образом, законодатель устанавливает типовую характеристику степени общественной опасности определенных видов преступления, а суд определяет индивидуальную степень общественной опасности каждого конкретного преступления, уточняя тем самым законодательную оценку.

Вторым признаком преступления является противоправность, или уголовная противозаконность, означающая, что преступлением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой Особенной части УК.

УК в качестве уголовно-правового принципа закрепил положение о том, что преступность деяния определяется только Уголовным кодексом, а применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3 УК). Это положение повторено и в законодательном определении преступления, каковым может признаваться только общественно опасное деяние, запрещенное УК (ч. 1 ст. 14 УК).

Противоправность (уголовная противозаконность) — это формальный признак преступления, который нельзя рассматривать изолированно от общественной опасности деяния. Общественная опасность — это объективное свойство деяния, оно не зависит от воли законодателя или правоприменителя. Уголовная противоправность деяния — субъективное (на законодательном уровне) выражение общественной опасности этого деяния. Это значит, что деяние, объективно нетерпимое для общества в силу его общественной опасности для сложившейся системы общественных отношений, криминализируется, т. е. прямо запрещается нормой уголовного права под угрозой наказания.

Таким образом, общественная опасность и противоправность— это две неразрывные характеристики (социальная и юридическая) преступления, ни одна из которых не может в отрыве от другой характеризовать деяние как преступное и уголовно наказуемое.

Действующий УК впервые ввел в законодательное определение преступления и такие признаки, как виновность и наказуемость.

Виновность как конструктивный признак преступления непосредственно вытекает из принципа вины, закрепленного в ст. 5 УК: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина». Основанное на принципе субъективного вменения, уголовное законодательство РФ запрещает объективное вменение, т. е. уголовную ответственность за невиновное причинение вреда.

Вина (виновность) в уголовно-правовом понимании означает определенное психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его общественно опасным последствиям. Вина проявляется в одной из предусмотренных законом форм: в форме умысла (прямого или косвенного) либо в форме неосторожности (в виде легкомыслия или небрежности). Если деяние совершено без вины (случайно), то, несмотря на его общественную опасность, оно не может признаваться преступлением и поэтому не влечет уголовной ответственности.

Наказуемость — признак преступления, не характеризующий его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя. Наказуемость означает, что за предусмотренные уголовным законом и совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено установленное в санкции уголовно-правовой нормы наказание (либо иная мера уголовно-правового характера).

Отличие преступления от иного правонарушения можно провести по характеру и степени общественной опасности, объекту преступного посягательства, месторасположению нормы права, органам и процедуре установления и доказывания противоправности деяния, характеру и длительности применяемых мер принуждения, органам, применяющим принудительные меры воздействия, правовым последствиям и т.д.

Таким образом, от гражданско-правовых деликтов, административных и прочих проступков преступления отличаются:

1.    характером общественной опасности: преступления посягают на более значимые интересы (блага, ценности), мотивация преступника низменней;

2.    степенью общественной опасности: причиненный преступлением вред более значителен, способы совершения деяния более дерзкие. Признак «общественная опасность» закреплен только в уголовном законодательстве — в определении понятия преступление (см. ч. 1 ст. 14 УК РФ). Законодательное определение понятия административное правонарушение (см. ст. 2.1 КоАП РФ) такой признак не содержит, равно как и определения понятий гражданско-правовой деликтдисциплинарный проступок, используемые в правоприменении;

3.    объектом посягательства: общий объект преступного посягательства шире, включает в себя общественные отношения, отраженные в различных отраслях права;

4.    месторасположением: норма, предусматривающая ответственность за преступление, закреплена в Уголовном кодексе, а не в Гражданском, Трудовом или Кодексе об административных правонарушениях, не в дисциплинарных уставах, положениях и т.д.;

5.    органами и процедурой установления и доказывания противоправности деяния;

6.    органами, применяющими принудительные меры воздействия (в связи с совершением преступления — суд, администрация исправительного учреждения, уголовно-исполнительная инспекция и т.д.);

7.    характером и длительностью применяемых мер принуждения (только за совершение преступления могут быть применены длительное, вплоть до пожизненного, лишение свободы или смертная казнь);

8.    правовыми последствиями наказания (с вынесением обвинительного приговора суда в связи с совершенным преступлением возникает состояние судимости лица, которое сохраняется вплоть до ее погашения или снятия — см. ст. 86 УК РФ).

В зависимости от поставленной задачи все преступления могут классифицироваться, т. е. подразделяться на группы, по разным классификационным признакам. По форме вины они делятся на умышленные и совершенные по неосторожности, по объекту посягательства объединяются в большие группы, включенные в самостоятельные разделы и главы Особенной части УК. Важным классификационным критерием являются характер и степень общественной опасности.

УК впервые на законодательном уровне закрепил всеобъемлющую классификацию преступлений. Ее основным критерием является степень общественной опасности, а вспомогательное значение придается форме вины. По этим показателям все предусмотренные УК преступления «подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления» (ч. 1 ст. 15 УК).

«Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы» (ч. 2 ст. 15 УК).

«Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы» (ч. 3 ст. 15 УК «Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы» (ч. 4 ст. 15 УК).

«Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание» (ч. 5 ст. 15 УК).

Как видно из законодательной характеристики четырех категорий преступлений, к первым двум из них могут относиться как умышленные, так и неосторожные преступления, а к тяжким и особо тяжким относятся только умышленные преступления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...