ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ .
Тема № 2.5
Образование в современном обществе.
Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
1.Образование в современном обществе.
2.Система российского образования.
3. Основные направления развития образования в
Российской Федерации.
Образование —
один из способов становления личности путем получения людьми знаний,
приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих
способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа,
средства массовой информации.
Основной путь получения образования — обучение и
самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком
самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям
человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного
достояния.
В процессе обучения происходит передача индивиду
накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной
творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования,
существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического
и политического развития, его нравственное состояние.
Функции образования
- Экономическая —
формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди
способны осваивать научные и технические новшества и эффективно
использовать их в профессиональной деятельности.
- Социальная —
социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества.
Образование — важнейший канал социальной мобильности.
- Культурная —
использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида,
развития его творческих способностей.
- Сберегающая —
сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в
поколение.
Образование – это не просто инвестиция в будущее, это
инвестиция в себя, в свой личностный рост, профессиональную реализацию и
способность адаптироваться к вызовам современного мира.
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных
программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а
также комплекс принципов, определяющих её функционирование. Характер системы
образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и
политическим строем, а также культурно-историческими и национальными
особенностями.
Структурные компоненты российской системы образования
1) органы управления образованием;
2) совокупность образовательных стандартов и программ;
3) сеть образовательных учреждений:
- дошкольное
образование,
- начальное
образование (начальная школа),
- среднее
образование (средняя школа),
- среднее
профессиональное (специальное) образование (колледжи, лицеи),
- высшая
школа.
4) принципы образовательной политики в РФ:
- гуманистический
характер образования;
- приоритет
общечеловеческих ценностей;
- право
личности на свободное развитие;
- единство
федерального образования при сохранении права национальных и региональных
культур на своеобразие образования;
- общедоступность
образования;
- адаптивность
системы образования к потребностям обучаемых;
- светский
характер образования в государственных учреждениях;
- свобода
и плюрализм в образовании;
- демократический,
государственно-общественный характер управления и самостоятельность
образовательных учреждений.
Общие тенденции
в развитии мирового образования
- Демократизация
системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность,
массовое распространение получило среднее и высшее образование.
Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в
качестве и типах учебных заведений сохраняются.
- Рост
продолжительности образования — современное общество нуждается в
высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
- Непрерывность
образования — в условиях научно-технической революции работник должен
быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на
новые технологии.
- Гуманизация
образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его
интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
- Гуманитаризация
образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном
процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы
правовых знаний.
- Интернационализация
процесса образования — создание единой системы образования для разных
стран, интеграция образовательных систем.
- Компьютеризация
процесса образования — использование новых современных технологий
обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Тема № 2.6
Религия и ее роль в жизни человека
и общества.
Мировые и
национальные религии.
1.Религия, её роль в жизни общества
и человека.
2.Мировые и национальные
религии.
Религия (от лат. religare —
связывать, reeligere — воссоединять, religio — благочестие,
набожность, предмет культа) — это:
- мировоззрение и определяемое
им поведение людей на основе веры в существование какой-либо
сверхъестественной силы;
- вера в сверхъестественное (в
Бога);
- совокупность взглядов и
представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их
людей в единую общность;
- одна
из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру,
удовлетворения его духовных потребностей.
Ранние формы религии
Тотемизм (от англ. totem, что на языке
североамер. индейцев буквально «его род») — поклонение какого-либо рода,
племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Фетишизм (от порт. feitico — идол,
амулет, талисман) — религиозное поклонение, суть которого сводится к
приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы,
способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.
Анимизм (от лат. anima — душа, дух)
— выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы
.
Элементы религии
- Вера — религиозные чувства,
настроения, эмоции.
- Учение — систематизированная,
специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей,
понятий.
- Религиозный культ (от лат. cultus —
возделывание, уход, поклонение) — совокупность действий, которые совершают
верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.
- Церковь (от греч. kyriakon —
дом Господний) — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь
религиозной общины.
Религии в современном мире
Все современные религии можно
разделить на три группы:
- Родоплеменные
примитивные религии,
сохранившиеся по сей день (языческие культы народов Крайнего Севера,
центральной Африки, североамериканских и южноамериканских индейцев,
народов Океании и пр.).
- Национально-государственные
религии, составляющие
основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм,
конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.).
- Мировые религии: христианство, буддизм и
ислам.
Признаки мировых религий:
- огромное число последователей
во всем мире;
- космополитичность, носят
меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
- эгалитарность
(проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех
социальных групп);
- пропагандистская активность и
прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).
Сравнение мировых религий
|
Линии
сравнения |
Буддизм |
Христианство |
Ислам |
|
1. Этимология (происхождение термина) |
От санскр. «будх», обозначающего переход от
спящего состояния к пробуждению, просветлённому сознанию |
От гр. Christos — Мессия |
Арабское — буквально, предание себя воле
Бога, покорность |
|
2. Время и место зарождения |
VI−V вв. до н. э. — Индия |
I в. н. э. — восточные провинции Римской
империи |
Начало VII в. н. э. — Азия, Аравийский
полуостров |
|
3. Территория, на которой сейчас проживают
исповедующие религию |
Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В
России — Тува, Бурятия и Калмыкия |
Преимущественно Европа и Северная Америка |
Ближний Восток, Северная Африка. В России —
Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа |
|
4. Источники вероучения |
Типитака («Три корзины») |
Библия |
Коран, Сунна, Шариат — мусульманское
законодательство |
|
5. Основы учения |
Через размышление и созерцание человек
может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди
святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и
милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые.
Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и
страдание. |
Идея греховности человека как причина всех
его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния.
Проповедь терпения, смирения, прощения обид. |
Человек — «существо слабое», склонное к
греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается
уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога,
выполнять предписания мусульманской религии,то заслужит вечную жизнь в раю.
Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным
властям. |
|
6. Количество последователей религии |
Около 500 млн человек |
2 млрд человек |
Около 1,5 млрд человек |
Основные функции религии:
- мировоззренческая — задаёт «предельные»
критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество,
человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание;
- компенсаторная
(терапевтическая) —
восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки
сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное
значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса,
утешение, медитация, духовное наслаждение;
- коммуникативная — обеспечивает два плана
общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами
умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.;
- регулятивная — упорядочивает
определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
- интегрирующе-дезинтегрирующая — объединяет индивидов,
группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание,
т. е. способствует сохранению стабильности, устойчивости личности,
социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция).
Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении
обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных
группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу
конфессии (дезинтегрирующая функция);
- культуротранслирующая — способствует развитию
определённых основ культуры: письменности, книгопечатания, искусства.
Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры.
Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
- легитимирующе-разлегитимирующая — узаконивает некоторые
общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и
др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или,
наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая
функция).
Комментариев нет:
Отправить комментарий