ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ .
Тема № 2.3 Мораль как общечеловеческая ценность и социальный
регулятор.
Категории
морали.
Гражданственность
и патриотизм.
1.Мораль как общечеловеческая ценность 
 и социальный   регулятор.
2.Категории морали.
3.Гражданственность. Патриотизм.
Мораль и ее категории
Этика – это философская наука, изучающая моральные нормы и принципы
поведения человека в обществе.
Чтобы поближе познакомиться с предметом изучения
этики, определим, что такое мораль и каковы ее категории.
Мораль – это система ценностей, принципов и норм поведения, которые
регулируют взаимодействие людей в обществе.
Мораль включает в себя такие понятия, как долг,
честь, совесть, достоинство, добро, зло и справедливость. В чем же заключается
их смысл?
Категории морали:
- Долг. Наши обязанностями и ответственность перед другими людьми. Чувство
     долга указывает на необходимость соблюдения определенных норм и правил,
     которые способствуют гармоничному существованию в обществе.
- Честь. Особый нравственный статус или уважение, которое мы заслуживаем
     благодаря своим действиям и поведению. Человек с честью всегда поступает
     по совести и не нарушает моральные принципы.
- Совесть. Наш внутренний голос, который нам говорит о том, что правильно, а
     что нет. Она базируется на наших ценностях и моральных принципах и
     помогает нам принимать этически верные решения.
- Достоинство. Осознание собственной ценности и значимости как личности.
     Достоинство требует уважительного отношения к себе и окружающим людям, а
     также соблюдения высоких моральных стандартов.
- Добро. Благородство, милосердие, сострадание и желание делать добрые дела.
- Зло. Желание нанести вред или причинить боль другим людям.
- Справедливость. Принцип, согласно которому каждый человек должен получать то, что
     ему положено, а не больше или меньше.
Категории морали помогают людям
жить в гармонии и согласии друг с другом, соблюдая правила и нормы, которые
признаются в обществе. Без этих ценностей мораль становится хрупкой и общество
теряет свою целостность и стабильность. Поэтому важно помнить о значении каждой
из них и следовать им в своей жизни.
Функции морали
Значение морали и ее категорий
для общества в целом или отдельного человека мы можем подчеркнуть в ее
функциях.
Функции морали:
- Оценочная функция. Мораль помогает людям различать, что является правильным и
     неправильным в совершаемых ими действиях. Она предоставляет нам
     нравственные взгляды и оценки, позволяя нам судить о хорошем и плохом.
- Регулятивная функция. Мораль вырабатывает правила и стандарты поведения, которые помогают
     в межличностных и социальных отношениях. Она устанавливает ожидания и
     налагает ограничения на наше поведение, чтобы поддерживать порядок и
     гармонию в обществе.
- Воспитательная
     функция. Мораль играет важную роль в
     формировании нравственных ценностей и развитии у нас навыков морального
     рассуждения. Она помогает нам узнать, как правильно и грамотно реагировать
     на различные ситуации и принимать этически обоснованные решения.
- Контролирующая
     функция. Мораль способствует
     поддержанию социального контроля и предотвращению нарушений ее принципов.
     Она дает нам чувство ответственности и мотивацию соблюдать правила и нормы
     поведения. Когда мы нарушаем эти правила, этические принципы подталкивают
     нас к исправлению наших ошибок и возвращению на путь морали.
Все эти функции тесно
взаимосвязаны и дополняют друг друга. Оценочная функция помогает определить,
что является морально добродетельным или негативным, а регулятивная функция
устанавливает правила, руководствуясь этими нормами. Воспитательная функция
помогает нам усвоить эти нормы и рассуждать этически, а контролирующая функция
содействует их соблюдению и поддержанию социального порядка.
Мораль и нравственность
Мораль и нравственность – два
понятия, которые часто используются как синонимы, но имеют свои отличительные
черты.
Исходя из вышесказанного мы можем
сформировать определение понятия «нравственность».
Нравственность – это индивидуальная
способность человека придерживаться моральных принципов в своей жизни.
Важнейшие принципы современной
нравственной культуры личности
- Золотое правило
     нравственности гласит: «Поступай по
     отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к
     тебе». Этот принцип основан на взаимном уважении и сопричастности. Каждый
     человек должен стремиться обращаться с другими людьми так, как он хотел
     бы, чтобы с ним обращались.
- Моральная автономия личности означает способность принимать независимые моральные решения
     и отвечать за свои действия
- Гуманизм подразумевает уважение к каждому человеку как ценной
     индивидуальности и стремление к развитию гармоничных и добрых
     взаимоотношений между людьми.
Патриотизм и гражданственность
Патриотизм – это глубокая
привязанность и преданность своей Родине.
Это не просто любовь к своей
стране, но и готовность делать все возможное для ее блага и процветания.
Близким к патриотизму является
понятие гражданственности.
Гражданственность – это чувство
ответственности и приверженности к своей стране и ее гражданскому сообществу.
В чем мы можем найти проявления
гражданственности? Во-первых, это участие в общественной жизни и деятельности
государства через выборы, волонтерскую деятельность и поддержку общественных
организаций. Во-вторых, это участие в развитии культуры своей страны, а также
ее сохранение и передача национальной идентичности следующим поколениям. Кроме
того, гражданственность подразумевает уважение к правам и свободам других людей
и исполнение возложенных на личность обязанностей – соблюдение законов, уплата
налогов, защита Отечества и т.д.
Тема № 2.4 Наука и ее функции.
Роль науки в
современном обществе.
1.Наука. Функции
науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
2.Направления научно-технологического развития
и научные достижения Российской Федерации.
Наука — это особая система достоверных знаний о закономерностях
развития природы, общества, человека.
Наука ― творческая деятельность, направленная на
получение, обоснование и систематизацию новых знаний (законов, понятий теорий).
Наука
также является одной из сфер духовной культуры человека, важным социальным
институтом, связанным с остальными сферами духовной жизни человека (особенно
тесно – со сферой образования).
Также наука как сфера духовной жизни
обладает собственной этикой науки, которая
складывается из высших моральных ценностей, ориентации науки на высшее благо.
Ядро научной этики – понимание свободы и социальной ответственности учёных в
условиях возрастания роли науки во всех общественных сферах.
Например, в
ситуации распространения коронавируса ученые, осознавая свою социальную
ответственность, приступили к созданию вакцины и справились с поставленной
задачей в достаточно короткий срок.
Наука как вид человеческой деятельности
обладает рядом специфических особенностей:
1.    
Применение особых (научных) методов познания окружающего мира
(анализ, синтез, моделирование и т.д.);
2.    
Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким,
какой он есть, независимо от личности и интересов самого человека;
3.    
Подверженность рациональной критике, проверяемость;
4.    
Рациональность, связанная с непротиворечивостью,
доказательностью и системностью.
Важнейшие функции науки в обществе:
Познавательная – создание и воспроизводство
знаний;
Прогностическая – построение краткосрочного или
долгосрочного прогноза на основе имеющихся данных;
Социально-производственная – социальное управление и развитие
общества, участие в создании производства современного уровня;
Культурно-мировоззренческая – наполнение мировоззрения
объективным знанием о природе и обществе для формирования человеческой личности
как субъекта познания и деятельности; формирование определённой картины мира;
Образовательная – наполнение образовательного
процесса, т.е. обеспечение конкретным материалом процесс обучения.
Виды наук
Наука
подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой
тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
В зависимости от предмета и метода познания:
·       
Науки о природе (естественные): естествознание,
биология, химия, физика и др.
·       
Науки об обществе (общественные): история,
филология, политология, социология и др.
·       
Науки о познании и мышлении (гуманитарные): психология,
риторика, логика, гносеология, диалектика.
·       
Технические науки (действие законов физики и химии в технических
устройствах): механика, физика;
·       
Точные науки (числа и количественные отношения): математика,
информатика.
По отношению к практике:
·       
Фундаментальные науки: отсутствует прямая
ориентация на практику.
Задачей фундаментальных
наук является познание законов, управляющих взаимодействием
базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют
перспективы развития науки.
·       
Прикладные науки: присутствует
непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для
решения производственных и социально-практических проблем.
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов
фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и
социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического
прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук:
микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др.
Например,
открытия в химии или биологии (фундаментальные науки) широко используются в
генетике (прикладная наука) с целью селекционирования новых видов, лечения
генетических болезней и пр..
Научно-технический прогресс
С понятием науки тесно связано понятие научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс — непрерывный процесс развития техники и
технологии, совершенствования орудий, форм и методов организации труда на
основе достижений науки.
Научно-технический прогресс проявляется в:
·       
создании новых
технологий производства;
·       
развитии
автоматизации;
·       
использовании новых
источников энергии;
·       
создании новых видов
материалов; 
-  внедрении
     новых форм организации труда и производства; 
-  росте
     производительности труда. 
Как и общественный прогресс в целом, научно-технический
прогресс относителен и противоречив. У него есть не только положительные
последствия, но и отрицательные. Например, работающие из дома люди мало
двигаются и много времени проводят за компьютером. Это вредит их физическому и
психическому здоровью. В свою очередь, развитие автоматизации способно
уничтожить ряд профессий — некоторых людей, например кассиров или операторов в
банке, сегодня заменяют роботами, и эти люди теряют работу. 
Этика науки
Ещё один важный вопрос, связанный с наукой, — это её
этика. Научную деятельность ведут по определённым принципам и правилам,
некоторые из них — моральные.
Научная этика —
совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной
деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.
К нарушениям научной этики можно отнести ложные заявления
— некоторые учёные делают изначально ненаучные, не доказанные заявления.
Это внутренняя этика науки. Но у науки есть и внешняя
этика — взаимоотношения с обществом, социальная ответственность. Учёные могут
совершать открытия, сомнительные с точки зрения морали. Кроме того, учёные
ответственны за то, как полученные результаты будут применять на практике — на
благо или во вред.  
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий