четверг, 14 декабря 2023 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА  И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  НА 18 по 23 декабря СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Тема № 16 Социальная психология групп.

1.     Группа как объект исследования социальной психологии.

2.     Классификация групп в социальной психологии.

3.     Способы психологического воздействия в больших социальных группах.

4.Межличностные отношения в группах

ЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.

 МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315

Тема № 16 Социальная психология групп.

1.     Группа как объект исследования социальной психологии.

2.     Классификация групп в социальной психологии.

Группа в социальной психологии

Социальная психология группы всегда трактовалась по-разному. С одной стороны трактовка опиралась на разнообразные подходы, которые задавались изначальной междисциплинарностью социальной психологии, включая т.е. социологической психологическую парадигму. Социальная психология групп и ее понимание может быть выявлено из их анализа, где происходит рассмотрение выделенных посредством социологией социальных групп, в которых определяются черты, в совокупности формирующие группу в качестве психологической общности. Она позволяет каждому участнику группы идентифицировать себя с ней.

При анализе понятия группы, рассмотрим их классификацию (рис. 1).

Группа в социальной психологии

Рисунок 1. Классификация групп в социальной психологии

Рассмотренные виды групп, начиная с естественных, представляют собой объект исследования социальной психологии.

При определении группы, всегда возникает проблема обозначения ее нижней и верхней границы. Так, исследователи спорят, считать ли диаду группой и как (где) определяется верхняя граница. Элементарная группа представляет собой группу, состоящую из 7±2 человек, малая группа может быть представлена коллективом из 30–40 человек. Во главу характеристик группы становятся параметры срока существования, устойчивости состава, частоты контактов, единообразия в деятельности, фактора структурности и др.

Так, исследователем К. К. Платоновым были выделены несколько видов групп:

  • ассоциация в виде неорганизованной, случайной группы со стихийной структурой и личностными целями деятельности;
  • корпорация, представленная внутренне организованной группой, которая обладает внутренней структурой и общей деятельностью (цели здесь определяются в качестве личных через групповые);
  • коллектив, который характеризуется внутренней структурой и совместной деятельностью (общие цели здесь выносятся за пределы группы).

Психология малых групп

Определение 1

Малая группа включает в себя совокупность двух или более людей, взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие нормы и цели.

Генезис малой группы включает несколько особенностей:

1. Историко-генетические проблемы малых групп, историю появления и развития общества в качестве структурного элемента.

2. Онтогенез малых групп, возникновение и развитие в контексте индивидуальной истории жизни.

3. Совершенствование группы с момента организации и до момента образования коллектива.

Можно выделить несколько этапов развития группы: направленность, организованность и коммуникация (коммуникационный аспект).

Б. Такмен рассматривал развитие группы в соответствии со следующей моделью:

  • ориентировка по задачам;
  • эмоциональные реакции;
  • внутренний конфликт;
  • функциональная и ролевая согласованность и др.

При рассмотрении проблем малой группы, принято выделять ее структуру. Она представляет собой совокупность особым образом согласованных связей, которые складываются между членами группы (рис. 2).

Психология малых групп

Рисунок 2. Типы коммуникативных структур в малых группах и коллективах

Малые группы также включают социально-психологические явления: социально-психологический климат и давление.

Социально-психологический климат группы рассматриваются в парах следующих особенностей:

  • доверие – недоверие;
  • симпатия – антипатия;
  • свобода – несвобода (в отношении мнений);
  • давление – самостоятельность;
  • информированность – отсутствие информированности;
  • удовлетворенность – неудовлетворенность.

Лидерство в контексте группы

В исследовании малых групп отдельно следует рассмотреть теорию лидерства. В этом контексте группа рассматривается с помощью вероятностного подхода, концепции следования целям, нормативных моделей принятия решений, трансактным и когнитивным подходом.

Лидерство в качестве социально-психологического феномена играет большую роль в интеграции группы. Лидерством включает в себя процесс организации и управления малыми социальными группами, что способствует достижению ее целей в оптимальные сроки и с высокой степень эффективности.

Можно выделить несколько основных характеристик лидера:

1.    Спонтанное занятие позиции лидера.

2.    Роль неофициального руководителя.

3.    Процесс выдвижения лидера почти всегда связан с особой ситуацией, которая возникает в группе (или для группы).

Существуют некоторые статусы лидера, среди которых ведущими являются профессиональный, функционально-ролевой, морально-этический, самооценочный. Типология лидерства предусматривает три вида оснований: содержание, стиль и характер деятельности.

1.    В соответствии с содержанием деятельности:

1.    лидер-вдохновитель, который предлагает программу поведения;

2.    лидер-исполнитель, организующий выполнение уже заданных программ;

3.    лидер, который может являться одновременно организатором и вдохновителем.

2.    В зависимости от стиля руководства лидер может быть:

1.    авторитарный;

2.    демократический;

3.    смешанный.

3.    В соответствии с характером деятельности лидеры бывают:

1.    универсальными, то есть постоянно проявляющими свои качества;

2.    ситуативными, то есть проявляющими качества лидера только в специализированных ситуациях.

Понятие климата можно отнести как к стилю лидерства, так и к понятию сплоченности, межличностной привлекательности и др.

Интегральная характеристика межличностных отношений заключается в групповой сплоченности, важной составляющей которой является целенаправленная деятельность группы, явление конформности. Конформность понимается, с одной стороны, в качестве давления большинства на меньшинство. Обратное конформности явление называется нонконформизмом с проявлением желания поступать вопреки мнению большинства.

Конформизм как явление обозначается в качестве образующего систему феномена, воздействующего на большинство процессов, которые происходят в малых и больших группах. Понятие было введено в оборот с началом экспериментов Соломона Аша.

3.     Способы психологического воздействия в больших социальных группах.

  4.Межличностные отношения в группах.

Способы социально-психологического воздействия

Социально-психологическое воздействие — это «направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения или других особенностей партнера по общению»1[1]

Социально-психологическое воздействие осуществляется на всех уровнях социальной реальности: как субъектами (инициаторами), так и объектами (адресатами, реципиентами) воздействия могут выступать отдельные личности, малые группы, большие социальные группы, общество в целом. Социально-психологическое воздействие осуществляется во всех сферах жизнедеятельности людей — в сфере делового, педагогического, семейного, досугового общения, в сфере массовых коммуникаций, пропаганды и идеологического влияния.

Целью социально-психологического воздействия является изменение психологических или социально-психологических характеристик объекта общения. К мишеням социально-психологического воздействия на личность относят: побудители активности (мотивы, потребности, интересы, склонности, идеалы); регуляторы активности (установки, групповые нормы, общественное мнение); когнитивные структуры (мировоззрение, убеждения, верования, знания о мире); характеристики деятельности (образ жизни, стиль поведения, привычки, навыки, умения); психические состояния, настроения, чувства и эмоции. В группе людей мишенями воздействия могут быть психологический климат группы, групповые нормы, межгрупповые отношения.

Психологическое воздействие в реальной жизни чаще всего носит не односторонний характер, а представляет собой взаимовлияние, взаимо- воздействие, инициатива воздействия может переходить от субъекта к объекту. Объект воздействия способен осознавать и оценивать попытки воздействовать на него, не соглашаться с ними и оказывать контрвоздействие на партнера по общению.

В структуре процесса психологического воздействия можно выделить несколько компонентов: стратегию и тактику воздействия, динамические характеристики воздействия, средства и методы (способы) воздействия.

В психологической литературе описаны две основные стратегии психологического воздействия — монологическая (субъект-объектная) и диалогическая (субъект-субъектная)1. При монологической стратегии адресат воспринимается как пассивный объект влияния. Цель воздействия устанавливается и реализуется инициатором без учета интересов и предпочтений реципиента. Выделяют два подтипа монологической стратегии: императивная стратегия (принуждение, приказание) и манипуляция. Инициаторы воздействия, руководствующиеся диалогической стратегией, в разной мере учитывают особенности реципиента, часто для того, чтобы повысить эффективность воздействия.

Тактика психологического воздействия — это совокупность конкретных приемов, используемых субъектом воздействия, выбор которых зависит от целей и задач воздействия. В зарубежной социальной психологии описано огромное количество тактических приемов воздействия и манипулирования[2] [3]. К таким приемам, например, можно отнести лесть, комплименты, сознательное искажение информации, ссылки на авторитетное мнение, унижение, угрозы и т.д.

Социально-психологическое воздействие может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами (паралингвистическими и экстралингвистическими).

Выбор форм, способов, стратегии и тактики социально-психологического воздействия в конкретных случаях определяется содержанием совместной деятельности и общения, ролевой структурой взаимодействия, конкретными целями общения, а также индивидуально-психологическими особенностями субъектов общения.

Традиционно к способам (методам) социально-психологического воздействия относят заражение, внушение, подражание и убеждение.

Г. М. Андреева определяет заражение как «бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям»1. Заражение проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния или «психического настроя»[4] [5].

В межличностном общении постоянно происходит обмен эмоциями между партнерами. Этот обмен является неотъемлемой частью общения и настолько естественен для людей, что, как правило, не осознается. Люди могут «заразить» друг друга любыми, как позитивными, так и негативными, эмоциями и состояниями: радостью или грустью, страхом, тревогой, негодованием, энтузиазмом или скукой и т.д.

Феномен заражения является также предметом специального исследования в социальной психологии стихийных групп. Возникая в больших неорганизованных группах (толпе, публике или аудитории), эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения при передаче от человека к человеку. Этот феномен получил название «эмоционального кружения» или «циркулярной реакции»[6].

«Эмоциональное кружение» является одним из механизмов образования толпы. А. II. Назаретян описывает «усредненный» сценарий образования панической толпы: сильный (шокирующий) стимул вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек, их испуг проявляется односложными криками («Пожар!»), тревожным выражением лиц и суетливыми телодвижениями; эмоция страха передается дальше от человека к человеку все более расширяющимися кругами; люди теряют самоконтроль и начинают вести себя иррационально, начинается паническое бегство, которое только усугубляет опасность[7].

Г. М. Андреева указывает на то, что мера, которой различные аудитории поддаются заражению, зависит от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию[8]. Тем не менее самым общим эффектом влияния «эмоционального кружения» на психику человека является психический регресс: актуализируются низшие, более примитивные пласты психики и формы поведения. Индивидуальные различия в опыте, статусе, интеллекте между людьми стираются, индивид чувствует и реагирует как все члены группы.

Эмоциональное заражение описано в социальной психологии в основном при изучении кризисных, экстремальных ситуаций, но оно не является однозначно негативным явлением. Заражение сопровождает любое массовое мероприятие (спектакль, концерт, субботник, праздничное шествие и т.д.) и может служить сплочению и мобилизации группы1.

Внушение — это «целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу»[9] [10]. Внушение, как правило, носит вербальный характер и от убеждения отличается тем, что не основано на доказательствах и логике. При внушении одновременно с вербальным сообщением адресату передается и определенное психическое состояние, т.е. внушение на практике сопровождается эмоциональным заражением.

Внушение — это одностороннее, субъект-объектное воздействие. Оно предполагает пассивность адресата, основано на пассивном, некритическом восприятии сообщения. Способность критически воспринимать информацию снижается, когда человек находится в состоянии физического неблагополучия (утомлен, голоден, ослаблен физически). Так, например, технология вовлечения людей в деструктивные секты включает в себя методы снижения критичности (ограничения сна, ограничения питания, повторяющаяся монотонная деятельность). Зарубежными и отечественными социальными психологами описаны и другие факторы, повышающие эффективность внушения. Их можно разделить на три группы.

  • 1. Индивидуально-психологические факторы:
    • • возраст (дети больше поддаются внушению, чем взрослые);
    • • личностные характеристики (несамостоятельность, зависимость, отсутствие выраженных интересов).
  • 2. Социально-психологический фактор: авторитет лица, осуществляющего внушение (суггестора). Доверие к суггестору автоматически вызывает доверие к источнику информации и даже к социальной группе, к которой суггестор принадлежит.
  • 3. Ситуационные факторы: внушаемость повышается в ситуациях, непривычных, вызывающих тревогу, неуверенность, взволнованность и возбуждение, в ситуациях дефицита времени на принятие решения, т.е. в ситуациях кризисных и экстремальных[11].

Подражание имеет общие черты с явлениями заражения и внушения, однако его особенность заключается в том, что при подражании осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение человеком черт и образцов демонстрируемого поведения[12].

Традиция изучения подражания в социальной психологии восходит к теории подражания Г. Тарда, одним из положений которой является утверждение о том, что подражание — основной принцип развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности, распространяются социальные инновации. Социальные конфликты объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Более поздними исследователями теория Г. Тарда критиковалась за абсолютизацию роли подражания в развитии общества1.

В рамках необихевиористской ориентации в социальной психологии была разработана теория подражания как механизма социального научения (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура). А. Бандура описывает три способа подражания модели поведения, в результате которых формируется новое поведение: 1) наблюдение за поведением модели; 2) наблюдение за вознаграждением или наказанием модели поведения; 3) наблюдение за моделью, актуализирующей образцы поведения, уже известные наблюдающему[13] [14]. Г. М. Андреева отмечает, что эти три способа подражания могут проявляться и в социальном поведении[15].

Подражание — это важнейший механизм социального развития ребенка, но оно присуще в определенной мере и взрослым: молодые люди склонны подражать тому, что социально ново, при этом не только образцам социально значимым, по, прежде всего, внешне динамичным, ярким (образцам моды, кино и пр.).

Убеждение — это сознательное вербальное воздействие на другого человека или группу людей с использованием обоснованной и опирающейся на логику аргументации. Убеждение — это субъект-субъектное воздействие, предполагающее дискуссию между участниками процесса. Предполагается, что человек или аудитория должны не только понять, но и добровольно согласиться с получаемой информацией.

Для того чтобы убеждение было эффективным, коммуникатор должен учитывать следующие факторы:

  • • содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности;
  • • убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей личности;
  • • убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;
  • • при убеждении необходимо приводить и анализировать факты, известные слушателям;
  • • убеждая других, человек сам должен глубоко верить в то, что он сообщает[16].

Е. В. Сидоренко разделяет все способы психологического воздействия на конструктивные и неконструктивные. При неконструктивных видах влияния один человек стремится подчинить чувства и действия другого человека своим целям, желаниям, планам. При конструктивном воздействии взаимодействие партнеров происходит с их взаимного согласия.

Манипуляция — наиболее спорный с этической точки зрения, но чрезвычайно распространенный способ воздействия, проявляющийся в самых разных контекстах взаимодействия людей. Манипуляция определяется как скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей1.

Э. Шостром считал манипулирование злом и основным бедствием современного человека. Е. Л. Доценко называет манипуляцию способом воздействия, разрушающим как личность адресата, так и личность самого манипулятора[17] [18]. Авторы известного пособия по межличностному общению — В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа — считают, что приемлемость манипуляции зависит от того, используется ли она как основная стратегия поведения или как ситуативная тактика[19]. В качестве тактического приема манипуляция может использоваться в воспитании и обучении, например для создания дополнительной мотивации деятельности. Если манипуляция становится единственным способом воздействия, то формируется мапипулятивный стиль общения, при котором партнер воспринимается как «марионетка», как средство достижения целей. При этом личность партнера воспринимается не целостно, а как совокупность качеств, которые могут пригодиться для достижения личных целей. Такой стиль общения подразумевает и специфическую самоподачу: демонстрируется только та часть личности, которая поможет достижению целей. Результатом манипулятивного общения является, по мнению Ю. С. Кри- жанской и В. П. Третьякова, манипулятивная деформация личности[20].

Изучение способов социально-психологического воздействия имеет большое практическое значение. По мнению Е. В. Сидоренко, современный человек нуждается в знании об оказываемом на него во всех сферах жизнедеятельности воздействии и о способах корректного противостояния чужому воздействию

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСИСАНИЮ  Тема № 3.11 Международное право 1. Понятие международного права 2.Меж...