четверг, 7 декабря 2023 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА  И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  НА 11 по 16 декабря СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Тема №15 Общество и личность в социальной психологии.

1. Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.

2. Личность как объект исследования социальной психологии.( Социальная установка. Личность в группе. Понятие «Я-концепция». 

Самопознание и самооценка. Самоконтроль. Социальная идентичность.) (проходили в первых лекциях по старой программе)

3. Ролевое поведение.

4. Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии.

ЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

 МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315

Тема №15 Общество и личность в социальной психологии

1.    Теории социальных отношений. Основные типы  социальных отношений.

Типы социальных отношений

Множество взаимодействий людей образуют возникающие устойчивые взаимосвязи и сети взаимодействий и постепенно превращаются в социальные отношения. Социальные отношения – это осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий в условиях определенного общества, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся определенным типом поведения.

Примером социальных отношений могут служить отношения мужа и жены, работодателя и работника, руководителя и подчиненного, профессора и студента и т.д. Социальные отношения могут характеризовать и взаимодействия больших социальных групп. Например, классовые отношения, национальные отношения, трудовые отношения и т.д.

В организованных социальных системах описанные отношения соединяются в определенные комбинации, образуя различные типы социальных отношений. Три из них представляются наиболее важными. Это семейственный, договорной и принудительный типы.

А. Семейственный тип. По своей «химической формуле» это тотальная по экстенсивности, высоко интенсивная, солидарная по направленности и длительная по продолжительности система социальных отношений. Она типична не только для хорошей семьи, но и для религиозных организаций, хотя может стать основой социального порядка в других организациях и даже в государстве в целом.

Здесь нет принуждения, внешних предписаний, навязывания правил путем договора. Это скорее спонтанно-самоорганизующиеся системы отношений. При значительной ограниченности свободы сторон индивиды обладают внутренней свободой и свои обязанности не считают ограничением их свободы («рабство» во имя детей не считается ограничением свободы).

В) Договорной тип. Система отношений четко ограничена по экстенсивности (сферам жизнедеятельности) и срокам, интенсивна может быть только в определенных секторах жизни (работодатель-работник; покупатель-продавец и т.д.). Договор определяет права и взаимные обязанности сторон, предполагает некоторую форму обмена услугами и полезностями и заключается добровольно. Отношения в рамках договора солидарны, но стороны независимы. В договоре реализуются классические формулы римского права: «Даю, чтобы ты дал; служу, чтобы ты служил; даю, чтобы ты служил; служу, чтобы ты дал». Отношения оказываются чувственно-эгоистическими. Такие отношения закрепляются контрактом, иногда даже удостоверяются нотариусом, предполагают возможность разрешать спорные вопросы в суде. Это особая нормативно и формально регулируемая форма самоорганизации с высокой степенью свободы друг от друга, но с жесткими санкциями за нарушение взятых добровольно обязательств. Подлинно договорные отношения предполагают одинаковую свободу сторон, в том числе и равную свободу «сделки» и выбора в принятии или непринятии условий другой стороны.

С) Принудительный тип. Это антагонистический по своей природе тип отношений с большим разбросом степени экстенсивности и интенсивности взаимодействий. Односторонняя зависимость поддерживается разными формами принуждения – от физического насилия, лишений жилья, еды, свободы передвижения, угроз, до психологического и идеологического давления. Отношения лишают всякой свободы одну из сторон и предоставляют другой стороне возможность делать что угодно (произвол). Стороны остаются чуждыми друг другу и негативно относятся друг к другу несмотря на изображение взаимопонимания.

Особый случай принудительных отношений представляют псевдосемейственые и псевдодоговорные отношения, когда создается иллюзия семейственности («из отеческих побуждений») или когда соглашение достигается в отсутствие иного выбора. В условиях отсутствия свободы выбора ущербная сторона готова согласиться на любое «договорное» условие, какое ей предложат: лучше хоть что-нибудь, чем ничего. По сути псевдодоговорная форма является принудительной в ее худшем варианте, хотя юридическая оболочка может представляться договорной (в двадцатом веке большая часть свобод юридически существовала, но фактически они были недоступны для многих слоев населения).

Изменение в пропорции семейственных, договорных и принудительных отношений имеет гораздо большее значение и означает более радикальный переворот, чем какое бы то ни было изменение в политической или экономической структуре, поскольку изменяет саму природу группы и носит фундаментальный характер.

Важнейшим фактором социальных отношений в обществе является усиление или ослабление правительственного контроля и регулирование поведения. Теоретические пределы, в рамках которых происходит усиление и ослабление правительственного контроля и регулирования, - от абсолютного тоталитаризма, когда правительственный контроль и регулирование данной группы распространяется на всех ее членов, ничего не оставляя им на выбор, до абсолютного laissez-faire («позволяйте делать», кто что хочет, т. е. до полной свободы выбора), когда регулятивные функции правительства приближаются к нулю. Это предельно «либеральный» или «анархический» тип отношений.

Увеличение доли контролируемых и регулируемых социальных отношений вызывает сокращение области свободного выбора индивида. Нередко эти процессы сопровождаются «миграцией» контролируемых социальных отношений из государства в религиозные, партийные, преступные, профсоюзные или другие организации, или наоборот. Массовая миграция ведет к глубокому преобразованию социальных систем с существенным изменением структурных аспектов общества.

«Никакая группа не может стать абсолютно тоталитарной и полностью вытеснить остальные. В процессе расширения данной системы всегда наступает момент насыщения, дальше которого она идти не может, а если и попытается, то вскоре ее ждет провал» Поэтому «периоды порядка и беспорядка в истории данного общества сменяют друг друга»7 .

В конкретных исследованиях общества выделяется большое разнообразие социальных отношений. Их классификация может производиться по различным основаниям:

по субъекту (или носителю):

·        индивидуальные (личностные);

·        межличностные;

·        внутригрупповые;

·        межгрупповые;

·        этнические;

·        классовые;

·        международные отношения.

по объекту:

·        экономические;

·        политические (в рамках систем и институтов);

·        социально-культурные;

·        религиозные;

·        семейно-бытовые.

по характеру взаимосвязей:

·        отношения сотрудничества;

·        взаимопомощь;

·        соперничество;

·        конфликты;

·        субординация;

·        координация.

по степени стандартизации и формализации:

·        формальные и неформальные;

·        официальные и неофициальные.

Социальные отношения в управленческой деятельности проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации. Социальные отношения в системе управления - это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, а также внутри последних в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости, динамизма и эффективности деятельности управляемого социального объекта.

В процессе исследования систем управления в качестве основных типов социальных отношений, выделяются: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

Бюрократические отношения базируются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены, его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированный характер, ограничены отношениями чисто служебного свойства.

Патерналистские отношения характеризуются лояльностью работников по отношению к начальнику. "Хозяин" бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные провалы - общая. "Хозяин" строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки.

В случае фратерналистских отношений иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников. Любой успех рассматривается как общая заслуга всего коллектива, любой провал - как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

Партнерский тип отношений предполагает свободу выбора партнеров, решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Ролевое поведение.

Социальные роли и ролевое поведение Личности

Социальные роли и ролевое поведение Личности

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

1.    Модель поведения человека со стороны общества.

2.    Система представления человека как он должен вести себя.

3.    Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

·        социальное происхождение;

·        этническая принадлежность;

·        уровень образования;

·        должность;

·        проф. принадлежность;

·        власть;

·        доход и богатство;

·        образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

1.    Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.

2.    Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.

Разновидности ролей:

·        психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

·        социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

·        активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

·        латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

·        конвенциональные (официальные);

·        стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

. Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии.

Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия.

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты:

Межличностное взаимодействие

https://studfile.net/html/2706/421/html_P_rrEPGy7b.K_Kq/img-zFqpIT.pngМЛО Совместная деятельность Общение

(как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них)

Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутреннийскрытый процесс отношений между людьми.

Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение.

МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе).

Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия.

Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций.

Так, с точки зрения психоанализа, основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.

Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти», которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни.

С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями.

Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей.

С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта.

*Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность.

*Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость.

*Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями.

Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях.

Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом.

В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений:

Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация.

Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия.

Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются.

В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как:

·        дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая);

·        валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная);

·        позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

·        степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные).

Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие).

Выделяют следующие характеристики межличностных отношенийсимпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание.

Симпатия  это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия.

Притяжение  потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком.

Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях.

Совместимость людей характеризуется следующими факторами:

- социологические факторы (социальный статус, профессия, образование);

- социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус);

- психологические факторы (характер, стереотипы поведения);

- психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма.

Из ряда наблюдений вытекает, что:

а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»).

Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие).

Понимание  способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификацияАдекватность – это точность отражения одной личности другой. Идентификация  это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу.

Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость – согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...