ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ .
Тема № 2.1 Духовная деятельность человека.
1.Духовная жизнь человека и общества.
2.Человек как духовное существо.
3.Мировоззрение: картина
мира, идеалы, ценности и цели.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой
деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
искусства;
философии;
науки;
религии;
морали и пр.
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на
духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие
человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через
приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает
особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической
системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную
условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как
в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может
воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
3.Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели.
Мировоззрение —
это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение
в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Этапы формирования мировоззрения
·       
I этап — мироощущение —
чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.
·       
II этап — мировосприятие —
преимущественно чувственный, соединённый образ мира. 
На основе этих этапов формируется образ мира, полученный
в результате его чувственного восприятия.
·       
III этап — миропонимание —
характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и
основывается на рациональном объяснении мира.
На основе этого этапа формируется представление о мире на
основе его рационального объяснения.
Пути формирования мировоззрения
·       
стихийное — на
основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;
·       
осознанное —
посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на
понимание окружающего мира.
Признаки мировоззрения
1.    
Всегда исторично, т.
е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех
проблем, которыми непосредственно живёт общество.
2.    
Формируется
постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение
всей жизни человека.
3.    
Всегда связано с
убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением
воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
4.    
Определяет общую
направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
5.    
Сказывается на всем
облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий,
привычек и наклонностей.
6.    
В нем могут
проявляться:
·       
догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и
действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью,
стремлением к авторитарности;
·       
скептицизм (от гр. skepsis — рассматривающий, исследующий) —
философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях
мышления;
·       
разумный критицизм.
Носителями мировоззрения могут выступать как отдельный
человек, так и группа людей или даже человечество на том или ином этапе своего
развития (например, средневековое мировоззрение).
Виды
мировоззрения
Хотя
типы мировоззрения взаимосвязаны между собой, они тем не менее отличаются друг
от друга спецификой своего формирования и содержанием. 
| Основания для
  классификации | Основные виды
  мировоззрения | Основные приоритеты | 
| Мировоззренческая
  основа | Теоцентризм (от гр.
  teos — бог) | Приоритет отдается Богу | 
| Природоцентризм | Приоритет отдается
  природе | |
| Антропоцентризм (от гр.
  antropos — человек) | Приоритет отдается
  человеку | |
| Социоцентризм | Приоритет отдается
  обществу | |
| Знаниецентризм
  (наукоцентризм) | Приоритет отдается
  знаниям, науке | |
| Вектор направленности | Прогрессивное | Приоритет перехода от
  более низких форм развития к высшим, движение вперёд, изменения к лучшему | 
| Реакционное
  (регрессивное) | Приоритет перехода от
  более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему | |
| Революционное | Приоритет нового,
  обоснование необходимости преобразования наличного бытия. | |
| Консервативное | Приоритет сохранения
  существующего положения. | |
| Оптимистическое | Приоритет позитивного
  начала, уверенность в будущем. | |
| Пессимистическое | Приоритет негативного
  начала, настроения безысходности, неверия в будущее. | |
| Способ отражения действительности | Обыденное (житейское) | Порождение повседневной
  жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. | 
| Религиозное | Признание
  сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими
  того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения
  (христианство, ислам, буддизм и др.). | |
| Философское (от гр.
  filo — люблю, sofia — мудрость) | Теоретическое
  обоснование содержания и способов достижения обобщенных знаний о
  действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели,
  средства и характер деятельности людей. | |
| Научное | Теоретическое
  осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов
  человеческого познания. | 
Роль
мировоззрения в жизни человека
·       
даёт человеку ориентиры
и цели для его практической и теоретической деятельности;
·       
позволяет людям
понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами
познания и деятельности;
·       
создаёт возможность
определять истинные ценности жизни и культуры. 
Тема № 2.2Культура и ее формы.
Вклад
российской культуры в формирование ценностей современного общества
1.  
Материальная и духовная культура.
2.  
Формы культуры.
3.Вклад российской культуры в формирование ценностей
современного общества
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного
курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные
ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические
теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический
комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм,
принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности,
в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не
передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего
Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно
разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и
значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык,
система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в
качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например,
писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным
порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя
общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и
ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная
функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране,
эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований
общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы
морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом
предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных
ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей,
приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к
самосовершенствованию.
Основные формы культуры
Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные
формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура
традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная,
политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.
п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо
профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики,
литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет
профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни,
танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Массовая
Массовая культура — это культура быта,
развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе
(концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой
информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом
считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам
публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры
она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие,
поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и
выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть
как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на
духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о
взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям
лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают
средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю,
учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как
потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества
людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на
духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры
общества;
ведет к стандартизации и унификации не только
образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая
возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его материальных потребностей.
Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого
быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в
вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на
удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую
смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют
восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий