https://www.blogger.com/blog/page/edit/804514597640643730/5631630130906404661

среда, 5 ноября 2025 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ .


Тема № 3.4 Рыночные отношения в экономике.

Рыночные механизмы.

1.Рыночный спрос

2.Рыночное предложения

Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка: спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

Величина спроса — это объём (количество) товара определённого вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Это действительно для большинства товаров/услуг, иначе называемых нормальными, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя. Исключениями являются, например, низшие товары Гиффена, спрос на которые будет уменьшаться.

Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот. Например, стоимость недорого вафельного стаканчика с мороженым 20 рублей, а эскимо — 100 рублей. В летний сезон, когда спрос на мороженое в целом повышается, покупают больше и стаканчиков, и эскимо.  

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.

Этот график (рис. 5) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон спроса.

Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.

Основные неценовые факторы спроса:

  • цены на сопряжённые товары (товары-субституты и комплементы). Товары-субституты — взаимозаменяемые товары, повышение цены на один из которых ведет к повышению спроса на другой, и наоборот;
  • цены на комплементарные товары — взаимодополняемые товары, повышение цены на один из которых ведет к уменьшению спроса на другой, и наоборот;
  • число покупателей;
  • ожидания изменения цены;
  • потребительские предпочтения;
  • мода;
  • доход потребителя и др.

Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Величина предложения — это объём (количество) товара определенного вида, который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.


Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.

Этот график (рис. 10) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон предложения.

Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.

Основные неценовые факторы предложения:

  • цены на ресурсы;
  • технология производства;
  • число продавцов на рынке;
  • ожидания изменения цен;
  • цены на другие товары;
  • налоги и дотации и др.

Неценовые факторы могут быть общими и для спроса, и для предложения, а могут относиться только к покупателям/производителям.



 Тема № 3.5 Рынки.

1.                Рынок как общественный институт.

2.                Рыночное ценообразование.

3.                Закон спроса. Закон предложения.

4.                Рыночное равновесие. Равновесная цена.

5.                Конкуренция и монополия.

 

 

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей, обладающих свободой экономических действий, друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Не стоит путать с иным значением этого термина, когда рынок обозначает конкретное место торговли.

Рыночный механизм — совокупность взаимодействий между основными элементами рынка. Это взаимосвязи спроса и предложения на какой-либо товар/услугу.

Признаки рынка:

  • Нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.
  • Нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать.
  • Нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Условия нормального функционирования рынка:

1) конкурентная среда (условия для создания соперничества за наиболее выгодные условия на рынке);

2) свободное (от принуждения извне) ценообразование;

3) многообразие форм собственности (частная, коллективная, государственная и пр.);

4) отсутствие монополизации (появления единственного поставщика товаров/услуг на рынке) рынка;

5) действие законов, охраняющих права собственников;

6) наличие резервов роста экономики (финансовый и физический капиталы, природные ресурсы);

7) обеспечение подвижности ресурсов (отсутствие внутренних таможенных границ и запретов, свободные торговые зоны и т. п.);

8) наличие рыночной инфраструктуры (совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство, например, фондовые биржи, страховые компании и пр.).


Основные функции рынка:

1) посредническая — соединение производителей товаров и их потребителей;

2) ценообразования — установление равновесной цены (по которой производитель готов продать, а покупатель готов приобрести или, иначе говоря, цены, при которой спрос на товар равен предложению товара) на тот или иной вид товара;

3) информационная — предоставление информации о рыночных процессах, участниках рынка, размерах спроса и предложения;

4) регулирующая — отток капиталов из менее выгодных отраслей производства в более прибыльные отрасли;

5) санирующая (оздоровительная) — «санация» (освобождение) экономики от неэффективной хозяйственной деятельности, например, банкротство нерентабельных (неприбыльных, убыточных) предприятий. 

Черты рынка:


Позитивные стороны рынка


Негативные стороны рынка


1) Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства. 


1) Не гарантирует решение ряда социально-экономических проблем, например, безработицы, высокого уровня инфляции и пр.


2) Способен саморегулироваться в процессе экономической деятельности. Рынок подстраивается под реалии общественной жизни и способен достаточно быстро перестраиваться.


2) Распределяет продукцию по результатам конкуренции (т. е. тем, кто больше заплатит), что усугубляет социальное неравенство.


3) Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность. Спрос порождает предложение.


3) Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку защита от конкурентов в свою очередь приводит к сговорам и слияниям, также  научно-технический прогресс способствует концентрации и централизации капитала.


4) Стимулирует научно-технический прогресс (экономия ресурсов выгодна производителям) и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе. 


4) Не решает проблему внешних издержек (экстернальных), т. е. издержек, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества. Например, это загруженность дорог воздел крупных предприятий/складов в часы-пик.


 


5) Не может решить все региональные проблемы, которые связаны прежде всего с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов.


 


6) Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала, т. е. приводит к периодическим экономическим кризисам.


Основные виды рынков:


Основания (критерии) для классификации


Виды рынков


Действующее законодательство


легальный (законный)

нелегальный (теневой)

Товары и услуги


потребительских товаров и услуг

средств производства

рабочей силы

инвестиций (долгосрочных вложений)

иностранных валют

ценных бумаг (фондовые биржи)

научно-технических разработок и инноваций 

информации

Пространственный признак


мировой

региональный

национальный

местный

Тип конкуренции


совершенная (чистая) конкуренция

несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,  монополистическая конкуренция

 

Спрос и предложение
Спрос

Спрос — это желание и возможность покупателей приобрести конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте по конкретной цене.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене. 

Величина спроса зависит от цены на товар и ряда неценовых факторов.

Закон спроса

Чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем меньше величина спроса: то есть покупатели обычно охотнее приобретают товары по низкой цене, чем по высокой, и наоборот. 

Например, при высокой цене потребитель готов купить 1 кг бананов, а при более низкой — 3 кг.

 

Неценовые факторы спроса

 На спрос может влиять не только цена конкретного товара, но и другие факторы.

  •  Цены на товары-заменители. Например, если повысятся цены на мандарины, увеличится величина спроса на апельсины, на которые цена не менялась: мандарины и апельсины — схожие товары.
  • Цены на дополняющие товары. Например, повышение цен на бензин ведёт к снижению величины спроса на автомобили, работающие на этом топливе: такой автомобиль без бензина нельзя использовать по назначению.
  •  Вкусы покупателей (мода). Например, мода на кроссовки увеличивает величину спроса на них.
  • Число покупателей. Например, рост рождаемости привёл к увеличению спроса на детские товары.
  • Доходы покупателей. Например, при увеличении зарплат работники завода могут купить больше товаров для себя — продуктов, одежды.
  • Сезонность. Например, купальники больше покупают летом, чем зимой.
  • Традиции. Например, ёлки покупают перед Новым годом.

Спрос может меняться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса отражается в изменении положения кривой спроса (D — demand, спрос), то есть в её перемещении на плоскости из позиции кривой D1 к D2. 

Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, речь идёт об увеличении спроса:

 

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение спроса:

 

Предложение

Предложение — готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время по конкретной цене.

Величина предложения — количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене.

Величина предложения зависит от цены на товар и ряда неценовых факторов.

Закон предложения

Чем выше цена на товар при прочих равных условиях,  тем больше величина предложения: то есть рост цен обычно увеличивает на рынке количество предлагаемых производителями товаров, и наоборот.

Например, при высокой цене продавец готов продать 100 кг бананов, а при более низкой — лишь 30 кг.

 

Неценовые факторы предложения

  •  Технология производства. Например, по новой технологии производитель может выпустить больше мороженого из прежнего количества молока, то есть величина предложения увеличится.

·        Налоги и дотации. Например, повышение налогов, которые платит производитель конфет, уменьшает количество его денежных средств и уменьшает предложение; помощь предприятию в виде дотаций (денежных средств) увеличивает количество средств производителя и увеличивает величину предложения.

·        Число продавцов. Например, увеличение числа продавцов кваса увеличивает величину предложения.

·        Цены на ресурсы. Например, при более низкой цене на молоко производитель имеет возможность увеличить предложение сметаны.

·        Расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг. Например, при повышении цен на транспортировку мяса его предложение может сократиться.

Предложение может меняться: увеличиваться или уменьшаться. Изменение предложения отражается в изменении положения кривой предложения (S — supply, предложение), то есть её перемещении на плоскости из позиции кривой S к S1. 

Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, речь идёт об увеличении предложения:

 

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение предложения:

 

Рыночная (равновесная) цена

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Рыночная (равновесная) цена — это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

Графически пересечение кривых спроса и предложения происходит в некой точке А, называемой точкой равновесия. В этой рыночной ситуации товар/услуга продаются по равновесной (рыночной) цене — цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

 

При цене выше равновесной на рынке возникает ситуация избыточного предложения — затоваривания. Чтобы избавиться от затоваривания, цену приходится снижать.

При цене ниже равновесной на рынке возникает ситуация неудовлетворённого спроса — дефицита. При дефиците цены растут, пока не достигнут уровня равновесных.

 Конкуренция

Конкуренция — соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные последствия.Последствия конкуренции 

К положительным можно отнести:

  •  повышение качества товаров и услуг. Например, чтобы привлечь покупателей, молокозавод повысил качество выпускаемого мороженого;
  •  расширение ассортимента товаров и услуг. Например, чтобы привлечь покупателей, молокозавод расширил ассортимент мороженого;
  •  снижение цен. Например, чтобы привлечь покупателей, молокозавод снизил цены на мороженое;
  •  повышение эффективности производства. Например, чтобы повысить качество и ассортимент мороженого, молокозавод установил новое оборудование.

 Отрицательные последствия конкуренции:

  •  отвлечение больших средств на рекламу, которую в итоге оплачивает покупатель. Например, стоимость рекламы на памперсы входит в цену товара;
  •  использование нечест­ных методов борьбы. Например, клевета в интернете, взятки, криминальные разборки;
  •  постоянное разорение многих товаропроизводи­телей, порождающее нестабильность, безработицу. Например, закрытие магазина, который разорился из-за конкуренции, привело к увольнению продавцов.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

 

Типы конкуренции

 

Совершенная конкуренция — вид конкуренции, при котором на рынке существует много продавцов, которые предлагают одинаковую продукцию, например рынок сельхозпродуктов, рынок акций. Продавцы не могут контролировать цены друг друга. Существует конкуренция товара в чистом виде. Совершенная конкуренция — в значительной мере теоретический конструкт, так как в реальных ситуациях важными факторами, помимо самого товара, являются дополнительные конкурирующие условия, например местонахождение продавца, комфорт для покупателя.

Монополистическая конкуренция — вид конкуренции, при котором на рынке существует много продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию, например рынок одежды, обуви, парфюмерии. Продавцы не могут значительно влиять на цены друг друга.

Олигополия — вид конкуренции, при котором на рынке существует лишь несколько продавцов, предлагающих дифференцированную или стандартизированную продукцию, например рынок провайдеров интернет-услуг, мобильной связи. Продавцы взаимозависимы в принятии ре­шений о ценах на свою продукцию. Обычно выход на такой рынок новых продавцов затруднён, это связано с большими денежными вложениями.

Монополия — вид конкуренции, при котором на рынке существует лишь один продавец, который предлагает уникальную продукцию, например РЖД, легальные монополии, газо-, тепло, водоснабжение. Продавец полностью контролирует цены.

 Антимонопольное законодательство

Потребитель обычно проигрывает от монополии на рынке: увеличиваются цены, снижается качество продукции, уменьшается ассортимент. Поэтому в большинстве стран мира существует антимонопольное законодательство.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПСО, ПСА ,ПД 1 КУРСА   ЛЕКЦИИ СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ . Тема № 3.4 Рыночные отношения в экономике. Рыночные механизмы. 1.Ры...