https://www.blogger.com/blog/page/edit/804514597640643730/5631630130906404661

среда, 15 октября 2025 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ .

Тема № 2.5 Образование в современном обществе.

Основные направления развития образования в Российской Федерации.

1.Образование в современном обществе.

2.Система российского образования.

3. Основные направления развития образования в Российской Федерации.

 

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. 

В процессе обучения происходит передача индивиду накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Функции образования

  • Экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности.
  • Социальная — социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности.
  • Культурная — использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.
  • Сберегающая — сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.

Образование – это не просто инвестиция в будущее, это инвестиция в себя, в свой личностный рост, профессиональную реализацию и способность адаптироваться к вызовам современного мира. 

Система образования в РФ

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование. Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Структурные компоненты российской системы образования

1) органы управления образованием;

2) совокупность образовательных стандартов и программ;

3) сеть образовательных учреждений:

  • дошкольное образование,
  • начальное образование (начальная школа),
  • среднее образование (средняя школа),
  • среднее профессиональное (специальное) образование (колледжи, лицеи),
  • высшая школа.

4) принципы образовательной политики в РФ:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
  • общедоступность образования;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

 Общие тенденции в развитии мирового образования

  • Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
  • Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
  • Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
  • Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
  • Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
  • Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
  • Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

 

Тема № 2.6 Религия и ее роль в жизни человека

и общества.

Мировые и национальные религии.

1.Религия, её роль в жизни общества и человека.

2.Мировые и национальные религии.

 

Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — благочестие, набожность, предмет культа) — это:

  • мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной силы;
  • вера в сверхъестественное (в Бога);
  • совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
  • одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ранние формы религии

Тотемизм (от англ. totem, что на языке североамер. индейцев буквально «его род») — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы

.

Элементы религии

  1. Вера — религиозные чувства, настроения, эмоции.
  2. Учение — систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий.
  3. Религиозный культ (от лат. cultus — возделывание, уход, поклонение) — совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.
  4. Церковь (от греч. kyriakon — дом Господний) — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.

Религии в современном мире

Все современные религии можно разделить на три группы:

  1. Родоплеменные примитивные религии, сохранившиеся по сей день (языческие культы народов Крайнего Севера, центральной Африки, североамериканских и южноамериканских индейцев, народов Океании и пр.).
  2. Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.).
  3. Мировые религии: христианство, буддизм и ислам.

Признаки мировых религий:

  • огромное число последователей во всем мире;
  •  космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
  •  эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
  • пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).

Сравнение мировых религий

Линии сравнения

Буддизм 

Христианство 

Ислам

1. Этимология (происхождение термина)

От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветлённому сознанию

От гр. Christos — Мессия

Арабское — буквально, предание себя воле Бога, покорность

2. Время и место зарождения

VI−V вв. до н. э. — Индия

I в. н. э. — восточные провинции Римской империи

Начало VII в. н. э. — Азия, Аравийский полуостров

3. Территория, на которой сейчас проживают исповедующие религию

Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия

Преимущественно Европа и Северная Америка

Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа

4. Источники вероучения

Типитака («Три корзины»)

Библия

Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство

5. Основы учения

Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание.

Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид.

Человек — «существо слабое», склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии,то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям.

6. Количество последователей религии

Около 500 млн человек

2 млрд человек

Около 1,5 млрд человек

 

Основные функции религии:

  • мировоззренческая — задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание;
  • компенсаторная (терапевтическая) — восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение;
  • коммуникативная — обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.;
  • регулятивная — упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
  • интегрирующе-дезинтегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, т. е. способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция);
  • культуротранслирующая — способствует развитию определённых основ культуры: письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
  • легитимирующе-разлегитимирующая — узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ . Тема 3.15 Экономика и государство. 1.Экономика и государство. 2.Э...