https://www.blogger.com/blog/page/edit/804514597640643730/5631630130906404661

четверг, 9 октября 2025 г.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ .

Тема № 2.3 Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.

Категории морали.

Гражданственность и патриотизм.

1.Мораль как общечеловеческая ценность   и социальный   регулятор.

2.Категории морали.

3.Гражданственность. Патриотизм.

 

Мораль и ее категории

Этика – это философская наука, изучающая моральные нормы и принципы поведения человека в обществе.

Чтобы поближе познакомиться с предметом изучения этики, определим, что такое мораль и каковы ее категории.

Мораль – это система ценностей, принципов и норм поведения, которые регулируют взаимодействие людей в обществе.

Мораль включает в себя такие понятия, как долг, честь, совесть, достоинство, добро, зло и справедливость. В чем же заключается их смысл?

Категории морали:

  • Долг. Наши обязанностями и ответственность перед другими людьми. Чувство долга указывает на необходимость соблюдения определенных норм и правил, которые способствуют гармоничному существованию в обществе.
  • Честь. Особый нравственный статус или уважение, которое мы заслуживаем благодаря своим действиям и поведению. Человек с честью всегда поступает по совести и не нарушает моральные принципы.
  • Совесть. Наш внутренний голос, который нам говорит о том, что правильно, а что нет. Она базируется на наших ценностях и моральных принципах и помогает нам принимать этически верные решения.
  • Достоинство. Осознание собственной ценности и значимости как личности. Достоинство требует уважительного отношения к себе и окружающим людям, а также соблюдения высоких моральных стандартов.
  • Добро. Благородство, милосердие, сострадание и желание делать добрые дела.
  • Зло. Желание нанести вред или причинить боль другим людям.
  • Справедливость. Принцип, согласно которому каждый человек должен получать то, что ему положено, а не больше или меньше.

Категории морали помогают людям жить в гармонии и согласии друг с другом, соблюдая правила и нормы, которые признаются в обществе. Без этих ценностей мораль становится хрупкой и общество теряет свою целостность и стабильность. Поэтому важно помнить о значении каждой из них и следовать им в своей жизни.

Функции морали

Значение морали и ее категорий для общества в целом или отдельного человека мы можем подчеркнуть в ее функциях.

Функции морали:

  • Оценочная функция. Мораль помогает людям различать, что является правильным и неправильным в совершаемых ими действиях. Она предоставляет нам нравственные взгляды и оценки, позволяя нам судить о хорошем и плохом.
  • Регулятивная функция. Мораль вырабатывает правила и стандарты поведения, которые помогают в межличностных и социальных отношениях. Она устанавливает ожидания и налагает ограничения на наше поведение, чтобы поддерживать порядок и гармонию в обществе.
  • Воспитательная функция. Мораль играет важную роль в формировании нравственных ценностей и развитии у нас навыков морального рассуждения. Она помогает нам узнать, как правильно и грамотно реагировать на различные ситуации и принимать этически обоснованные решения.
  • Контролирующая функция. Мораль способствует поддержанию социального контроля и предотвращению нарушений ее принципов. Она дает нам чувство ответственности и мотивацию соблюдать правила и нормы поведения. Когда мы нарушаем эти правила, этические принципы подталкивают нас к исправлению наших ошибок и возвращению на путь морали.

Все эти функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Оценочная функция помогает определить, что является морально добродетельным или негативным, а регулятивная функция устанавливает правила, руководствуясь этими нормами. Воспитательная функция помогает нам усвоить эти нормы и рассуждать этически, а контролирующая функция содействует их соблюдению и поддержанию социального порядка.

Мораль и нравственность

Мораль и нравственность – два понятия, которые часто используются как синонимы, но имеют свои отличительные черты.

Общие черты

Отличительные черты

Оба понятия имеют отношение к поведению человека и его отношению к окружающему миру.

Мораль является общим понятием, в то время как нравственность – это индивидуальная черта каждого человека.

Мораль и нравственность являются важными компонентами формирования личности и определяют ее мировоззрение.

Моральные нормы и правила являются внешними для человека, в то время как нравственность проистекает из его внутреннего мира.

Они оба являются отражением культурных и социальных ценностей общества.

Моральные принципы формируются под воздействием общественных норм, в то время как нравственность зависит от индивидуальных убеждений и ценностей.

Исходя из вышесказанного мы можем сформировать определение понятия «нравственность».

Нравственность – это индивидуальная способность человека придерживаться моральных принципов в своей жизни.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности

  • Золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Этот принцип основан на взаимном уважении и сопричастности. Каждый человек должен стремиться обращаться с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы с ним обращались.
  • Моральная автономия личности означает способность принимать независимые моральные решения и отвечать за свои действия
  • Гуманизм подразумевает уважение к каждому человеку как ценной индивидуальности и стремление к развитию гармоничных и добрых взаимоотношений между людьми.

Патриотизм и гражданственность

Патриотизм – это глубокая привязанность и преданность своей Родине.

Это не просто любовь к своей стране, но и готовность делать все возможное для ее блага и процветания.

Близким к патриотизму является понятие гражданственности.

Гражданственность – это чувство ответственности и приверженности к своей стране и ее гражданскому сообществу.

В чем мы можем найти проявления гражданственности? Во-первых, это участие в общественной жизни и деятельности государства через выборы, волонтерскую деятельность и поддержку общественных организаций. Во-вторых, это участие в развитии культуры своей страны, а также ее сохранение и передача национальной идентичности следующим поколениям. Кроме того, гражданственность подразумевает уважение к правам и свободам других людей и исполнение возложенных на личность обязанностей – соблюдение законов, уплата налогов, защита Отечества и т.д.

Тема № 2.4 Наука и ее функции.

Роль науки в современном обществе.

1.Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.

2.Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

Наука — это особая система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека.

Наука ― творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (законов, понятий теорий).

Наука также является одной из сфер духовной культуры человека, важным социальным институтом, связанным с остальными сферами духовной жизни человека (особенно тесно – со сферой образования).

Также наука как сфера духовной жизни обладает собственной этикой науки, которая складывается из высших моральных ценностей, ориентации науки на высшее благо. Ядро научной этики – понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех общественных сферах.

Например, в ситуации распространения коронавируса ученые, осознавая свою социальную ответственность, приступили к созданию вакцины и справились с поставленной задачей в достаточно короткий срок.

Наука как вид человеческой деятельности обладает рядом специфических особенностей:

1.     Применение особых (научных) методов познания окружающего мира (анализ, синтез, моделирование и т.д.);

2.     Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от личности и интересов самого человека;

3.     Подверженность рациональной критике, проверяемость;

4.     Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.

Важнейшие функции науки в обществе:

Познавательная – создание и воспроизводство знаний;

Прогностическая – построение краткосрочного или долгосрочного прогноза на основе имеющихся данных;

Социально-производственная – социальное управление и развитие общества, участие в создании производства современного уровня;

Культурно-мировоззренческая – наполнение мировоззрения объективным знанием о природе и обществе для формирования человеческой личности как субъекта познания и деятельности; формирование определённой картины мира;

Образовательная – наполнение образовательного процесса, т.е. обеспечение конкретным материалом процесс обучения.

Виды наук

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

В зависимости от предмета и метода познания:

·        Науки о природе (естественные): естествознание, биология, химия, физика и др.

·        Науки об обществе (общественные): история, филология, политология, социология и др.

·        Науки о познании и мышлении (гуманитарные): психология, риторика, логика, гносеология, диалектика.

·        Технические науки (действие законов физики и химии в технических устройствах): механика, физика;

·        Точные науки (числа и количественные отношения): математика, информатика.

По отношению к практике:

·        Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

·        Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др.

Например, открытия в химии или биологии (фундаментальные науки) широко используются в генетике (прикладная наука) с целью селекционирования новых видов, лечения генетических болезней и пр..

Научно-технический прогресс

С понятием науки тесно связано понятие научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс — непрерывный процесс развития техники и технологии, совершенствования орудий, форм и методов организации труда на основе достижений науки.

Научно-технический прогресс проявляется в:

·        создании новых технологий производства;

·        развитии автоматизации;

·        использовании новых источников энергии;

·        создании новых видов материалов; 

  •  внедрении новых форм организации труда и производства; 
  •  росте производительности труда. 

Как и общественный прогресс в целом, научно-технический прогресс относителен и противоречив. У него есть не только положительные последствия, но и отрицательные. Например, работающие из дома люди мало двигаются и много времени проводят за компьютером. Это вредит их физическому и психическому здоровью. В свою очередь, развитие автоматизации способно уничтожить ряд профессий — некоторых людей, например кассиров или операторов в банке, сегодня заменяют роботами, и эти люди теряют работу. 

Этика науки

Ещё один важный вопрос, связанный с наукой, — это её этика. Научную деятельность ведут по определённым принципам и правилам, некоторые из них — моральные.

Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

К нарушениям научной этики можно отнести ложные заявления — некоторые учёные делают изначально ненаучные, не доказанные заявления.

Это внутренняя этика науки. Но у науки есть и внешняя этика — взаимоотношения с обществом, социальная ответственность. Учёные могут совершать открытия, сомнительные с точки зрения морали. Кроме того, учёные ответственны за то, как полученные результаты будут применять на практике — на благо или во вред.  

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ . Тема  № 3.2 Экономика как наука. Экономические системы. 1. Экономика ...