ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО И ПСА И ПД 1 КУРСА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА 25 по 31 декабря СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ ТЕМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Тема №17 Общение и социальное взаимодействие.
1. Общение как объект социально-психологических исследований.
2. Функции общения.
3.Общение как взаимодействие.
4. Институты коммуникации.
5. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
ЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
Тема №17 Общение и социальное взаимодействие.
Закономерности возникновения,
формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических
явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.
Социальная природа общения.Общение, как проявление всей системы
отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования
взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер
общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как
«реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей.
Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе:
конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств.Деятельностная
природа межличностных отношений.Сущностьконцепции деятельностного
опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский).Социальное
действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального
взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия
в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и
межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Основные подходы к
определениюсущности общения:интеракционистский – общение каксоциальное взаимодействие, коммуникация посредством
символов;когнитивистский– общениекак коммуникация, проявление
познавательных процессов, восприятий и аттитюдов;неофрейдистский–
общение какреализация бессознательной мотивации посредством
идентификации и психологической защиты;трансактный– общение какобмен
трансакциями, эго состояниями;необихевиористский – общение какобмен
подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации;персоналистический –
общение какличностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности
личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла;отечественный –
общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство
реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и
групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели;
вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта;
определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация
и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов
общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция
(стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.
Типология общения. Формы общения: а) по средствам:
непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное,
кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное
(императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое;
межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое,
интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое,
воспитательное, светское.
Классификация функций общения
в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная,
психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная
социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения:
интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и
обусловленность совместной деятельностью.
Основные категории: социальная
природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения,
деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения,
формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.
3.Общение как
взаимодействие.
Общение - сложный процесс
взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и
понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа,
люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне
человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и
невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Взаимодействие –
это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов
(субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и
связь. Виды взаимодействия Все виды разделяются
на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию
(конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее
организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Кооперация —
необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.
А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение
единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности
каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его
потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет"
и "мотив" деятельности не совпадают. Три основные формы
взаимодействия: 1) кооперация — сотрудничество
индивидов для решения общей задачи; 2) конкуренция — индивидуальная или
групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); 3) конфликт —
скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
4. Институты
Коммуникации
Социально-коммуникационный
институт — это
элемент индустриальной ОКС, представляющий собой формально учрежденную, т.е.
имеющую свой орган управления, совокупность организационных и технологических
систем, обладающих определенным, социально признанным назначением. В
современной индустриальной ОКС различаются следующие виды институтов.
1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих сущностных
функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию:
• архивное дело;
• библиотечно-библиографическое
дело;
• музейное дело;
• система научно-технической
информации;
• телекоммуникационные сети,
например Интернет.
2. Некумулятивные институты, не выполняющие социально-мнемическую
функцию и не входящие в состав социальной памяти:
• народное образование;
• система массовой коммуникации
(радио, телевидение);
• средства связи: почта,
телеграф, телефон;
• газетно-журнальное дело;
• книгоиздательское дело;
• книготорговое дело;
• туристическое дело;
• культурно-досуговая система.
Каждый институт располагает
профессионально подготовленными кадрами, занятыми практическим удовлетворением
общественных коммуникационных потребностей, обусловивших возникновение
института. Кроме того, в его состав входят: отраслевая наука, занятая
совершенствованием практики и самопознанием института; отраслевое образование, обеспечивающее
подготовку и переподготовку кадров профессионалов; органы
управления, организующие работу института; групповая специальная
коммуникация — профессиональная пресса, литература, устное общение,
формирование специальных фондов.
Кроме социальных институтов, в
составе индустриальной ОКС находятся службы или даже системы, не
достигшие уровня институциализации. Такими
доинституционными элементами являются: агентства по рекламе, фирменные маркетинговые
службы, службы паблик рилейшенз, службы референтов-переводчиков, команды
имиджмейкеров, биржи труда и справочные городские службы, организаторы
массовых праздников, шоу, чемпионатов и т. п.
Перечисленные
социально-коммуникативные институты ориентированы на удовлетворение
коммуникационных потребностей общества в целом, поэтому входящие в них службы
называются общими, или
публичными, массовыми, общедоступными. В дополнение к общим, различными
ведомствами и общественными организациями учреждаются специальные коммуникационные
службы: издательства, редакции журналов, библиотеки, информационные органы,
архивы, которые призваны обслуживать групповые потребности тех или иных
категорий специалистов. Эти службы обладают двойственностью: с одной стороны
они входят в состав индустриальной ОКС, где заимствуют технологии и используют
общедоступные ресурсы; с другой стороны они принадлежат некоммуникационным
специальным институтам (армия, государственное управление, материальное
производство и т. д.) и подчиняются органам управления этих институтов. Эта
двойственность обусловила разделение коммуникационных служб индустриальной ОКС
на две категории: общие и специальные, нередко соперничающие друг с другом за
приоритеты обслуживания специалистов. Специальные службы образуют свои
организационные и технологические системы, но до формирования коммуникационных
институтов дело не доходит. Исключением является Государственная система
научно-технической информации (ГСНТИ), достигшая статуса специального социального
института.
Наконец, можно по
масштабам деятельности разделить коммуникационные службы на
международные, национальные, региональные (областные, краевые), городские,
районные, локальные (точечные). По признаку собственности те
же службы подразделяются на государственные (федеральные), ведомственные,
муниципальные, общественные, частные, личные.
Сказанное не означает, что в
индустриальной ОКС не сохранились нормативные социальные институты. Они есть, и
ими остаются с давних пор естественный язык, фольклор, искусство, народные
промыслы и традиции, создателем и потребителем которых являются массовые
аудитории.
В итоге получается четырехслойная
структура индустриальной ОКС:
• нормативные коммуникационные
институты.
• учрежденческие коммуникационные
институты общего назначения, включающие кумулятивные и некумулятивные
институты;
• коммуникационные службы
некоммуникационных социальных институтов и специальные коммуникационные
институты (ГСНТИ);
• доинституционные
коммуникационные службы.
В качестве социальных
коммуникантов и реципиентов индустриальной ОКС выступают: население, массовая
аудитория (М) и
специальные социальные группы (Г).
1. Межличностные конфликты
и способы их разрешения.
Конфликт – это один из способов разрешения проблем
и противоречий, возникающих в результате взаимодействия между индивидами или
группами людей. При этом он сопровождается негативными эмоциями и поведением,
выходящим за нормы, принятым в обществе.
Во время конфликта каждая из
сторон занимает и отстаивает противоположную позицию по отношению друг к другу.
Ни один из оппонентов не желает понимать и принимать мнение противника.
Конфликтующими сторонами могут быть не только отдельные люди, но и общественные
группы и государства.
Межличностный конфликт и его особенности.
Если интересы и цели двух или
более людей в конкретном случае расходятся, и каждая сторона старается решить
спор в свою пользу, возникает межличностный конфликт. Пример такой ситуации –
ссора между мужем и женой, ребенком и родителем, подчиненным и начальником.
Этот тип конфликта является самым распространенным и наиболее часто
случающимся. Межличностный конфликт может происходить как между хорошо
знакомыми и постоянно общающимися людьми, так и между теми, кто видит друг
друга в первый раз. При этом отношения выясняются оппонентами лицом к лицу,
путем личного спора или дискуссии.
Этапы межличностного конфликта
Конфликт представляет собой не
просто спор двух участников, возникающий стихийно и неожиданно. Это состоящий
из нескольких этапов процесс, постепенно развивающийся и набирающий силу.
Причины межличностных конфликтов могут накапливаться иногда довольно длительное
время, прежде чем выльются в открытое противостояние.
На первом этапе конфликт носит скрытый характер. В
это время только назревают и формируются противоречивые интересы и взгляды. При
этом оба участника конфликта считают, что их проблему можно решить посредством
переговоров и дискуссий.
На второй стадии конфликта стороны осознают, что мирным путем
преодолеть их противоречия не удастся. Возникает так называемая напряженность,
которая возрастает и набирает мощь.
Третий этап характеризуется началом активных
действий: споров, угроз, оскорблений, распространением негативной информации о
противнике, поиске союзников и единомышленников. При этом между участниками накапливается
взаимная неприязнь, ненависть, озлобленность.
Четвертый этап – это процесс разрешения
межличностных конфликтов. Он может закончиться примирением сторон или разрывом
отношений.
Виды межличностных конфликтов
Существует множество
классификаций межличностных конфликтов. Они разделяются по степени тяжести,
длительности течения, масштабам, форме проявления, предполагаемым последствиям.
Наиболее часто виды межличностных конфликтов различаются по причинам их
возникновения.
Самым распространенным является конфликт
интересов. Он возникает, когда люди имеют противоположные планы, цели,
намерения. В качестве примера можно привести такую ситуацию: двое друзей не
могут договориться о том, как провести время. Первый хочет сходить в кино,
второй желает просто прогуляться. Если ни один из них не захочет идти на
уступки другому, и договориться не получится, может возникнуть конфликт
интересов.
Второй разновидностью
являются ценностные конфликты. Они могут возникнуть в тех случаях,
когда у участников имеются различные нравственные, мировоззренческие,
религиозные представления. Ярким примером противостояний этого типа является
конфликт поколений.
Ролевые конфликты – третий вид межличностных
противоборств. В этом случае причиной являются нарушения привычных норм поведения
и правил. Такие конфликты могут происходить, к примеру, в организации, когда
новый сотрудник отказывается принимать установленные коллективом порядки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий